Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС (5–9 класс)

10
0
Материал опубликован 28 February 2021 в группе

Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Стратегической целью изучения литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности к адекватному восприятию и пониманию смысла литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного.

Уроки литературы важны для развития личности обучающихся. Изучая художественное произведения, школьники не только постигают морально-этические понятия, но и вместе с героями переживают гамму чувств, приобщаются к духовно-нравственным ценностям.

К личностным результатам освоения учебного предмета «Литература» относится развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера:

- способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

При постановке цели литературного образования акцент делается на успешность социализации и самореализации личности, на формировании общеучебных умений и универсальных учебных действий (далее – УУД), на использовании опыта общения с литературным произведением в повседневной жизни.

Ключевое умение – умение учиться – становится важным условием не только для овладения обучающимися предметными знаниями, формирования умений и компетенций, но и для ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностные универсальные учебные действия делают обучение осмысленным, показывают обучающимся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах, помогают выработать жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД подразделяют на 3 вида:

1. Смыслообразование:

- установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (определение значения, смысла учения).

2. Нравственно-этическая ориентация:

- выделение морально-этического содержания событий и действий;

- построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

- осуществление личностного морального выбора.

3. Самопознание и самоопределение:

- построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

- формирование идентичности личности;

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов на перспективу.

На уроках литературы формируются личностные УУД:

- оценка поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- эмоциональное «проживание» текста художественного произведения, выражение своих эмоций;

- понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;

- высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Для формирования личностных УУД на уроках литературы целесообразно использовать разнообразные образовательные технологии.

Одной из ведущих технологий на уроках литературы является технология продуктивного чтения, которая представляет собой трехэтапный процесс целенаправленного осмысления и освоения обучающимися художественного произведения: до чтения, в процессе чтения и после чтения.

В центре урока литературы находится текст художественного произведения. В зависимости от этапа работы над произведением целесообразно применять различные приемы анализа текста:


Этап работы над текстом

Приемы

Личностные УУД

Работа с текстом до чтения

Прием «Прогнозирование»:

- предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, названию произведения, иллюстрациям;

- уточнение по ключевым словам предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

- формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

- умение высказывать свои предположения о произведении и героях

Работа с текстом во время чтения

Прием «Чтение с остановками»:

- самостоятельное чтение текста с целью проверки своих предположений;

- чтение вслух по частям с комментариями (учитель задает уточняющие вопросы на понимание прочитанного).

Составление плана текста.

Словарная работа.

- эмоциональное «проживание» текста, выражение своих чувств и эмоций;

- понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать;

- высказывание своего отношения к героям, их поступкам;

- уважение мнения собеседника.

Работа с текстом после чтения

Проблемный диалог: - на понимание содержания прочитанного;

- на понимание авторского замысла (понимание прочитанного углубит рассказ о писателе).

Повторное обращение к названию (определение смысла названия и его связи с темой произведения, мыслью автора).

Высказывание, аргументация своего мнения о прочитанном.

Выполнение творческих заданий.

- полноценное восприятие художественного чтения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, самого себя;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

На последнем этапе вступает в права технология проблемно-диалогического обучения, которая стимулирует учебную мотивацию, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность суждений. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет решить задачу по смене парадигмы образования – от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно-ориентированной, создать образовательное пространство для развития способностей обучающихся.

Проектная деятельность на уроках литературы направлена на решение конкретных задач и достижения поставленных целей, позволяет использовать полученные знания на практике, формирует позитивные поведенческие стереотипы.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке - это требование времени. Применение ИКТ позволяет увеличить плотность и эффективность урока, способствует формированию адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации.

Технология ситуативного обучения формирует у обучающихся умение демонстрировать свою позицию, давать нравственную оценку ситуации, принимать чужое мнение, развивает навыки конструктивного взаимодействия.

Технология уровневой дифференциации помогает формировать у обучающихся адекватную самооценку, установку на саморазвитие и самосовершенствование, умение ставить цели.

На уроках  литературы происходит приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям. Произведения художественной литературы представляют важнейшее средство нравственного воспитания,  форму познания действительности, они расширяют жизненный  опыт  обучающихся,  создают для них  духовно-эмоциональную  среду.

Важным условием для развития личности обучающегося является обращение к восприятию художественного произведения на трех уровнях:


Уровень восприятия

художественного произведения

Содержание работы

Темы уроков

(примеры)

Личность - личность

Воспитание у обучающихся нравственных качеств посредством представления личности писателя. При этом обучающиеся знакомятся с писателем как человеком.

Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства (5 класс);

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи». Тема одиночества

(6 класс);

А. С. Грибоедов: личность и судьба

(9 класс).

Герой - личность

Обучающиеся, изучая художественное произведение, «примеряют» героя на себя, оценивают его поступки, углубляются во внутренний мир героя и одновременно в самих себя, выходят обогащенным новыми мыслями, чувствами.

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство главного героя

(5 класс);

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу (5 класс);

Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка (5 класс);

А. И. Куприн. Святочный рассказ «Чудесный доктор».

Образ главного героя. Тема служения людям (6 класс);

М. Горький «Детство». Внутренний мир подростка (7 класс);

Формирование личности Гринева. Нравственная оценка

(8 класс);

Л.Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя

(9 класс)

Проблема - личность

Обучающиеся определяют проблемную ситуацию, анализируют, сравнивают, оценивают поступки, характеры, чувства героев.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады (5 класс);

Нравственные проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского»

(6 класс);

Л.Н. Толстой. Нравственная проблематика в повести

«Детство»

(7 класс);

Проблемы чести и достоинства. Гринев и Швабрин (8 класс);

Л. Н. Толстой. Нравственные проблемы в рассказе «После бала» (8 класс);

«Вечные проблемы в творчестве Шекспира (8 класс);

Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа

(9 класс).

Таким образом, уроки литературы помогают обучающимся осознать аспекты нравственного поведения, развивают у них способность к взаимопониманию, познанию окружающей среды через погружение в художественный текст. На уроках литературы происходит формирование личности, действующей по нравственным законам. Опыт анализа ситуаций и поступков героев может быть использован обучающимися в повседневной жизни.


Использованные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15)

Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. - М., 2010.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации