Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС (5–9 класс)
Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Стратегической целью изучения литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности к адекватному восприятию и пониманию смысла литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного.
Уроки литературы важны для развития личности обучающихся. Изучая художественное произведения, школьники не только постигают морально-этические понятия, но и вместе с героями переживают гамму чувств, приобщаются к духовно-нравственным ценностям.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Литература» относится развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера:
- способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
При постановке цели литературного образования акцент делается на успешность социализации и самореализации личности, на формировании общеучебных умений и универсальных учебных действий (далее – УУД), на использовании опыта общения с литературным произведением в повседневной жизни.
Ключевое умение – умение учиться – становится важным условием не только для овладения обучающимися предметными знаниями, формирования умений и компетенций, но и для ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностные универсальные учебные действия делают обучение осмысленным, показывают обучающимся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах, помогают выработать жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Личностные УУД подразделяют на 3 вида:
1. Смыслообразование:
- установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (определение значения, смысла учения).
2. Нравственно-этическая ориентация:
- выделение морально-этического содержания событий и действий;
- построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
- осуществление личностного морального выбора.
3. Самопознание и самоопределение:
- построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- формирование идентичности личности;
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов на перспективу.
На уроках литературы формируются личностные УУД:
- оценка поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- эмоциональное «проживание» текста художественного произведения, выражение своих эмоций;
- понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
- высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Для формирования личностных УУД на уроках литературы целесообразно использовать разнообразные образовательные технологии.
Одной из ведущих технологий на уроках литературы является технология продуктивного чтения, которая представляет собой трехэтапный процесс целенаправленного осмысления и освоения обучающимися художественного произведения: до чтения, в процессе чтения и после чтения.
В центре урока литературы находится текст художественного произведения. В зависимости от этапа работы над произведением целесообразно применять различные приемы анализа текста:
Этап работы над текстом | Приемы | Личностные УУД |
Работа с текстом до чтения | Прием «Прогнозирование»: - предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, названию произведения, иллюстрациям; - уточнение по ключевым словам предположений о теме произведения, героях, развитии действия. | - формирование представлений об общечеловеческих ценностях; - умение высказывать свои предположения о произведении и героях |
Работа с текстом во время чтения | Прием «Чтение с остановками»: - самостоятельное чтение текста с целью проверки своих предположений; - чтение вслух по частям с комментариями (учитель задает уточняющие вопросы на понимание прочитанного). Составление плана текста. Словарная работа. | - эмоциональное «проживание» текста, выражение своих чувств и эмоций; - понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать; - высказывание своего отношения к героям, их поступкам; - уважение мнения собеседника. |
Работа с текстом после чтения | Проблемный диалог: - на понимание содержания прочитанного; - на понимание авторского замысла (понимание прочитанного углубит рассказ о писателе). Повторное обращение к названию (определение смысла названия и его связи с темой произведения, мыслью автора). Высказывание, аргументация своего мнения о прочитанном. Выполнение творческих заданий. | - полноценное восприятие художественного чтения; - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, самого себя; - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. |
На последнем этапе вступает в права технология проблемно-диалогического обучения, которая стимулирует учебную мотивацию, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность суждений. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет решить задачу по смене парадигмы образования – от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно-ориентированной, создать образовательное пространство для развития способностей обучающихся.
Проектная деятельность на уроках литературы направлена на решение конкретных задач и достижения поставленных целей, позволяет использовать полученные знания на практике, формирует позитивные поведенческие стереотипы.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке - это требование времени. Применение ИКТ позволяет увеличить плотность и эффективность урока, способствует формированию адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации.
Технология ситуативного обучения формирует у обучающихся умение демонстрировать свою позицию, давать нравственную оценку ситуации, принимать чужое мнение, развивает навыки конструктивного взаимодействия.
Технология уровневой дифференциации помогает формировать у обучающихся адекватную самооценку, установку на саморазвитие и самосовершенствование, умение ставить цели.
На уроках литературы происходит приобщение обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям. Произведения художественной литературы представляют важнейшее средство нравственного воспитания, форму познания действительности, они расширяют жизненный опыт обучающихся, создают для них духовно-эмоциональную среду.
Важным условием для развития личности обучающегося является обращение к восприятию художественного произведения на трех уровнях:
Уровень восприятия художественного произведения | Содержание работы | Темы уроков (примеры) |
Личность - личность | Воспитание у обучающихся нравственных качеств посредством представления личности писателя. При этом обучающиеся знакомятся с писателем как человеком. | Марк Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства (5 класс); М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи». Тема одиночества (6 класс); А. С. Грибоедов: личность и судьба (9 класс). |
Герой - личность | Обучающиеся, изучая художественное произведение, «примеряют» героя на себя, оценивают его поступки, углубляются во внутренний мир героя и одновременно в самих себя, выходят обогащенным новыми мыслями, чувствами. | Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство главного героя (5 класс); В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу (5 класс); Джек Лондон. «Сказание о Кише» – повествование о взрослении подростка (5 класс); А. И. Куприн. Святочный рассказ «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям (6 класс); М. Горький «Детство». Внутренний мир подростка (7 класс); Формирование личности Гринева. Нравственная оценка (8 класс); Л.Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя (9 класс) |
Проблема - личность | Обучающиеся определяют проблемную ситуацию, анализируют, сравнивают, оценивают поступки, характеры, чувства героев. | В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады (5 класс); Нравственные проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского» (6 класс); Л.Н. Толстой. Нравственная проблематика в повести «Детство» (7 класс); Проблемы чести и достоинства. Гринев и Швабрин (8 класс); Л. Н. Толстой. Нравственные проблемы в рассказе «После бала» (8 класс); «Вечные проблемы в творчестве Шекспира (8 класс); Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа (9 класс). |
Таким образом, уроки литературы помогают обучающимся осознать аспекты нравственного поведения, развивают у них способность к взаимопониманию, познанию окружающей среды через погружение в художественный текст. На уроках литературы происходит формирование личности, действующей по нравственным законам. Опыт анализа ситуаций и поступков героев может быть использован обучающимися в повседневной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15)
Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. - М., 2010.