Публикация «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения. Развитие учебной мотивации у детей с особенностями развития»
Мотивация на обучение: виды и способы формирования,
модели внедрения.
Развитие учебной мотивации у детей с особенностями развития.
учитель-логопед, учитель-дефектолог
Ходжава Хатуна Шотаевна
Сахалинская область
город Корсаков
Введение
Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
С внедрением инклюзии многие педагоги сталкиваются с проблемой развития интереса к учебной деятельности детей с особенностями психического и психофизического развития. Разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на норматипичных детей. Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с ОВЗ раскрыты недостаточно. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации к обучению.
Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности обучающихся с особенностями развития представляется актуальным для более глубокого понимания психологии детей этой категории и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей, осуществления полноценной коррекции.
Мотивация («мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.
Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.
Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:
Бедность сообщаемого учебного материала
Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя
Незаинтересованность его в работе
Однообразие занятий, повторяемость
Недоброжелательный настрой педагога к аудитории
Принуждение к деятельности.
Мотивацию приобрести намного легче, чем удержать. Для того чтобы настроиться на деятельность, иногда достаточно и нескольких минут. А вот удержать мотивацию на протяжении длительного периода времени невероятно сложно.
Специальное образование ребенка с особенностями развития – это индивидуальный и специфичный процесс. Объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей.
Формирование учебно-познавательной мотивации
Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.
Учение Л. С. Выготского о роли обучения в развитии имеет огромное значение для педагогической практики обучения, как нормальных детей, так и детей с ограниченными возможностями. В плане развития последних обучение имеет еще большее значение, поскольку у них формирование всех сторон психики возможно только при определенной системе обучения и научения. Нормально развивающий ребенок много черпает в процессе широкого социального общения с окружающими, поэтому сложные виды психической деятельности могут быть сформированы у детей с особыми образовательными потребностями путем педагогического воздействия, направленного на преодоление отклонений в развитии.
А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий:
Оригинальности подачи материала (в игровой форме, или же путём совместной с детьми подготовки учебного проекта)
За счёт использования инновационных, оригинальных технологий (ноу- хау)
Приглашая гостей (работников музея, ветеранов, видных деятелей культуру, искусства и политики).
Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса. Необходимо быть источником позитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжении педагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют, но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужно большое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.
Основные средства мотивации обучающихся с ОВЗ
Коррекционная помощь детям с особенностями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и выявлению как нарушенных, так и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Для реализации этой задачи подходит деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
В результате введения деятельностного подхода отношение обучающегося к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом.
Опираясь на классификацию методов обучения (огромное количество под авторством разных специалистов), можно выделить классификацию К.Ю. Бабанского:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Обучающиеся с особенностями развития, это группа детей неоднородна, а именно дети с разными нарушениями в развитии (чаще всего с сочетанными нарушениями), и перед педагогом стоит задача - отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Доступными методами в работе с обучающимися с особенностями развития являются:
объяснительно – иллюстративный метод,
репродуктивный, частично поисковый,
коммуникативный,
информационно-коммуникационный,
методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся с особенностями развития интерес к учению необходимо использовать метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
В связи с этим большое значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Формирование положительной мотивации учащихся
Результативность познавательного процесса возрастает, если ребенок стремится овладеть знаниями. Но в работе с детьми с особенностями развития мы сталкиваемся с негативизмом к учебной деятельности. Почему так происходит и в чем здесь основная причина? Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания.
Причинами низкой школьной мотивации детей с особенностями развития, могут быть:
непринятие новых условий, отсутствие адаптации
трудности с восприятием нового материала
неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
проблемы в общении со сверстниками, учителями
нежелание следовать нормам и правилам
нервно-психические расстройства
отсутствие интереса к предмету
эмоционально-некомфортная обстановка
сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
высокие нагрузки (не по возрасту, без учета особенностей в развитии)
Ребенок с особенностями развития должен пройти процесс адаптации, должен научиться верить и доверять учителю, то сеть главная задача учителя создать комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке. Минимизировать критику в обычной форме, не отказываться от оценивания ошибочно выполненного задания, а изменить форму подачи оценивания (Например: ты неправильно выполнил пример, давай попробуем еще раз, и думаю в этот раз все получится, а я тебе в этом помогу). Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.
Приемы и способы внедрения
Для активизации деятельности обучающихся с особенностями развития используются следующие приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Обучающиеся показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий
слоговые таблицы;
индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д)
математические раскраски.
4.Задания на развитие психических процессов
задания с палочками;
«Четвертый лишний»;
«Поиск аналогов»;
«Продолжи логический ряд»
«Дорисуй и раскрась обеими руками»
«Дорисуй девятое»
«Найди пару»
«Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
штриховка;
конструирование из геометрических фигур;
лепка
раскрашивание;
работа с моделями.
6. Здоровье сберегающие технологии:
пальчиковые гимнастики;
дыхательные гимнастики;
физминутки и динамические паузы.
7. Использование информационных технологий (презентации, видео на заданную тему и интерактивной доски, планшеты.)
Данный прием позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Заключение
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач, а именно:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь. Устойчивый интерес к учебной деятельности формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.