Формирование культуры безопасного образа жизни у младших школьников на уроках учебного предмета «окружающий мир»
ФОРМИРОВАНИЕ культуры БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ на уроках учебного предмета «окружающий мир»
Гужавина Варвара Васильевна,
студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах»,
ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Елистратова Ирина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1
Аннотация: в данной статье рассматривается формирование культуры безопасного образа жизни у младших школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир». Описывается роль условия эффективной работы по формированию и развитию культуры безопасного образа жизни, особенности формирования культуры безопасного образа жизни на уроках учебного предмета «Окружающий мир».
Ключевые слова: безопасность, безопасный образ жизни, окружающий мир, методы, культура безопасного образа жизни, воспитание.
Безопасный образ жизни представляет собой установившиеся в повседневной практике нормы и правила безопасного поведения, а также способы их осуществления. Для конкретного человека можно определить безопасный образ жизни как стабильную форму поведения, основанную на постоянном соблюдении норм безопасности, отражающую его систему ценностей, приоритетов и предпочтений в области сохранения здоровья.
Понятие «безопасный образ жизни» объединяет внутреннюю связь и одновременное противоречие между субъективным восприятием безопасности как «заботы о других» и ее объективным содержанием как «заботы о себе». Недостаточно осознанная связь между «здоровьем» и «безопасностью» приводит к узкому подходу к обеспечению безопасности как к комплексному явлению [4, с. 61].
Согласно п. 19.7 ФГОС НОО, программа воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни должна способствовать приобретению знаний, формированию установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на поддержание и укрепление физического, психологического и социального благополучия.
Основной метод формирования культуры безопасного образа жизни учащихся начальной школы заключается в тщательной переработке урока с целью выделить важность формирования знаний о безопасности для учащихся [5].
В процессе проведения уроков по формированию культуры безопасного образа жизни необходимо применение индивидуально–дифференцированного подхода. Дифференцированный подход в процессе обучения требует от учителя глубокого изучения индивидуальных особенностей физической и психической безопасности обучающихся [1, с. 53].
Культура безопасности жизнедеятельности в образовании – целостная система, формирующая у учащихся проактивное отношение к безопасности. Она интегрирует знания о потенциальных рисках с практическими навыками предотвращения опасностей и опирается на усвоение ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих. Цель этой системы – воспитание ответственного гражданина, способного не только избегать опасных ситуаций, но и активно участвовать в создании безопасной социальной среды, используя для этого все доступные социальные механизмы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральная образовательная программа начального общего образования определяют основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников. Обязательное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир»: здоровый образ жизни; правила гигиены; режим дня; охрана и укрепление здоровья; природа как условие жизни людей; правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности [1, с. 78].
Одной из целей курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Один из методов формирования культуры безопасного образа жизни заключается в интеграции соответствующего материала в учебную программу по предмету «Окружающий мир». На уроках учащиеся знакомятся с основными правилами безопасности в доме, на улице и в общественных местах, изучают причины возникновения пожаров и способы их предотвращения, правила перехода через дорогу, правила поведения на водоемах и другие увлекательные темы. Они также знакомятся с различными опасными веществами и методами их безопасного обращения, а также с мерами предосторожности при использовании интернета [3].
Преподаватели применяют разнообразные подходы в процессе обучения, такие как дидактические игры, ролевые игры, и активные обсуждения. Особое внимание уделяется применению полученных знаний на практике, поэтому часто организуются различные виды практических занятий, например эвакуация из школьного здания в случае пожара или экскурсия к водоему с демонстрацией правил безопасного поведения.
Таким образом, выполнение учителем задачи по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагает формирование и развитие у младшего школьника культуры безопасного образа жизни и воспитание потребности вести безопасный образ жизни. Эффективная работа по формированию и развитию культуры безопасного образа жизни должна предполагать следующие условия:
путем многократного (в различных формах) повторения вырабатывать действия, имитирующих безопасное поведение на улице, во дворе, дома, в школе;
развивать у детей навыки организации работы по формированию безопасного образа жизни;
критерии и показатели безопасного образа жизни должны быть разработаны;
применение разнообразных форм и методов для воспитания у учащихся культуры безопасного образа жизни;
формирование у младших школьников ценностного отношения к собственной безопасности;
применять практическую деятельность младших школьников;
структурирование урока постоянным образом: актуализация, формирование новых понятий и способов действий, применение усвоенного материала;
использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся;
организация активной и интересной мыслительной деятельности.
Мыслительная деятельность, которая представляет собой процесс познания окружающей среды и является основой для формирования поведения ребенка, играет большую роль в формировании его личности [3].
С учётом этого, процесс формирования культуры безопасного поведения у детей должен быть пошаговым:
Вначале необходимо привлечь внимание детей, актуализировать и систематизировать их знания о правилах безопасности.
Вводить правила в жизнь детей необходимо на втором этапе, для того чтобы показать разнообразие их проявления в различных ситуациях, а также научить школьников применять эти правила в жизни.
На третьем этапе, приобретенные знания и навыки превращаются из внешних правил во внутреннюю мотивацию, что способствует осознанному освоению практических навыков.
Именно поэтому вопросы, связанные с формированием у младших школьников культуры безопасного образа жизни, изучаются на уроках интегрированного учебного предмета «Окружающий мир» [3].
На уроках, посвященных безопасности, учитель должен выступать не просто как источник информации, а как гид, помогающий детям ориентироваться в сложном мире потенциальных опасностей. Важно не только передать знания о рисках, но и научить детей правильно их оценивать, преодолевать связанные с ними страхи и тревоги, формируя уверенность в собственных силах и способности адекватно реагировать в нестандартных ситуациях [2, с. 113].
Знакомство и анализ педагогического опыта работы учителей имеет огромное значение для профессионального развития педагога. Он позволяет учителю обогатить свой педагогический потенциал и расширить свой методический горизонт. Именно для этого мы проанализировали опыт конкретных учителей.
Опыт учителя начальных классов Аракеловой Светланы Александровны.
Светлана Александровна провела исследование в МБОУ «Желудёвская СОШ» с младшими школьниками на уроках учебного предмета «Окружающий мир». Полученные данные указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в культуре безопасного образа жизни, формировании у них научных представлений о сущности ЗОЖ. Решение проблемы сохранения здоровья и безопасности требует стремления и умений учащихся управлять собственным здоровьем.
Для того, чтобы исправить ситуации Светлана Александровна с учащимися класса провела систему уроков по учебному предмету «Окружающий мир», направленные на формирование у детей позиции признания ценности безопасности, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре, содержания понятия «здоровый и безопасный образ жизни».
Опыт учителя начальных классов Станкевич Елены Григорьевны.
Уровнями сформированности Елена Григорьевна считала высокий, средний и низкий. Для выявления уровней знаний детьми понятий «безопасность», «безопасный образ жизни», опасностей, правил и норм поведения в разных ситуациях было проведено анкетирование.
Обработав полученные результаты, Елена Григорьевна увидела, что только у 15% учащихся наблюдается высокий уровень умений соблюдать безопасность в поведении, 40% имеют средний уровень, 45% показали низкий уровень владения способами безопасного поведения.
Формирование культуры безопасного образа жизни у младших школьников – инвестиция в их будущее здоровье и благополучие. Работа в этом направлении выходит за рамки простого заучивания правил; она направлена на формирование у детей осознанного отношения к своему организму как к ценной и хрупкой системе, требующей бережного отношения. Программа обучения должна включать не только знания о здоровом образе жизни (правильное питание, гигиена, физкультура), но и понимание взаимосвязи организма с окружающей средой, а также развитие практических навыков по сохранению и укреплению здоровья. Особое внимание должно быть уделено воспитанию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, формируя у детей чувство ответственности за себя и других.
Таким образом, к особенностям формирования культуры безопасного образа жизни на уроках «Окружающий мир» мы можем отнести следующие:
развитие навыков рациональной организации личной жизни и деятельности на основе усвоенных знаний;
формирование осознанного и ответственного отношения обучающихся к личной безопасности и сохранности окружающей среды;
формирование у обучающихся способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказывать помощь пострадавшим;
формирование безопасного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
определение путей воспитания безопасного поведения;
формирование культуры безопасного поведения ребенка должно осуществляться поэтапно, постепенно расширяя его границы и повышая осведомленность о различных аспектах безопасности. Процесс обучения должен быть ступенчатым, чтобы ребенок мог постепенно усваивать и усиливать навыки безопасного поведения;
развивать способность учащихся правильно реагировать на факторы риска, развивать уверенность в себе и готовность обратиться за помощью к взрослым, если это необходимо [2, с. 124].
При формировании культуры безопасного образа жизни у младших школьников на уроках учебного предмета «Окружающий мир» важно использовать комплексный подход со стороны педагогов. Путем передачи знаний о правилах безопасности и развития навыков их применения в повседневной жизни дети смогут более эффективно избегать опасных ситуаций и заботиться о своем здоровье.
Литература
Булгакова М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе // Завуч. – 2010. – №1.– С. 1 – 4.
Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности // Дис. канд. пед. наук. – 2001. – С. 110 – 146.
Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению // Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. – 2004. – С. 2 – 19.
Ротшильд Э.А. Что такое безопасность? // Э.А. Ротшильд. – Дедалус: 1995. – 655 с. – URL http // cyberleninka.ru/article/n/demokratiya-kontseptualnaya-model (дата обращения 22.12.22).
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни у младших школьников. URL https://multiurok.ru/files/nauchno-issledovatelskaia-razrabotka-formirovanie.html (дата обращения: 27.11.24)