12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Мария Михайловна15
Всегда хотела быть учителем. Учителем русского языка и литературы. Любила эти предметы в школе. Сейчас я сама — учитель. Работаю в школе – учреждении, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения.
Россия, Московская обл., Жуковский

Формирование микроклимата коллектива класса.

Материал подготовила:

Смирнова Мария Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ школа № 13 с УИОП г.Жуковский Московской области



Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в обучении и воспитании является создание ребенку ситуации успеха: на уроке, во время перемены, во внеучебной деятельности, в общении с одноклассниками; создание и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата. Говоря о микроклимате, мы имеем в виду такое понятие как «социально-психологический климат».

В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель: это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «эмоционально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и другие.


В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.


Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.


Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.


Психологический климат складывается в образовательном процессе под влиянием многих факторов, но, возникнув как устойчивый эмоционально-психологический настрой, он сам начинает активно влиять на самочувствие его членов и выступает своеобразной «средой обитания», способствуя или препятствуя раскрытию возможностей и способностей личности.

Понятно, что любой ученический коллектив - система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. И поскольку учебный класс обучаемый, как правило, не выбирает, этим обстоятельством подтверждается необходимость специальной педагогической заботы об оптимизации психологического климата, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию.

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:

гуманистическое отношение друг к другу;

чувство удовлетворенности группой;

эмоциональная включенность - сопереживания коллективным событиям;

устойчивый положительный настрой;

свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.

доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;

Социально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:

1. Определяет самочувствие личности в коллективе.

2. Стимулирует продуктивность совместной работы.

Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу, определяют стиль группового поведения. Они или тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление.

Психологический климат может выступать в качестве диагностического показателя социальной зрелости коллектива. Однако оценка психологического климата имеет смысл с позиций не столько уже пережитых состояний, сколько его направленности в будущее коллектива, его потенциалов активности.

Итак, психологический климат является одной из целостных характеристик коллектива. В нем на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе отношения, характер делового сотрудничества и отношение к значительным явлениям окружающей жизни.

При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между ребятами – завтрашними взрослыми людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Поэтому работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива.


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ


При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одним из важнейших является рассмотрение факторов, которые оказывают влияние на климат. Выделив факторы, влияющие на климат группы, можно пытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Социально-психологический климат любой группы формируется за счет множества разнообразных воздействий.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит классный коллектив (в нашем случае - школа).

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.

Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для обучающегося интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.

Организация совместной деятельности. Способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на психологический климат. Нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников в совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на психологический климат. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу "как ключ к замку". Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с учителями, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и внеучебной деятельности.

Также были выявлены трудности в обучении у многих детей, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей и т.п.).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

Адаптация вновь прибывших детей к обучению в классе;

Формирование и сплочение классного коллектива;

Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;

Активная работа с семьёй.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. К концу этого года каждый сектор выберет представителя в актив класса, которому я уже смогу передать некоторые элементарные функции руководства коллективом. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться Каждые полгода стараемся менять поручения, чтобы каждый смог попробовать себя в разных ролях.

В своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);

привлекательность будущего дела;

деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);

обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.



Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:

- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИКРОКЛИМАТА.


Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.


I. Защищенность.

Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.

Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.

Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?

К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки, особенно популярные среди пятиклассников.

Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таким как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.

Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.

В качестве реализации этой задачи использую:

- цикл классных часов «Познай себя»;

- тестирование;

- беседы;

- игры (сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные);

- элементы психологического тренинга;

- создала систему общественных поручений.

Очевидно, что и мой стиль общения с классом, психологический настрой задает в значительной степени отношения между самими ребятами.

Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.

Наличие устойчивой защищенности в классе - главный, но не единственный признак гуманистического микроклимата.

В самом деле, ученик может быть уверен, что в классе его никто не обидит и не унизит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.

В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного

обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника.

Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те,

кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение,

похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что

учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.


II. Сплоченность.

Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.

Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.

Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.

t1655048133aa.jpg

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- коллективные творческие дела класса;

- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

- творческий отчет класса;

- походы, экскурсии, коллективные поездки.

t1655048133ab.jpgt1655048133ac.jpg

Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.

t1655048133ad.jpgt1655048133ae.jpg

Но здесь подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик.

Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.

Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.

Каждая воспитательная система имеет среду - своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Можно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т.д.


t1655048133af.jpgt1655048133ag.jpgt1655048133ah.jpg


III. Активность.

Цель: создание условий для максимальной самореализации;

формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.

Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса.

Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в
различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально
реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и
ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.

Вот я и ставлю перед собой вопрос, в какой степени класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и развитию своего внутреннего потенциала, к становлению собственного «Я», обогащающего общее «Мы»?

Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

- участие в подготовке классного часа;

- проведение конкурсов, викторин самими учащимися;

- подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»;

- проведение театрализованных представлений;

- часы общения;

- цикл занятий «Познай себя».


Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час и классные собрания. Подготавливая и участвуя в них ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные.

Закладываю основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.

Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год.

Говорят: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не только елка на Новый Год, а свои собственные, неповторимые традиции.

И если у детей нет праздника, то его надо придумать. И сделать его традиционным.

Традиционными у нас стали праздничные мероприятия к знаменательным датам, дни именинников, Масленица. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.


t1655048133ai.gift1655048133aj.gif

Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные задачи, но и даёт бесценную информацию классному руководителю о детско-родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития для каждого члена семьи.

t1655048133ak.gift1655048133al.gif

Правда, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.


Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие в школьных мероприятиях.

Наш класс, на мой взгляд, успешен на пути поиска своего места в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т. е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.

Практически все ребята привлечены к занятиям в системе дополнительного образования как непосредственно в школе, так и в других учреждениях дополнительного образования, а то и не в одном, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Там они имеют свою результативность, свои победы, которыми делятся в классе. Систематически мы обсуждаем эти успехи.

Думаю, что занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.


t1655048133am.gift1655048133an.gif

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение этих полутора учебных лет работа по формированию классного коллектива потихоньку дает свои результаты.

Я верю в то, что ребята будут дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения очень разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое.

В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.

Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.