Формирование мотивации к обучению игре на баяне у учащихся младших классов ДШИ

2
0
Материал опубликован 14 November 2021

Формирование мотивации к обучению игре на баяне у учащихся младших классов ДШИ

М.М.Медведева,

«Школа искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94» г. Казани

В рамках реализации «Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни…» (статья 31 Конвенции ООН о правах ребёнка) детскими музыкальными школами и школами искусств создаются общеобразовательные программы , которые направлены на эстетическое воспитание учащихся, приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков, выявление одарённых детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области музыкального искусства.

В настоящее время дети поступают в музыкальную школу, но за годы учёбы у многих интерес к обучению пропадает. Одни так и не заканчивают обучение, другие, после окончания не могут воспроизвести на инструменте какой-либо выученной пьесы, не умеют подбирать по слуху, читать произведение с листа. Баян среди детей становится менее востребованным инструментом, чем гитара или синтезатор. Поэтому перед преподавателями возникает задача мотивации учащихся к обучению. Если ученику нравится учиться в музыкальной школе, он будет сам искать возможность позаниматься, приведёт своих друзей.

Современные дети значительно отличаются от предыдущих поколений, круг их интересов и потребности шире. Перед педагогами и психологами возникла острая необходимость в разработке новых методик в области музыкального образования, цель которых – повысить мотивацию учащихся к обучению, научить ребенка умению применять инструмент в повседневной жизни, а не только в стенах школы.

В Санкт-Петербургской детской музыкальной школе имени В. Андреева введен курс «Программа творческого музицирования», педагог – скрипач С. Мильтонян использует элементы игры и импровизации на занятиях, творческие задания, чтению с листа посвящен игровой курс «Чтение с листа на уроках фортепиано» Т. и А. Камаевых. Разработаны методики: Т. Смирнова «Аллегро» для фортепиано; Шахов Г. И., Шахов В. В. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон)»; В. Н. Мотов, Г. И. Шахов «Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху».

Что же такое мотив? Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В Школе искусств в классе баяна мною используются разнообразные формы и методы, способствующие мотивации к обучению у учащихся.

В первое знакомство с детьми учителю важно понять, почему ребенок пришел учиться. Некоторые хотят научиться играть как известные музыканты-исполнители, другие желают быть похожими на своих сверстников, часто выступающих на сцене. У таких детей уже есть интерес, который нужно педагогу поддерживать и стимулировать. Но есть и такие дети, которые пришли учиться по желанию родителей, дедушек, бабушек. Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы сформировать интерес у самого ребенка, помочь ему понять к чему он будет стремиться, для чего ему могут пригодиться приобретенные навыки.

Важную роль играет наглядный пример. На уроках в младших классах используются видеозаписи, где исполняют известные музыканты-баянисты (П. Дранга, Ф.Липс и другие), детские ансамбли, видеозаписи классных концертов учащихся, педагог сам исполняет на инструменте. У детей «загораются» глаза, они хотят научиться играть так же.

Урок в классе баяна - всегда творческий процесс.

Разучивание пьес состоит из нескольких этапов:

проигрывание учителем мелодии на инструменте;

определение характера, настроения, жанра;

представление образа учащимся, используемая цветовая гамма;

определение учащимся музыкальных средств, с помощью которых показан образ (в I классе – это движение мелодии, звуковысотность);

пропевание и отстукивание ритма мелодии;

разбор на инструменте музыкального материала.

Кроме того, используем прием творчества – сочинение слов к мелодии. К одной и той же мелодии учащиеся сочиняют разные слова, а художественный образ остаётся прежним.

После подбора текста к мелодии, детям предлагается нарисовать рисунок. Подбираются краски.

На уроках с учащимися младшего возраста разучиваются простые мелодии, состоящие из одного, двух или нескольких звуков. Такое исполнение скучно для детей. Поэтому используется форма ансамблевого музицирования с детьми. Мелодии в ансамблевом исполнении звучат богаче и ярче. Вначале учащиеся играют с педагогом, в дальнейшем на уроки приглашаются ученики постарше, которым дается более сложная партия. Ребята младших классов с удовольствием исполняют со старшеклассниками, они желают быть похожими на них и также научиться играть.

Необходим комплексный подход к обучению – нужно и качественно выучивать новые пьесы, и развивать технику на гаммах и упражнениях, необходимо регулярно повторять выученные пьесы. Повышению заинтересованности к обучению на инструменте способствует подбор знакомых мелодий по слуху. Например, в младших классах дети подбирают знакомые и любимые для них мелодии: Бекман Л. «В лесу родилась елочка», Шаинский В. «Голубой вагон», «Антошка», Блантер М. «Катюша» и другие. Такой вид деятельности на уроке учит использовать приобретённые навыки игры в повседневной жизни, прививает любовь и желание заниматься на музыкальном инструменте.

Формированию мотивации к обучению у учащегося способствует продуманный и умело подобранный репертуар. На протяжении всего периода обучения ученик изучает произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. В репертуаре учащегося популярные, эстрадные пьесы, которые оставляют у детей яркие эмоции, желание их быстрее выучить и исполнить. Например: Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда», «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», Русский народный танец в обработке Бажилина Р.«Яблочко», Шаинский В. «Вместе весело шагать», Уоррен Г. «Чаттануга чу-чу» из музыки к кинофильму «Серенада солнечной долины», татарские мелодии («Апипа», «Матур булсын», «Бию») и другие.

Развитию мотивации к обучению способствует участие детей в ансамбле. Коллективное исполнительство всегда привлекало детей в наибольшей степени. Ансамбль формирует у учащихся такие важные качества, как коммуникативность, взаимную выручку, трудолюбие, каждый проникается чувством ответственности перед товарищами, познаёт радость согласованной деятельности. В процессе совместного творчества устанавливаются особые связи, взаимоотношения: понимание обязанностей, преодоление эгоизма, устремление к достижению высоких художественных результатов в исполнительстве. Дети всегда радуются результату совместной деятельности.

Репертуар ансамблей должен быть оригинальным и интересным. Он содержит различные по характеру, жанру произведения, учитываются национальные традиции и традиции школы. В работе мною используются следующие сборники: Лихачев С. « Пьесы для ансамблей аккордеонов», пьесы из сборника «Учимся играть на аккордеоне» Бажилина Р. К нотному сборнику прилагается компакт диск, на котором переложены пьесы в исполнении автора и его ученика, записаны партии второго аккордеона, в разных вариациях, ансамблевое сопровождение в разных вариациях. Пьесы очень яркие, выразительные.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Проведение классных концертов учащихся стимулирует процесс обучения. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, формируют их уверенность в своих силах. Нужно отметить, что дети в младшем возрасте любят выступать, особенно, если их слушателями являются родители, родственники и друзья. Учащиеся ответственно готовятся к таким мероприятиям. Они тщательно выучивают свои пьесы, много репетируют. Все это способствует закреплению приобретенных исполнительских навыков. На сцене ученики стараются вести себя, как настоящие исполнители. Концертные выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Посещение концертных залов, выставок, музеев положительно воздействуют на мотивацию учащихся.

В заключении можно сделать вывод о том, что направленная деятельность педагога по формированию мотивации к обучению у учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в тесном взаимодействии с родителями, педагогическим коллективом позволяет успешно осваивать навыки игры на баяне, учиться в Школе искусств, способствует исполнительскому развитию учеников, побуждают детей к музыкальной деятельности.


Литература:

1. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

2. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 2004.

3. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. – Санкт – Петербург: Композитор, 2003.

4. Ушенин В. Школа художественного мастерства баяниста. - Ростов – на - Дону.: Феникс, 2009.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации