Применение методов стимулирования интереса к учению детей с ОВЗ на уроках краеведения
По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Законодательство РФ в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок с ОВЗ получил качественное образование, позволяя найти оптимальный способ успешно адаптироваться в жизни. Такие дети требуют некоторой специфики при обучении. Задачи же учителя – подготовить ребенка с ОВЗ, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, повысить познавательную активность обучающихся, способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, моделировать материал, добывать знания и т.д.
От того, в каких условиях находится ребёнок с самого раннего возраста, во многом зависит его будущее. Ребята с ОВЗ имеют меньше возможностей совершать поездки, экскурсии по стране, своему родному краю. С целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и был веден в ЦДО детей с ОВЗ курс «Доноведение».
Решить поставленные перед учителем задачи, преподавая курс «Доноведение», возможно через организацию очных экскурсий по городам области, заочных и виртуальных экскурсий по селам своего района, ролевых игр, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Исследовательский и проектный методы обучения относятся к активным методам обучения и обеспечивают глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышают личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Через использование активных методов обучения ребенок познает историческую картину проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. На самых доступных, примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между объектами и явлениями окружающей ребёнка природной и социальной действительности. Младшие школьники познают прошлое и настоящее из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, выступая в роли экскурсоводов, фотографов, журналистов, историков, исследователей, авторов заданий, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего родного края. Важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочное время. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.
Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что не мало важно в изучении истории родного края. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую деятельность учащихся. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы получают конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. Курс «Доноведение» в ЦДО детей с ОВЗ преподается менее двух лет, но о положительных результатах, первых достижениях ребят в изучении данного курса можно говорить уже сейчас. Обучающиеся принимают участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах, оформляют тематические презентации, выполняют проекты, создают видеоролики, изготавливают поделки, книжки-малышки с заданиями к урокам доноведения и т.д.
Чекаленкова А., выступив в роли экскурсовода, совместно со своими родителями и учителем Земляковой Н.И. совершила экскурсию по своему родному г.Новочеркасску. Она познакомила учителя, проживающего в другом городе РО, с дорогими ее сердцу местами, с историческими и современными достопримечательностями города. Во время экскурсии, выступив в роли историка, Настя рассказала учителю об истории своей семье, о том, что ее прадедушка в годы Великой Отечественной войны во время оккупации г.Новочеркасска работал в подполье, был коммунистом, но был схвачен и расстрелян гестаповцами. Ученица выступала в роли соавтора статьи «Фотоотчет на тему: «Моя малая Родина»». Обучающиеся Иваненко Н.Ю. выполнили презентации по итогам экскурсий, совершенных по своим родным и историческим местам РО. Выступив в роли фоторепортеров, ребята рассказали об экскурсии в станицу Вешенскую, о красоте реки Маныч (Фияло Г.), об истории и достопримечательностях г.Новочеркасска (Яаковлев И.). Со своими работами ребята приняли участие в краеведческой конференции «Как у нас на Тихом Дону». Обучающиеся Мухамедов Г., Зайцев И., Фияло Г. принимали участие в одноименной краеведческой олимпиаде, где заняли призовые места, о чем свидетельствуют дипломы победителей.
Одно из главных мест в УВП занимают методы стимулирования и мотивации интереса к учению. Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся показали следующие закономерности. Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей учеников. Большим стимулом, при выполнении какой-либо работы, для ребят является и тот факт, что с его материалом могут познакомиться другие обучающиеся ЦДО, ребята из разных школ области, страны. Тимофеев М. с проектом «Моя малая Родина» (свидетельство о публикации), Кочка В. с презентацией «Мой любимый город Аксай» (свидетельство о публикации) приняли участие в проекте «Алые паруса» на сайте «Социальная сеть работников образования». Ребята, работая над проектом и презентацией, выступили в роли исследователей. Обучающийся Тимофеев М. и учитель Ольховская Н.И. с совместным проектом «Сувенир моей малой Родины» приняли участие в конкурсе «Талантоха-4» (диплом за 3 место). Мачуха Н., выступив в роли фотокорреспондента, с презентацией «Волгодонск - город молодости» принял участие в конкурсе «Краеведение» (диплом за 3 место), в конкурсе «Мой город» (диплом за 1 место). В результате творческой работы ребят, которые выступили в роли экскурсоводов, фотокорреспондентов, историков, и их родителей были созданы презентации о городах: Батайске (Давтян А.), Ростове-на-Дону (Кожевников А., Карпенко М.), Аксае (Кочка В.), Волгодонске (Мачуха Н.), Таганроге (Сорокин Д.); видеоролики о Волгодонске (Мачуха Н.), Новочеркасске (Евстратов Д.), Ростове-на-Дону (Кожевников А.). При совместной работе учителей Иваненко Н.Ю., Назаренко В.Ф., Ольховской Н.И. и обучающихся Мухамедова Г., Зайцева И., Фияло Г., Яаковлева И., Тимофеева М., Зайченко А. был создан видеоролик из рисунков, фотографий, поделок обучающихся «Как у нас на Тихом Дону», выполнены проекты «Сувенир Донского края», «Любовь к малой родине в творчестве поэта и земляка В. А. Костенко».
Применение активных методов обучения, в частности проектного метода, методов стимулирования и мотивации интереса к учению повышает познавательную активность обучающихся с ОВЗ, способствует развитию у ребят умения творить, решать проблемы, моделировать материал, самостоятельно добывать знания, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Литература:
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. А.Д.Вильшанская Школьный психолого-медико-педагогический консилиум.- Волгоград: Учитель, 2008.
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы - М. : ВЛАДОС, 2003.
4. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: “ВАК”, 2008.
Учитель начальных классов: Ольховская Н.И.