12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Уроки географии»
6

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в качестве цели и результата образования выступают различные компетенции. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Более широким понятием, включающим в себя различного рода компетенции, является «компетентность». Компетентность – опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3,8].

Какими же компетенциями должны обладать будущие выпускники? Ответ на этот вопрос тоже можно найти во ФГОСе в разделе «Портрет выпускника». Помимо всех перечисленных компетенций стоит обратить внимание на две из них. Их суть заключается в том, что выпускник школы должен активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества; уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применяющий полученные знания на практике [6]. Чтобы выпускник смог обладать такими качествами, нужно сформировать у него исследовательскую компетентность.

Исследовательская компетентность – это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта проведения исследования, получение определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы [2].

Организацию научно-исследовательской работы в школе можно осуществить как на уроках географии,  так и во время внеурочной деятельности. Особенно это актуально во внеурочной работе. Вовлечение в научную работу в школе способствует развитию навыков проектной, коммуникативной и творческой деятельности, что в дальнейшем способствует успешной адаптации к требованиям системы высшего образования и работодателей [1].

География является школьным предметом, который создает не только комплексное представление о Земле, но и способствует формированию личных качеств, таких как патриотизм и любовь к Родине. Воспитание этих качеств и развитие навыков научной работы реализуется через региональный компонент географического образования – краеведение.

Географическое краеведение изучает природу, население, хозяйство родного края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход [4,7]. Географическое краеведение способствует формированию ключевых компетенций школьников, в том числе и исследовательской компетенции.

Исследовательская компетентность является интегральной величиной и включает в себя ряд следующих компетенций: мотивационную, информационно-познавательную, ценностно-нормативную, коммуникативную и практико-созидательную [1,3]. Мотивационная компетенция предполагает побуждение, причину или повод изучать свой край. Мотив может быть внешним и внутренним. Информационно-познавательная компетенция формируется путем накопления знаний о своей местности. Ценностно-нормативная компетенция развивается посредством смысловой оценки объектов современного ландшафта своей местности путем изучения и применения методов краеведческих исследований: изучение литературных краеведческих источников, картографический метод, метод полевых исследований, статистический метод. Формирование коммуникативной компетенции происходит в ходе индивидуальной и групповой исследовательской работы. Опыт сотрудничества и коллективного взаимодействия в процессе коллективной работы над исследованием формирует такие качества личности, как способность работать в коллективе, умение брать на себя ответственность за принятое решение, уметь анализировать результаты деятельности. Практико-созидательная компетенция заключается в создании продукта собственной научной деятельности. Продуктом могут быть мультимедийная презентация, видеофильм, доклад, модель или макет процесса или явления, собственный атлас, игра, квест, экскурсия и многое другое. [1]. Иногда результаты исследовательской деятельности школьников выходит за рамки образовательного учреждения и находит применение на местном, региональном, российском, а порой и на международном уровнях.

Реализации исследовательской компетентности происходит путем применения различных педагогических технологий, например, таких как технология развивающего и проблемного обучения, проектный метод обучения.

Технология развивающего обучения – это педагогическая технология, побуждающая к активной исследовательской работе. Основные принцип этой технологии – желание узнать новое, познавательная активность, самоорганизация, самоконтроль, умение сотрудничать [5]. Трудно не заметить, что принципы этой технологии схожи с компетенциями, перечисленными ранее. Для организации познавательной активности обучающимся можно предлагать задания творческого характера с опорой на краеведческий материал. Например, составить кроссворд по теме «Достопримечательности родного края», квест «Уникальные уголки природы родного края», мини-эссе на тему «Мой любимой уголок города/села» и многое другое. Среди методов развивающего обучения стоит применять такие, как системный анализ, «мозговой штурм», метод «контрольных вопросов» и другие методы, способствующие активизации мыслительной деятельности.

Технология проблемного обучения также способствует развитию исследовательских умений и навыков, помогает добиться поставленной цели и создать творческую атмосферу. Проблемные вопросы и задания имеют личностно-ориентированный характер и возникают из опыта и потребностей самих обучающихся. При использовании данной технологии используются различные  виды проблемных заданий [5]. Например, задание на установление многозначных причинно-следственных связей. Задания могут быть сформулированы так: сравните и объясните различия производственного и научного  потенциала Советского и Первомайского районов г. Новосибирска; объясните причины экологических проблем, которые возникли на территории Советского района, вследствие строительства Новосибирского водохранилища и т.д.

Проектный метод обучения в географическом краеведении занимает одно из важных мест. Его суть заключается в самостоятельном освоении учебного материала и получении результата в виде конкретного продукта. Метод проектов приближает обучение к решению общественных, практически значимых проблем родного края, что делает обучение личностно значимым [5]. Темы проектов могут быть следующими: «История города в названиях улиц», «Редкие природные явления», «Создание экологической тропы», «Определение качества воды в своем населенном пункте» и другие.

Подводя итог, можно сказать, что географическое краеведение является платформой и основанием для осуществления научно-исследовательской деятельности. Как было сказано ранее, исследовательская компетентность это интегральная величина. Это значит, что ее становление должно происходить поэтапно – от создания мотива до проектирования конечного продукта деятельности. Поэтому, результатом каждого этапа является формирование какой-либо отдельной компетенции, что достигается путем применения различных педагогических технологий. Несомненно, это трудоемкий и кропотливый процесс, как для обучающегося, так и для педагога, организовавшего исследовательскую работу. Он требует огромного профессионального роста, креативности и научного поиска.  ​​​​​​​

Список использованной литературы

1. Винокурова Н.Ф., Чебурко Д.Ф, Краева Ю.Р. Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 61-64.

2. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание // Дискуссия. 2013. № 3(33). С. 90-95.

3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31

4. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 1963. 151 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314 /. (дата обращения: 29.12.2019).

7. Фортуна С.А. Роль краеведения в школьном образовании // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. №1. С. 147-150.

8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. 2012. №2. С. 1-25.



Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.