Статья «Формирование коммуникативного навыка у младших школьников через использование метода проекта»
Формирование коммуникативного навыка у младших школьников через использование метода проекта
Иванова Ольга Александровна
Учитель начальных классов
Среднее (полное) образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа №5
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста на современном этапе развития социальных отношений является одной из важнейших проблем. Дети младшего школьного возраста не умеют взаимодействовать, сотрудничать друг с другом. В настоящее время, дети не обладают коммуникативными навыками. Усвоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволить детям успешнее реализовать свой потенциал.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиеся эгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций в ходе обучения обойтись нельзя.
Метод проектов приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» — вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации.
Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя; умение применять полученные знания в жизни. Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что данная технология ориентирована на практический, реальный результат, так как во время выполнения заданий строятся новые отношения между учениками и учителем, расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес, появляется возможность проявить свои организаторский способности, а так же он позволяет школьнику возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.
Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.
Пример предполагаемых проектов на формирующем этапе
Тема |
Краткое содержание |
«Заповедники Хакасии» |
Творческий проект направлен на развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, через ознакомление с родным краем и его достопримечательностью. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Закрепить представления о многообразии животного мира Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях. Вовлечение детей в совместную работу над проектом, способствует развитию кругозора детей, формированию познавательной активности, уважительного отношения к людям труда и создание радостной атмосферы в процессе общения при выполнении работы.
|
«Национальные праздники» |
Приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
|
Список литературы
Бахир, В.Х. Эксперимент в начальных классах/В.Х. Бахир, //Начальная школа. -1997.-№5.
Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ В.С.Безрукова - Екатеринбург: Дом учителя,2000.
Винокурова, Н.Лучшие тесты на развитие творческих способностей/Н. Винокурова. - М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
Выгодский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выгодский. - М.-Педагогика,1991.
Исследовательская деятельность в школе. - М.Сентябрь,1999. -(Библиотека журнала «Директор школы». - 1999. Вып.6.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/А.И.Савенков. -М.: Ось-89,2006.
Тащёров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании/ С.Г. Тащёров. - Рига,1997.
Фопель, К.Как научить детей сотрудничать? (4ч.)/К. Фопель. М.: Генезис.1998.