Формирование метапредметных умений и навыков учащихся на примере учебных заданий УМК «Spotlight 6» (11-е издание, Москва, «Просвещение», 2020 г.)
Формирование метапредметных умений и навыков учащихся на примере учебных заданий
УМК «Spotlight 6»
(11-е издание, Москва, «Просвещение», 2020 г.)
Главной целью современного образования, в том числе иноязычного, является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности, "умеющей учиться", способной к саморазвитию и самосовершенствованию за счет умения работать с информацией и использовать ее в различных жизненных ситуациях. Достижению этой цели способствует формирование у учащихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, среди которых особую значимость имеют метапредметные УУД.
Иностраннный язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления учащихся, позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.
В данной статье мы рассмотрим возможности формирования метапредметных умений и навыков учащихся на уроках английского языка на примере заданий учебного пособия "Spotlight 6" (Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Дули Д.) [1].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденому Приказом Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021 [2], метапредметные универсальные учебные действия можно разделить на познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Первую группу метапредметных универсальных учебных действий составляют познавательные УУД, включающие базовые логические, базовые исследовательские и умения работать с информацией.
Базовые логические действия предполагают умения выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов [2, стр. 34].
Как показывает анализ содержания учебника Spotlight 6, развитию таких умений и навыков способствуют следующие задания, например:
Rooms/ furniture Vocabulary - What room can you see in the picture? : bedroom, living room, dining room, kitchen, bathroom, study [1, стр 18, упр.1];
Rooms/ furniture Vocabulary – Where in your house can you find the following? : clock, bed, computer, sink, table, cooker, cupboards, wardrobe, basin, fridge, mirror, bathtub, bookcase, shelves, window [1, стр 18, упр.1];
Celebrations Vocabulary – Match the activities to the pictures: make wreaths, exchange gifts, wear costumes, offer flowers/ sweets, eat traditional food, watch parades, watch a fireworks display [1, стр 48, упр.1];
Read the text again and match the places A-D to statements 1-5 [1, стр 91, упр.2];
Make notes about teenager’s leisure activities in Britain. Then use your notes to tell the class about them. How similar/ different are your leisure activities? [1, стр 41, упр. 3];
Rewrite sentences 2-4 in your notebook using “because” and “so” [1, стр 100, упр. 3].
Базовые исследовательские действия рассматриваются как умения использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. В учебнике Spotlight 6, например, задание: Portfolio: Ask your grandparents and your parents about popular toys of the past in your country and make a poster. You can also collect information about the Russian toys of the 18th or 19th century. Report to the class. [1, стр 73 , упр. 5 ].
Сюда же относятся умения проводить небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения • формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения •планирование деятельности и результатов •достижение поставленной цели •соблюдение нормы публичной речи, регламента • использование наглядных материалов •умение работать самостоятельно и в команде [2, стр.34-35]. Например:
Places to eat Culture Corner – Project (an article) Portfolio: Collect information about some popular eating places in your country using the Internet. Write a short article about them. Present it to class. Write about: name, food one can eat there, prices (expensive, cheap) [1, стр 91, упр. 5];
Project (a tourist brochure) – Portfolio: Do research on the Internet: Make a tourist broche for tourists about the capital city of your country (60-80 words). Write about: places to visit, things to see. [1, стр 101, упр. 5].
А также умения исследования особенностей объекта изучения • умение делать выводы по результатам проведённого наблюдения:
Food technology Extensive Reading - Read the title of the text. How is it related to the food pyramid? Listen and read to find out. [1, стр 93, упр. 2а].
Работа с информацией означает умения:
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления [2, стр.35]
Например, Vocabulary Forms of identification: a) Look at the cards. Which is a credit card? An identity card? A membership card? A driving licence? [1, стр 8, упр. 1а]; What information on the list is on each card?- full name, date of birth, home address, nationality, identification number, expiry date, telephone number, postcode . [1, стр 8, упр. 1b ];
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями [2, стр.35]:
Например, In pairs carry out a survey about an important aspect of your school life (school subjects, sports, clubs, school meals). Make a graph to show the results. Present it to the class. [1, стр 43, упр. 6];
Geography Extensive Reading – Collect information using the Internet about beaches in your country or around the world. Make a poster. Find pictures and stick them on paper and write a short text about each. Write: name of each, where it is, what it has got [1, стр 103, упр. 5];
- умение выделять основную мысль, ключевые слова • устанавливать логическую последовательность основных фактов • составлять тезисы:
Например, Find the key words in statements 1-3. Listen and choose the correct answer. [1, стр 2, упр. 8];
Speaking – Find the most important information in the article and make notes. Use your notes to give a summary to the class. [1, стр 71, упр. 4];
- умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
Например, Design/Technology Extensive Reading. Project: Follow the instructions to make your own puppet. [1, стр 63 , упр. 4];
- умение преобразовывать текст в схему/ таблицу/диаграмму для решения учебной задачи:
Read the factfile and complete the diagram. [1, стр 11, упр. 2а];
Listening. – Listen to the conversation and label the places in the map below. Write in your notebooks. Say where each shop is. [1, стр 20, упр. 2].
Вторую группу метапредметных универсальных учебных действий представляют коммуникативные учебные действия - общение и совместная деятельность [2, стр 35-36].
Под общением предполагается:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах [2,стр. 35]:
What place would you choose to eat out at when in the UK? Why? Discuss in small groups. [1, стр 91 , упр. 4];
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения:
Portfolio: You want to book a room. Take the roles of a receptionist and a customer. Use the prompts to act out your telephone conversation. You can use the dialogue in Ex. 3 as a model. Record yourselves. [1, стр 102, упр.4 ];
Portfolio: It’s your father’s birthday next Tuesday. You and your brother/ sister are planning a surprise dinner party at a famous restaurant. Make a phone call to reserve a table. In pairs, take the roles of a customer and a manager and act out the dialogue. Record yourselves. [1, стр 92, упр.3];
What place would you choose to eat out at when in the UK? Why? Discuss in small groups. [1, стр 91, упр. 4];
Match the words in columns A and B to make phrases. In pairs discuss what is dangerous/ safe to do in your country. [1, стр 26, упр. 2];
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения [2, стр 36]:
Project: Make a leaflet for your neighbourhood, telling people what they must/ mustn’t do to keep it neat and tidy. [1, стр 83, упр. 4].
Умение организации совместной деятельности рассматривается как умение:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы [2, стр. 36]: Spotlight on Russia/ National pride: Write a quiz for your classmates about Pushkin’s life and work and send it to our website. [1, стр 9];
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды [2, стр. 36]:
Spotlight on Russia/ Free time/ Activity: We are trying to find out what our readers like to do in their spare time. Be part of our big survey today. Write a short article / letter about what you do in your free time and send it to us. [1, стр 8].
Третью группу метапредметных универсальных учебных действий составляют регулятивные УУД, среди которых выделяют умения самоорганизации, самоконтроль и самооценку и эмоциональный интеллект.
Под самооргазизацией понимается развитие умений составлять план действий • выбирать способ решения учебной задачи • самомотивация [2, стр. 37]:
Например, Module 4: Before you start …– Look at Module 4 …– Find the page number for …– Listen, read and talk about …- Learn how to…- Practise…- Write and make….[1, стр 35].
Самоконтроль, самооценка означают умение владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту • оценивать соответствие результата цели и условиям [2, стр 37]:
Progress Check 3: Now I can….talk about means of transport, talk about safety in the street, express ability, prohibition, permission….in English. [1, стр 34].
Эмоциональный интеллект предполагает умение различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций и чувств; использовать оценочные прилагательные [2, стр 37]:
Например, Vocabulary Feelings- How do you feel when…: you have an exam? You work for a long time? You are on holiday? You have nothing to do? You are alone in the dark? You don’t understand something? - Use the adjectives to tell to your partner: worried, scared, excited, miserable, bored,, puzzled, tired, stressed. [1, стр 68, упр.1 ];
a) Listen to the sounds and look at the pictures. What do you think the story is about? [1, стр 68, упр. 2];
Can you tell how the people feel in each picture? Read and listen the story and check. [1, стр 68, упр. 2b];
Close your books and tell the class three things that impressed you about the Empire State Building. [1, стр 81, упр.4 ];
Listen to the sounds. Imagine the scene. What can you see, hear, smell? [1, стр 31, упр. 1а].
Таким образом, на уроках английского языка можно создать хорошие условия для формирования различных метапредметных умений и навыков учащихся. Использование, например, такого современного учебного пособия, как "Spotlight 6", помогает учителю выбрать наиболее подходящие, доступные и интересные задания, ориентированные на целенаправленное достижение метапредметных результатов, приоритетных при изучении определенных тем.
Список использованных источников:
1. Ваулина Ю.Е. Английский в фокусе 6 класс (Spotlight 6). 11-е издание, Москва, "Просвещение", 2020.
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101)
5