12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадомцева Марина Михайловна35
Россия, Московская обл., Химки


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»

Кадомцева Марина Михайловна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Лицей № 6 г.Химки

Московской области

Современная практика свидетельствует об отсутствии у обучающихся представлений о языке как системе, как общественном явлении, как сущности, развивающейся и функционирующей.

Программа элективного курса «История русского литературного языка» способствует формированию языковой личности старшеклассников, их лингвистической компетенции с целью повышения коммуникативных умений и навыков.

Программа элективного курса нацелена на:

-повышение качества обучения и формирование лингвистической компетенции старшеклассников благодаря углубленному изучению русского языка;

-создание на занятиях определённых условий, обеспечивающих повышение уровня мотивации за счёт проведения семинарских занятий, лекций, экспериментов, исследовательской деятельности обучающихся.

Считаю, что углубленное изучение русского языка в 10-11 классах необходимо, так как совершенствуется лингвистическая подготовка обучающихся, развиваются их творческие способности и познавательная активность в соответствии с интересами, с учетом профессиональной ориентации.

Содержание и формы обучения элективного курса направлены на решение следующих задач:

1.Закрепить и усилить интерес к русскому языку и науке, его изучающей.

2.Углубить, расширить и систематизировать знания обучающихся о языке и речи.

3.Формировать ключевые компетенции у обучающихся средней школы.

4.Обеспечить сформированность у старшеклассников языковых знаний, умений и навыков, необходимых для связанной с языком профессиональной деятельности и для получения дальнейшего гуманитарного образования.

При изучении элективного курса созданы оптимальные условия для совершенствования творческой индивидуальности обучающихся:

1.Представление свободы в выборе того, что вызывает интерес у обучающихся.

2.Самостоятельное добывание знаний: учитель выступает в роли консультанта.

3.Формирование индивидуального стиля старшеклассника- исследователя.

Основу элективного курса составляют материалы, дающие старшеклассникам представление об изменениях, происходивших в литературном языке на разных этапах истории, о типах литературной речи и формах их взаимодействия в русской письменности того или иного времени, о функциях литературных и нелитературных языковых средств в различных жанрах письменности, о формах существования литературного языка. Такой подход к изучению языка позволяет актуализировать внутрипредметные связи и способствует формированию языковых понятий, умений и навыков на более высоком теоретическом и практическом уровне.

Безусловно, организация занятий элективного курса отличается от обучения на уроках русского языка:

1.Углубленный материал представлен в виде блоков. Объяснение начинается на высоком уровне, регулируется в зависимости от понимания нового материала. В конце лекции предлагаю старшеклассникам литературу, с помощью которой они могут обобщить и углубить свои знания, используя Интернет-ресурсы.

2.На практических занятиях использую электронные образовательные ресурсы: лингвистические тренажёры, интерактивные тесты, электронные тетради, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, делают занятие элективного курса современным.

3.Занятия-эксперименты, в ходе которых старшеклассники занимаются проектной деятельностью, способствуют формированию у обучающихся ключевых компетенций:

-умение самостоятельно заниматься своим обучением;

-умение получать информацию;

-умение сотрудничать в паре, группе;

-умение включаться в проект;

-умение нести ответственность;

-умение пользоваться ИКТ;

-умение проявлять стойкость перед трудностями.

Для положительных результатов обучения важное значение имеют методы и приёмы, организационные формы учебного процесса, используемые на учебных занятиях элективного курса: лингвистическая экспедиция, филологический эксперимент, конкурс ораторов, аукцион знаний, творческий марафон, «проба пера», лекции с проблемным изложением материала, решение этимологических задач, исследование берестяных грамот, редактирование, выполнение заданий повышенной трудности, экскурсия в литературно-музыкальный музей, театр лингвистических миниатюр, фестиваль лингвистического творчества, посещение филологических лабораторий, использование информационно-коммуникационных технологий, кейс-технологий.

Использование современных образовательных технологий способствует не только углублению знаний старшеклассников по русскому языку, но и формированию ключевых компетенций, поэтому выпускникам будет намного легче адаптироваться в высшем учебном заведении.

Общелингвистическая подготовка необходима как студенту-первокурснику гуманитарного института, так и студенту технического университета, так как без языковедческих знаний снижается уровень лингвистической компетенции студентов, нарушается коммуникативный аспект. Поэтому довузовская подготовка имеет важное значение в образовательном процессе современной школы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.