Программа внеурочной деятельности «Формирование мотивации к обучению путём развития творческой активности учащихся»

4
0
Материал опубликован 2 November 2018 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств№8 г.Смоленска»


 

УТВЕРЖДЕНА

Методическим советом

«___»_______________20___г.



 

ПРОГРАММА САМОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Преподавателя

Власовой Ольги Алексеевны


 

2012 г.

Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание, становится руководящей тенденцией фортепианной педагогики. Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству преподавателя, обогащает его опыт и дает возможность оптимизировать педагогический процесс, более эффективно влиять на развитие и саморазвитие личности ученика, реализацию его возможностей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Основная цель воспитательной работы в ДШИ: создание условий для разностороннего развития личности детей и подростков в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов и потребностей; воспитание любителя искусства, владеющего знаниями и навыками, способного в дальнейшем заниматься художественно-эстетической деятельностью; содействие личностному и профессиональному самоопределению, адаптация к жизни в новых социальных условиях.

Помимо реализации образовательных программ художественно-эстетической направленности ведётся культурно – просветительская работа, решаются задачи воспитания и образования детей и родителей. Учебная и воспитательная работа тесно связаны между собой. Внеклассная работа является одним из определяющих факторов в образовании учащихся, способствующим развитию личности, как в интеллектуальном плане, так и в нравственно-эстетическом. Я работаю в направлении создания условий для максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде.

План внеурочной деятельности в моём классе «Музыкальная кладоваая» характеризуется социально-педагогической направленности и способствует развитию творческих способностей учащихся, рассчитан на возраст от 6,5 до 12 лет и рассчитан на 2012-2018 год.

 

 

1.Введение 
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения»
П. Я. Гальперин

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ».

 1.1.Актуальность проблемы и новизна.

Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей и нравственного воспитания. Игра на музыкальном инструменте, в частности, на фортепиано, способствует не только эмоционально-эстетическому, но и гармоничному умственному, развитию личности ребёнка. Главная задача состоит в музыкально- педагогическом приобщении каждого из обучающихся к богатым музыкальным традициям и к тем из основных музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Умение видеть, творить и ценить прекрасное, затронуть тонкие струны красивой человеческой души!

В настоящее время, ДШИ испытывает определенные трудностями как в наборе, так и в дальнейшем обучению музыкальному образованию (в частности, обучению фортепианному искусству) учащихся. Это связано со многими причинами: Одни из них:

-демографическая ситуация;

-компьютеризация досуга детей;

-загруженность в общеобразовательной школе;

-слабое физическое здоровье;

- плохая память;

-слабые музыкальные данные;

- семейное мнение.

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – печальная реальность, в которой оказываются современные дети. Отсюда– быстрая переутомляемость, ранние неврозы, прочие неврологические отклонения. Обучение музыкальному искусству уходит на второй план. Положительная мотивация к изучению предмета является необходимым условием для творческого сотрудничества учителя и ученика.

Современное музыкально -художественное образование приобретает массовый характер, и обучаться игре на фортепиано приходят дети разной степени одарённости. Среди них - дети со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить навыки музицирования. К сожалению, очень много труда и времени уходит на выполнение основной программы музыкального образования, подготовку к техническим зачетам, конрольных уроков, экзаменов (академических концертов), и, крайне недостаточно времени и внимания на занятиях уделяется обучению таких учащихся творческим видам музицирования (подборупо слуху, импровизация), которые активируют развитие практически всех музыкальных способностей начинающих пианистов.

Поэтому особенно актуальны сегодня пути демократизации содержания музыкального образования, доступности, усиление мотивации обучения музыке, получение реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей воспитанников и после окончания обучения. Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке. Известно, что серьёзная заинтересованность в предмете появляется у детей в тех случаях, когда предмет увеличивает сферу их жизненных потребностей как за счёт новых теоретических знаний, так и за счёт новых практических навыков. Поэтому преподавание фортепианной игры должно быть нацелено с одной стороны на получение разносторонних знаний, с другой – на формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей их самореализации, самоутверждения в концертных выступлениях, внеклассных мероприятиях среди сверстников, родителей, успеха в социуме. Немаловажную роль играют в этом коллективные виды творчества: ансамблевое музицирование, хоровое пение, совместные концерты учащихся и преподавателей, совместные коллективные проекты. Также для успеха творческой деятельности необходимо уделить внимание развитию памяти.

Т.к критерии мотивации запоминания любой информации:

1. Ребёнок запоминает то , что ему интересно.

2. Ребёнок запоминает то, что понимает. Причём, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими учащимися), тем больше возрастает интерес.

