Статья на тему «Проблемно-исследовательский компонент как средство формирования УУД на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Вельдясова Светлана Александровна, учитель географии. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Проблемно-исследовательский компонент как средство формирования УУД на уроках географии и во внеурочной деятельности
Создание культуры интеллектуальной деятельности обучающихся – одна из основных воспитательных и общеобразовательных задач. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников невозможно сформировать без применения технологии проблемного обучения. В условиях реализации ФГОС ОО под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Данная тема актуальна т.к. с помощью проблемных методов и исследовательской деятельности у школьников формируются навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Проблемное обучение – это развивающее обучение, потому что размышлять человек начинает в тот момент, когда ему необходимо что-либо понять.
Наиболее эффективными являются следующие методы проблемного обучения:
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательская деятельность;
метод проблемного диалога.
Для более эффективной работы возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование различных приемов. Например, на этапе актуализация знаний используются следующие приемы:
«корзина идей»;
«да-нет»;
«портрет известного человека»;
«визуальный ряд»;
«загадки-загадки»;
«удивляй».
Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков необходимо определить возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода. Первый вопрос, который встает перед учителем – это определение проблем. Для их составления используются разные источники – учебники, методическую литературу, научные и научно-популярные географические публикации, периодическую печать.
Главная трудность заключается в том, что в ходе решения проблемных заданий с ними справляются наиболее сильные учащиеся. Поэтому для того, чтобы все ученики смогли решать учебные проблемы, они должны пройти основные этапы решения заданий:
осознание проблемы;
формулировка гипотезы;
доказательство гипотезы;
общий вывод.
В процессе изучения географии на уроках используются разные типы проблемных ситуаций (заданий):
Тип проблемной ситуации (задания) |
Пример |
Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие между имеющимися знаниями и знаниями, требуемыми для выполнения задания. |
Имеющиеся знание о том, что все бессточные озера соленые. Задание: установить почему вода в бессточном озере Чад является пресной. |
Задания-парадоксы. |
Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить? |
Проблемные ситуации, в основе которых лежит лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями. |
Определить почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары». |
Проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей. |
Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное; в условиях НТР увеличивается или уменьшается влияния природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
Высшая степень проблемности присуща такой проблемной ситуации, в которой ученик:
сам формулирует проблему (задачу);
определяет пути её решения;
сам решает эту ситуацию;
в итоге получает для себя ценный, значимый, ощутимый результат.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью.
В процессе проблемного обучения формируется и получает развитие целый ряд универсальных учебных действий:
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
В результате использования проблемного обучения и исследовательской деятельности на уроках географии и внеурочной деятельности наблюдается:
положительная динамика результатов освоения учащимися образовательной программы. Успеваемость по географии составляет 100 %;
повышения уровня формирования УУД;
повышения уровня познавательного интереса, учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Анализ достигнутых результатов показывает, что использование проблемного подхода в обучении географии повышает познавательный интерес и способствует повышению качества знаний учащихся. Следовательно, необходимо придерживаться не только традиционных форм обучения, но и прибегать к проблемному подходу.
Преимущество проблемного обучения очевидно. Оно отражает потребности учащихся, помогает овладеть исследовательскими навыками, формирует положительные мотивы к изучению географии и учебному процессу в целом.
Курс географии – один из самых интересных в школьной программе. С учетом сложностей изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов применение технологии проблемного обучения делает обучение более эффективным и интересным.
Список использованных источников
Бухарова, И. С. Проблемный подход в развитии неадаптивной активности старших дошкольников [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.07: защищена 29.04.2005 / Бухарова Инна Сергеевна, 2005. – 167 с.
Ермолович, М. М. Методика преподавания географических дисциплин [Текст]: учеб. пособие / М. М. Ермолович. – Минск.: БГУ, 2007. – 81 с.
Мельникова, Е. Л. Методы обучения: другой взгляд [Текст] / Е. Л. Мельникова // Инновации в образовании. – 2018. №5. – 16 с.
Миронов, А. В. Технология проблемного диалога на современном уроке [Текст] / А. В. Мировнов // Начальная школа плюс до и после. 2014. – № 4. – С. 14-21.
Самойлова, Е. А. Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / Е. А. Самойлова // Школьная педагогика. 2015. – № 1. – С. 34-38.