Роль эмоционального компонента в формировании мотивации у учащихся на уроках химии
Манина Ольга Борисовна
Учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» К.Д. Ушинский.
Главная задача педагога помочь ребёнку» прожить обучение.
В структуру деятельности входят 5 основных компонентов
Цель – модель желаемого будущего
Мотив – побуждение к деятельности
Средства- приёмы, способы, с помощью которых осуществляется деятельность
Действия – основной элемент деятельности
Результат- материальный или духовный процесс деятельности
Оценка
Деятельность может быть организована на основе внешних и внутренних мотивов
Деятельность |
|
Внешнемотивированная |
Внутреннемотивированная |
1.Побуждение к активности за счёт внешних атрибутов не связанных с самим процессом деятельности ( знаю материал – получу «5» Преобладание внешних мотивов вызывает безразличие к его собственной деятельности, подрывает инициативу. |
Связана с самим процессом познания. Значимым становится личностный результат познаваемой деятельности. Все компоненты деятельности учащийся организует сам Внутренний мотив возникает тогда, когда аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников. Учитель должен сделать всё для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной для учащихся. Учитель – собеседник Учитель - исследователь Учитель -эксперт |
Формирование мотивации необходимо начинать с эмоционального компонента как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям. Задача в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного процесса, а он способен направить восприятие, познание действия.
Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении
класс тема |
Место в уроке |
цель |
вид |
результат |
||
Эмоциональные |
поощрение |
8 класс Химический практикум |
В конце урока |
Повысить интерес к эксперименту. Качеству выполнения работы |
Учащийся получает фишку определённого цвета, которая наклеивается на обложку тетради |
Получается пирамида определённого цвета. |
7 класс Весь учебный год |
Повысить интерес к темам курса |
На внутренней стороне обложки учащиеся в начале года рисуют колбу или другую химическую посуду. В неё «складываются» разные капельки |
Каждый ученик старается, чтобы в его копилке было как можно больше разных капелек за разные виды деятельности на уроке и внеурочную деятельность. |
|||
Создание ярких наглядно- образных представлений. |
10 класс Альдегиды |
Изучение нового материала |
Познакомить с деятельностью А.П. Бородина- учёного и композитора |
На доске нет темы урока. Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь» |
Эффект новизны |
|
8 класс Физические явления |
Начало урока |
Определение темы урока Вызвать любопытство |
В одном классе использовала муз. миниатюру «Дождь в лесу» В другом - стихотворение: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И всё это только вода… |
Определение темы урока. Постановка цели |
||
Учебно – познавательная игра |
8 класс Урок – сказка «Путешествие отважного Лакмуса» |
Обобщить знания об основных классах неорганических соединений. |
Сказочные герои Лакмус выполняет задания Короля Иона, королевы Степени окисления, Барона Гидроксида, миледи Кислоты, Маркиза де Соль. |
Работая индивидуально В парах. группах учащиеся успешно выполнили все задания и помогли отважному Лакмусу спасти своего брата Фенолфталеина |
||
8 класс Урок – сказка «Путешествие в страну простых веществ» |
Обобщить знания по теме «Простые вещества» |
Учащиеся путешествуют по стране . которой правит Моль. Чтобы добраться до дворца короля им придётся узнать коварство озера Молекула, пересечь реку Ион, пройти через перевал Авогадро |
Учащиеся успешно прошли через все испытания, уготованные королём Молем |
|||
10 класс Сюжетно – ролевая игра по теме «Нефть» |
Показать значимость темы для будущего человечества, прогнозирование будущей деятельности. |
Круглый стол на котором выступают экологи, физики, химики, биологи, литераторы, историки, поэты. экономисты. |
Использование материала в 11 классе при обобщении темы «Химия в жизни общества» |
Необходимо, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. перспектива.