3. Ребёнок запоминает то, что необходимо ему для успеха. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет в дальнейшем стимулировать его к активной деятельности.

 

Итак, цель моей работы заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации, привлечение детей к активной творческой исполнительской деятельности.
Данная цель конкретизируется в следующих основных направлениях:
•  создать условия для разностороннего развития личности детей, для максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самоопределения, самореализации в социальной среде.
•   найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации, воспитать потребность в обучении музыкальному искусству.
•   обобщив теоретические знания и собственный педагогический опыт сформировать средства и методы повышения учебной мотивации учащихся в классе фортепиано.

Что требует решений следующих задач:

Воспитание общих музыкальных способностей

развитие творческого потенциала каждого учащегося;

развитие музыкальной памяти.

образного мышления, воображения, восприятия;

развитие исполнительской воли и выдержки.

приобщение к музыкальному творчеству посредством исполнения пьес собственного сочинения.

развитие способности реализовать себя в исполнительской деятельности;

участие одаренных детей в культурно-просветительской работе;

воспитание культуры исполнительского мастерства.

Воспитание качеств характера и творческой личности

формирование нравственных качеств личности;

воспитание черт характера: трудолюбие, целеустремленность, собранность, доброжелательность;

формирование коммуникативных способностей, умения работать в коллективе путем участия в оркестровой и ансамблевой деятельности, в разработке групповых проектов,

обладание чертами, необходимыми для культуры общения, толерантности;

воспитание психологической устойчивости, связанной с публичными выступлениями, умение владеть собой в сложных ситуациях.

воспитание личности, способной к созидательному и творческому труду.

Воспитание гражданственности и патриотизма:

воспитание уважительного отношения к традициям и культуре разных народов;

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и родного края.

Воспитание нравственных качеств:

формирование представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах;

уважительное отношение к родителям, представителям старшего поколения;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе со сверстниками, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

знание и соблюдение здоровьесберегающего режима.

Воспитание ценностного отношения к природе (экологическое воспитание):

понимание активной роли человека в природе; бережное отношение к природе и всему живому на Земле.

Воспитание представлений об эстетических идеалах и культурных ценностях:

воспитание ценностного отношения к своей культуре;

формирование эстетических идеалов;

интерес к произведениям искусства, посещению спектаклей, концертов, выставок;

интерес к занятиям художественным творчеством.

1.2.Практическая значимость
Новизна программы определяется тем, что в ней предлагаются инновационные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей обучающихся во внеклассной и внеурочной деятельности, указаны критерии и показатели ее успешной реализации, что открывает возможности органичного включения воспитательных мероприятий в образовательный процесс ДШИ. Инновационный характер программы обеспечивается сочетанием традиционных подходов и современных педагогических технологий обучения.
Практическая значимость программы состоит в понимании внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся и социализации личности в ДШИ. Методическая, что предложенный комплекс условий и средств позволяет повысить эффективность процесса формирования мотивации обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано. Обобщение и систематизация собственного педагогического опыта способствуют решению данной проблемы и может быть внедрено в практику преподавателей ДШИ.

Данная программа определяет содержание, основные цели и задачи внеклассно-воспитательной и внеурочной деятельности в ДМШ и ДШИ и направлена на воспитание творческих способностей учащихся. Программа представляет систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы развивающего обучения и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа направлена на то, чтобы показать, как привлечение новых форм внеклассной работы помогает обеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеклассно-воспитательной и внеурочной деятельности в совместной педагогической работе музыкальной школы и семьи, раскрыть таланты учащихся. При этом следует уделять внимание социализации личности, способности к адаптации и самоопределению в новых условиях, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Форма проведения внеклассных мероприятий: индивидуальная и групповая

Основные направления и формы воспитательной работы:

В процессе воспитательной работы в музыкальной школе обозначились основные направления, формы и методы, которые эффективно используются в практической работе с учащимися. Основные направления внеклассно-воспитательной работы:

Концертная деятельность.

Внеклассно-воспитательная работа в классах по специальности и взаимосвязь с музыкально-теоретическими дисциплинами.

Проектная деятельность учащихся.

Работа по взаимодействию семьи и школы.

Сочетание разнообразных форм и методов воспитания, их выбор определяется содержанием внеклассного мероприятия, возможностями и интересами обучающихся. От выбора форм и методов воспитания во многом зависит успешность развития личности ребенка.

