12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Манина Ольга Борисовна5078 Россия, Хакасия респ., Черногорск Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Роль эмоционального компонента в формировании мотивации у учащихся на уроках химии
Манина Ольга Борисовна
Учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» К.Д. Ушинский.
Главная задача педагога помочь ребёнку» прожить обучение.
В структуру деятельности входят 5 основных компонентов
Цель – модель желаемого будущего
Мотив – побуждение к деятельности
Средства- приёмы, способы, с помощью которых осуществляется деятельность
Действия – основной элемент деятельности
Результат- материальный или духовный процесс деятельности
Оценка
Деятельность может быть организована на основе внешних и внутренних мотивов
Деятельность | |
Внешнемотивированная | Внутреннемотивированная |
1.Побуждение к активности за счёт внешних атрибутов не связанных с самим процессом деятельности ( знаю материал – получу «5» Преобладание внешних мотивов вызывает безразличие к его собственной деятельности, подрывает инициативу. | Связана с самим процессом познания. Значимым становится личностный результат познаваемой деятельности. Все компоненты деятельности учащийся организует сам Внутренний мотив возникает тогда, когда аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников. Учитель должен сделать всё для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной для учащихся. Учитель – собеседник Учитель - исследователь Учитель -эксперт |
Формирование мотивации необходимо начинать с эмоционального компонента как наиболее чувствительного к стимулирующим воздействиям. Задача в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного процесса, а он способен направить восприятие, познание действия.
Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении
класс тема | Место в уроке | цель | вид | результат | ||
Эмоциональные | поощрение | 8 класс Химический практикум | В конце урока | Повысить интерес к эксперименту. Качеству выполнения работы | Учащийся получает фишку определённого цвета, которая наклеивается на обложку тетради | Получается пирамида определённого цвета. |
7 класс Весь учебный год | Повысить интерес к темам курса | На внутренней стороне обложки учащиеся в начале года рисуют колбу или другую химическую посуду. В неё «складываются» разные капельки | Каждый ученик старается, чтобы в его копилке было как можно больше разных капелек за разные виды деятельности на уроке и внеурочную деятельность. | |||
Создание ярких наглядно- образных представлений. | 10 класс Альдегиды | Изучение нового материала | Познакомить с деятельностью А.П. Бородина- учёного и композитора | На доске нет темы урока. Звучит отрывок из оперы «Князь Игорь» | Эффект новизны | |
8 класс Физические явления | Начало урока | Определение темы урока Вызвать любопытство | В одном классе использовала муз. миниатюру «Дождь в лесу» В другом - стихотворение: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И всё это только вода… | Определение темы урока. Постановка цели | ||
Учебно – познавательная игра | 8 класс Урок – сказка «Путешествие отважного Лакмуса» | Обобщить знания об основных классах неорганических соединений. | Сказочные герои Лакмус выполняет задания Короля Иона, королевы Степени окисления, Барона Гидроксида, миледи Кислоты, Маркиза де Соль. | Работая индивидуально В парах. группах учащиеся успешно выполнили все задания и помогли отважному Лакмусу спасти своего брата Фенолфталеина | ||
8 класс Урок – сказка «Путешествие в страну простых веществ» | Обобщить знания по теме «Простые вещества» | Учащиеся путешествуют по стране . которой правит Моль. Чтобы добраться до дворца короля им придётся узнать коварство озера Молекула, пересечь реку Ион, пройти через перевал Авогадро | Учащиеся успешно прошли через все испытания, уготованные королём Молем | |||
10 класс Сюжетно – ролевая игра по теме «Нефть» | Показать значимость темы для будущего человечества, прогнозирование будущей деятельности. | Круглый стол на котором выступают экологи, физики, химики, биологи, литераторы, историки, поэты. экономисты. | Использование материала в 11 классе при обобщении темы «Химия в жизни общества» |
Необходимо, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. перспектива.