Доклад на тему «Обучение и воспитание детей на родных языках — источник духовно-нравственного и познавательного развития»
Обучение и воспитание детей на родных языках -
источник духовно-нравственного и познавательного развития.
Содержание национального и регионального компонента образования детей от 3 до 7 лет, формируемое участниками образовательных отношений призвано способствовать развитию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ориентаций, их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Ребенок, который с детства знает свои «корни»: родителей, родной язык, историю, культуру края, вырастет духовно здоровым.
Воспитывать любовь и уважение к родному языку следует с дошкольного детства.
Данная работа включает целый комплекс задач:
- формировать у детей общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного края и культуре народов, живущих в Башкортостане;
- формировать в растущем человеке начало духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
- формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, к друзьям, обществу в целом;
- формировать основы гражданственности, уважения к правам человека;
- использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей;
- развивать творческую активность ребёнка;
- обратить внимание на разнообразие народной игрушки, показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности;
- познакомить детей со звучанием народных инструментов и способах игры на них;
- расширение представлений о народах, проживающих на территории Республики Башкортостан;
- знакомство детей с символами Российской Федерации и Республики Башкортостан (герб, флаг).
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Цель работы - помочь педагогам, родителям раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности, и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру и культуру народов ближайшего национального окружения.
Задача педагогов - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Работа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: 1) корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; 2) счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
В нашем детском саду разрабатываются семейные проекты «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Шежере». Работа кропотливая и требует большой подготовки. Цели и задачи проектов:
-закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей;
-закреплять представление о семье, ее составе, близких родственниках;
-знать семейные праздники;
-составить родословную;
-формировать интерес к истории семьи и дома.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником духовно-нравственного и познавательного развития ребёнка. В качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Работа с родителями, включает следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях; 2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам; 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений, в праздниках: самостоятельное исполнение музыкальных номеров, и подготовка номеров с детьми.
Создание атмосферы национального быта.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ созданы башкирские национальные уголки.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка – развивается любознательность, воспитывается чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для народного быта. В уголках есть игрушки: богородская, башкирские матрёшки, игры, куклы-панно, сделанные детьми. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Стало традицией посещение краеведческого музея. Для детей проводится экскурсия по экспонатам музея, беседа о животном мире родного края, о героях нашего района.
Широко используется русский фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и др.) В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Большую помощь в этом оказывают настольно-печатные игры, которые дают возможность через игровую деятельность познать культуру своего народа и народов других национальностей, живущих на территории Республики Башкортостан. В группах для этого отведены уголки, в которых есть: альбомы: «Башкирские узоры», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др.; раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. Играют в настольно-печатные игры: «Дружный хоровод», «Составь сапожок», «Узнай свой элемент русского орнамента» и др. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.
Знакомство с народными играми.
Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Результативность работы.
За время работы у дошкольников развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Дети знают народные сказки, игры, мелодии, участвуют в народных играх и праздниках. Родители положительно относятся к работе по воспитанию любви и уважения к родному языку. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Во время проведения праздников «Осенины», «Масленица», «Шежере», родители вместе с детьми участвуют в национальных играх, организуют выставки национальных блюд и элементов одежды, сделанных своими руками.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.