Основные формы работы: классные часы, беседы, праздники-конкурсы, фестивали, выставки творческих работ, которые необходимо наполнять новым содержанием с использованием педагогических технологий, привлекая к диалогу детей с целью активизации познавательного процесса, используя при этом навыки, полученные при обучении игре на инструменте

Данная программа опирается на традиционные и инновационные методики и ориентирована на индивидуально-личностный подход в обучении. Большую роль занимают игровые формы работы. Программа основана на материале методических разработок, проектов по данной проблеме.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы дает возможность осуществить раскрытие творческого потенциала детей через комплекс разнообразных мероприятий, дающих выбор форм и средств организации свободного времени. Виды внеурочной деятельности учащихся ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов:

динамика развития индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

повышение творческой активности обучающихся через участие в концертной деятельности;

сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

реализация собственных возможностей путем участия в привлекательных для него видах творческой деятельности;

повышение заинтересованности в результатах обучения;

ценностное отношение к музыкальному наследию;

сохранение контингента обучающихся;

приток и увеличение количества детей, обучающихся в ДШИ;

ориентированность на дальнейшее профессиональное образование;

повышение престижа ДШИ в культурном пространстве города.

Результаты подобной целенаправленной работы должны отразиться на качестве воспитательного процесса при следующих условиях:

развивает внутреннюю мотивацию к обучению и познавательную активность, способствует формированию устойчивой потребности детей к исполнительской, художественной, творческой деятельности, к общению с искусством;

обеспечивает комфортный психологический климат каждому ребенку, активизирует деятельность ребенка;

предоставляет возможность для самоопределения через выбор своего творческого амплуа;

обеспечивает освоение необходимого минимума для практического использования в жизни, давая возможность желающим подняться на более высокий, профессиональный уровень музыкальной деятельности;

повышает самооценку, уверенность в собственных силах, успешность;

повышается адаптация детей в социуме;

побуждает педагога к самообразованию и совместному поиску решений;

повышается престижность обучения в ДШИ, школа имеет репутацию ресурсного воспитательного, методического, учебного центра.

План работы по самообразованию:

Изучить методическую, психологическую, историческую, музыкальную литературу по данной теме;

Разработать план по развитию творческих способностей обучающихся;

Применить на практике методы мнемотехники по развитию музыкальной памяти, развития музыкального мышления;

Разработать новые формы проведения внеклассных мероприятий;

Разработать перспективный план внеурочной деятельности учащихся класса;

Активно включать в процесс современные развивающие, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ;

Распространять свой опыт на методических заседаниях, в публикациях;

Подготовить анализ деятельности на конец учебного года.

Этапы самообразования:

1)Изучение учебно-методической литературы;

2)Проведение в классном порядке заданий на выявление и развитие творческих способностей, выполнение заданий по предмету «Музыцирование».

3)Участие в проводимых школьных концертах, мероприятий, конкурсов;

4)Организация и проведение классных концертов для родителей, проведение тематических бесед не реже 2 раза в год;

5)Организация и проведение концертов в д/садах не реже 2 раза в год;

6)Посещение концертов, выставок, фестивалей, конкурсов.

 

Главный смысл внеклассной деятельности состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен и основным механизмом в решении этой задачи становится создание ситуации успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.) Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Академик Р.Х.Шакуров отмечал, что развитие мотивации учащегося больше всего зависит от его успешности.

На вероятность успеха, как показывают наука и практика, оказывают влияние восемь факторов: 1.Трудность выполняемых задач;

2.Способности самого учащегося;

3.Особенности внешней оценки;

4.Характер атрибуции успехов и неудач;

5.Индивидуальный стандарт достижения;

6.Глубинные свойства личности;

7.Индивидуальная шкала оценивания;

8.Групповой фон.

Известно, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими

Основные первоначальные усилия направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой ребенок освобождается от соревновательного стресса с другими учениками. Через игровую форму дети приучаются получать удовольствие, работая старательно и с большим удовольствием. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д. Можно отметить следующие функции, которые игровая деятельность выполняет в развитии человека:

1. развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2. коммуникативная, освоение диалектики общения;

3. функция самореализации;

4. терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционная: внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей;

7. функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

8. функция социализации: включение в систему общественных отношений. Наиболее благоприятной формой для реализации «успешности» обучающихся становятся коллективные выступления на концертах, участие детей в музыкальных постановках, совместные посещения различных мероприятий.

Заинтересованность и активная помощь родителей позволяет с наибольшей эффективностью решать поставленные перед педагогами задачи.


Используемая литература:

1.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959. 
 2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
 3.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
 4.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
 5.Маслоу А., Мотивация и личность.- Москва, 2004.
 6.Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. Москва. «Кифара»; 2002.
 Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.
 7. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982.
 8.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.
 9.Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.
 10.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. 
 11.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998
 12.Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа- Вып. № 2, 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации