12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокопьева Наталия Юрьевна17
2

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Прокопьева Наталья Юрьевна ГПОУ БПК

Целью работы колледжа по направлению«Формирование медийно-информационной грамотности обучающихся» была разработка и апробация содержания, форм, методов и средств подготовки специалистов, обладающих медийно-информационной грамотностью, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность в высокоавтоматизированной информационной среде, умеющих эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи: – разработать комплекс учебно-программных и учебно-методических документов, обеспечивающих формирование медийно-информационной грамотности обучающихся; – организовать взаимодействие с педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций Кемеровской области с целью разработки программы формирования медийно-информационной грамотности, сопряженных с ФГОС и профессиональными стандартами специальностей; – практически внедрить учебную дисциплину «Основы медийно-информационной грамотности» в воспитательно-образовательный процесс; – обобщить и распространить среди участников педагогического сообщества педагогический опыт, обеспечивающий формирование медийно-информационной грамотности обучающихся. [1]

В соответствии с планом работы, на первом этапе созданный временный исследовательский коллектив преподавателей колледжа осуществлял разработку содержания подготовки обучающихся в области медийно-информационной грамотности в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов: 1. Были выборочно проанализированы ФГОС СПО и профессиональные стандарты по профилям профессионального образования на предмет выявления компонентов медийно-информационной грамотности, которыми должен овладеть будущий специалист. 2. На основе полученных в результате анализа данных и с учетом рекомендаций, представленных в каталоге МИГ «Цифровое будущее», были определены требования к результатам освоения обучающимися учебной дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности». 3. Разработана примерная рабочая программа дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности» объемом 76 академических часов, включающая 4 раздела: – «Информационные ресурсы общества и социальная потребность в медийно-информационной грамотности»; – «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»; – «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»; – «Технологии подготовки и оформления информационных продуктов как основа организации и управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся».

Для включения в эту работу представителей учреждений СПО разного профиля и обсуждения промежуточных результатов были проведены два областных методических семинара, на которых обсуждались новые задачи системы образования в эпоху интернета, подходы к обучению медийно-информационной грамотности и формированию информационной культуры личности, компоненты медийно-информационная грамотности в составе профессиональных стандартов и ФГОС, структура примерной рабочей программы учебной дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности».

На втором этапе в соответствии с первой задачей была составлена рабочая программа учебной дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности», разработан учебно-методический комплекс. Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности» была представлена на Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость», проходившей 28-30 марта 2018 г. в Новокузнецке, и отмечена дипломом 3 степени в конкурсе «Лучший экспонат». В качестве интегрированного показателя уровня сформированности медийно-информационной грамотности может рассматриваться учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Именно в ней демонстрируются навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации, умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов, практический опыт по созданию собственных информационных продуктов.

Поэтому отдельным направлением работы временного исследовательского коллектива стало написание «эталонных» учебно-исследовательских рефератов по четырем направлениям подготовки СПО: техническому, социально-экономическому, гуманитарному и естественнонаучному. В процессе написания рефератов педагоги апробировали и отработали технологию создания уникальных информационных продуктов, которой должны овладеть обучающиеся в процессе изучения дисциплины «Основы МИГ». Полученный опыт был представлен на международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век», проходившей на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования 11 апреля 2018 г. Вторая задача решалась через проведение областной консультации, где были представлены два мастер-класса: 1. Информационная пятиминутка «Медиатекст и его разновидности». 2. Библиотечный урок «Поиск источников с использованием традиционных и электронных каталогов». В соответствии с третьей задачей в 2018 г. в Беловском педагогическом колледже в вариативную часть учебных планов специальностей педагогического профиля была введена учебная дисциплина «Основы медийно-информационной грамотности» и с сентября 2018 г. педагоги колледжа приступили к практической реализации составленной рабочей программы. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы по формированию медийно-информационной грамотности обучающихся показали повышение уровня МИГ по следующим критериям: – Умение преобразовывать информацию из одной формы представления в другую – с 15 до 55%. – Умение извлекать информацию, явно и неявно представленную в тексте – с 7 до 57%. – Умение анализировать информацию, оценивать ее достоверность, находить ошибки – с 13 до 58%. – Умение оценивать релевантность информации, соответствие установленным нормам стиля, этикета – с 12 до 61%. Таким образом, можно констатировать, что введение курса «Основы МИГ» положительно отразилось на уровне медийно-информационной грамотности обучающихся. В соответствии с четвертой задачей на заключительном этапе работы 18 апреля 2019 года была проведена областная конференция «Формирование медийно-информационной грамотности как важнейшее условие подготовки современного специалиста», по итогам которой издан сборник статей преподавателей СПО с обобщением опыта работы по данному направлению и подготовлен к публикации сборник методических рекомендаций «Формирование медийно-информационной грамотности у обучающихся ПОО»[2]



Список использованных источников:

1.Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС). - Москва, 2013. - С. 68.

Электронные ресурсы

1.https://iite.unesco.org/ru/publications/medijno-informatsionnaya-gramotnost-v-tsifrovom-mire-kak-nauchit-uchitelej/

2.https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2021/05/MIL_Teachers_book_2021.pdf



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.