Статья на тему «Проблемно-исследовательский компонент как средство формирования УУД на уроках географии и во внеурочной деятельности»

1
0
Материал опубликован 19 August 2020

Вельдясова Светлана Александровна, учитель географии. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

Проблемно-исследовательский компонент как средство формирования УУД на уроках географии и во внеурочной деятельности

Создание культуры интеллектуальной деятельности обучающихся – одна из основных воспитательных и общеобразовательных задач. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников невозможно сформировать без применения технологии проблемного обучения. В условиях реализации ФГОС ОО под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данная тема актуальна т.к. с помощью проблемных методов и исследовательской деятельности у школьников формируются навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Проблемное обучение – это развивающее обучение, потому что размышлять человек начинает в тот момент, когда ему необходимо что-либо понять.

Наиболее эффективными являются следующие методы проблемного обучения:

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательская деятельность;

метод проблемного диалога.

Для более эффективной работы возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование различных приемов. Например, на этапе актуализация знаний используются следующие приемы:

«корзина идей»;

«да-нет»;

«портрет известного человека»;

«визуальный ряд»;

«загадки-загадки»;

«удивляй».

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков необходимо определить возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода. Первый вопрос, который встает перед учителем – это определение проблем. Для их составления используются разные источники – учебники, методическую литературу, научные и научно-популярные географические публикации, периодическую печать.

Главная трудность заключается в том, что в ходе решения проблемных заданий с ними справляются наиболее сильные учащиеся. Поэтому для того, чтобы все ученики смогли решать учебные проблемы, они должны пройти основные этапы решения заданий:

осознание проблемы;

формулировка гипотезы;

доказательство гипотезы;

общий вывод.

В процессе изучения географии на уроках используются разные типы проблемных ситуаций (заданий):

Тип проблемной ситуации (задания)

Пример

Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания.

Имеющиеся знание о том, что все бессточные озера соленые.

Задание: установить почему вода в бессточном озере Чад является пресной.

Задания-парадоксы.

Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?

Проблемные ситуации, в основе которых лежит лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями.

Определить почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары».

Проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей.

Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное; в условиях НТР увеличивается или уменьшается влияния природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Высшая степень проблемности присуща такой проблемной ситуации, в которой ученик:

сам формулирует проблему (задачу);

определяет пути её решения;

сам решает эту ситуацию;

в итоге получает для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

Условиями успешности обучения являются:

проблематизация учебного материала;

активность ребенка;

связь обучения с жизнью.

В процессе проблемного обучения формируется и получает развитие целый ряд универсальных учебных действий:

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

В результате использования проблемного обучения и исследовательской деятельности на уроках географии и внеурочной деятельности наблюдается:

положительная динамика результатов освоения учащимися образовательной программы. Успеваемость по географии составляет 100 %;

повышения уровня формирования УУД;

повышения уровня познавательного интереса, учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и занимают призовые места.

Анализ достигнутых результатов показывает, что использование проблемного подхода в обучении географии повышает познавательный интерес и способствует повышению качества знаний учащихся. Следовательно, необходимо придерживаться не только традиционных форм обучения, но и прибегать к проблемному подходу.

Преимущество проблемного обучения очевидно. Оно отражает потребности учащихся, помогает овладеть исследовательскими навыками, формирует положительные мотивы к изучению географии и учебному процессу в целом.

Курс географии – один из самых интересных в школьной программе. С учетом сложностей изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов применение технологии проблемного обучения делает обучение более эффективным и интересным.

Список использованных источников

Бухарова, И. С. Проблемный подход в развитии неадаптивной активности старших дошкольников [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.07: защищена 29.04.2005 / Бухарова Инна Сергеевна, 2005. – 167 с.

Ермолович, М. М. Методика преподавания географических дисциплин [Текст]: учеб. пособие / М. М. Ермолович. – Минск.: БГУ, 2007. – 81 с.

Мельникова, Е. Л. Методы обучения: другой взгляд [Текст] / Е. Л. Мельникова // Инновации в образовании. – 2018. №5. – 16 с.

Миронов, А. В. Технология проблемного диалога на современном уроке [Текст] / А. В. Мировнов // Начальная школа плюс до и после. 2014. – № 4. – С. 14-21.

Самойлова, Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / Е. А. Самойлова // Школьная педагогика. 2015. – № 1. – С. 34-38.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации