Методическая разработка открытого урока «Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе специального фортепиано»

3
0
Материал опубликован 7 June 2021

Муниципальное казёное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №19» с. Сасыколи




Методическая разработка открытого урока


Направление: Методика преподавания фортепиано


Тема: «Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе специального фортепиано»





Выполнила: Тарасова Дина Вячеславовна преподаватель МКУ ДО ДШИ №19








2021 г.

Введение.

Вопросы овладения техникой обучающимися начальных классов специального фортепиано должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учётом возрастной специфики.

Техника — это сумма навыков и умений. Техника приобретается путём систематически правильной работы. Технику необходимо развивать на специальном материале этюдов и пьес, по специальной программе, без скачков.

Существует множество сторон требований к технике:

пространственная точность — попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;

красочная техника — умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;

ритмическая точность — умение извлечь звук в нужное время;

аппликатурная точность — удачная, правильная аппликатура;

штриховая точность — чередование legato, staccato;

быстрота мышления, беглость — полезно учить звеньями.


Актуальность: Овладение разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений.

Объект исследования: Музыкальное обучение и воспитание учащихся Детской школы искусств.

Предмет исследования: Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе специального фортепиано.

Цели: Формирование основных компетенций: пианистических приёмов, необходимых для художественного исполнения музыкального произведения.

Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха учащихся, свободы пианистического аппарата.

Воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением.

Задачи:

1. Обучение основным приёмам музыкальной выразительности, необходимые для воплощения художественного образа музыкальных произведений.

2. Привить ребёнку культуру исполнения изучаемых произведений. Воспитание интереса к музыке в целом, не только к изучаемым музыкальным произведениям.

3. Развитие воображения, образного мышления.

4. Познакомить обучающегося с некоторыми фактами биографии композиторов исполняемых произведений.

5. Воспитать терпение и настойчивость для преодоления технических трудностей.

Тип урока:

Комбинированный урок.

Используемое оборудование:

Фортепиано, ноты, телефон с доступом в Интернет для прослушивания муз.фрагментов, ритмические карточки, портреты композиторов.

План работы:

Разминка. Игра упражнений и гамм.

Ритмические упражнения по карточкам.

Черни-Гермер «Этюд» № 44 h-moll

Кригер. «Менуэт».

Т. Салютринская «Сонатина»



Урок проводится с ученицей 2 класса Алыевой Бонавшой


Краткое описание:

Работа над основными приёмами музыкальной выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального произведения. Во время урока ученица будет не только исполнителем, пианистом, которая должна точно выполнять все задумки композитора, но и попробует свои силы в попытке раскрытия художественного образа. Проведение небольшого тестирования — знания ключевых знаков тональностей. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые исполнитель – пианист должен прочитать в нотном тексте. Работа над музыкальными произведениями.


Ход урока:

Урок начать с разминки. Проиграть упражнение на фортепиано: 5 нот с передачей из руки в руку (все тональности от белых клавиш до 3х диезов). После игры спросить в разброс знаки при ключе в этих тональностях.

Правая рука (1,2,3,4,5,4,3,2) – до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, Левая рука (1,2,3,4,5,4,3,2) – до, си, ля, соль, фа, соль, ля, си. Правая рука - ре, ми, фа#, соль, ля, соль, фа#, ми, Левая рука – ре, до#, си, ля, соль, ля, си, до# и т.д.


Выполнить ритмические упражнения по заготовленным карточкам на 2/4, 3/4 и 4/4; простучать ритмический рисунок на крышке фортепиано двумя руками вместе.


Давай поговорим о таком понятии как «художественный образ». Художественный образ — это образ от искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Сегодня мы постараемся с тобой раскрыть художественный образ в музыке, работая над музыкальными произведениями.

Работа над произведением Черни - Гермера –

Этюд h-moll. №44 с элементами арпеджио.

t1623062010aa.jpg

Карл Черни – великий австрийский композитор (1791 – 1857), по национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля Черни. Концертировал с 9-летнего возраста.

Этюды Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Можно выделить четыре способа движений:

пальцами (всегда);

кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;

локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;

плечом – для аккордов.



Процесс работы над этюдом, как и над произведением любого жанра, начинается с определения художественного содержания. В работе над этюдом следует уделять внимание звуковым задачам.

В понятие «работа на звуком» входит и артикуляция. Запас артикуляционных приемов учащихся музыкальных школ относительно беден и однообразен, тогда как окраска звучаний legato, non legato, staccato требует разнообразия и гибкости.

Черни считал, что гаммы – фундамент техники.

Игра гамм не только формирует технику и двигает ее вперед, но и развивает музыкально – теоретические представления и свободную ориентацию на клавиатуре.
     Ученик должен твердо знать стандартную аппликатуру гам, сложившуюся в первой половине XIX столетия. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает аппликатурную точность игры

Работа над техникой юного пианиста включает и работу над различного вида арпеджио, элементы которых содержатся в следующих этюдах № 1, 2, 3, 4, 9, 15, 20, а полностью в № 23, 31, 35, 38, 44.


Этюд №44.

     Перед игрой данного этюда Целесообразно перед поиграть арпеджио сначала по три звука. После усвоения этого вида арпеджио можно переходить к коротким арпеджио трезвучий по четыре звука, Перед исполнением коротких арпеджио по три и по четыре звука следует поупражняться без клавиатуры. Чтобы кисть слегка и мягко повышалась при движении от первого к пятому пальцу, учитывая позиционное распределение. Этот вид арпеджио требует исполнения боковых движений кисти в сочетании с плавным движением всей руки

Проверка домашней работы

Уделить внимание проведению мелодии и темпу. Не рвать легато. Передавать мелодию из одной руки в другую. Быть внимательнее при динамике. Следить за изменением динамики P и creh. При исполнении этого этюда важно уделить внимание позиционной последовательности.

     Для учащихся с маленькой рукой арпеджио трудны также растяжением, часто вызывающим напряжением. Для предотвращения этого следует обратить внимание на то, чтобы рука находилась, по возможности, в свободно «собранном» состоянии. И, конечно, важно следить за первым и пятым пальцами, которые больше, чем другие, имеют тенденцию к часто возникающим напряжению и зажиму.





Работа над произведением И. Кригера «Менуэт».


Иоганн Кригер — немецкий композитор, органист, родился в 1652 г. (в эпоху барокко).

t1623062010ab.png

Спросить, что такое менуэт.

Менуэт — (от франц. – маленький, незначительный) - старинный народный французский грациозный танец, названный так в следствии своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца. С середины XVII в. — бальный. С XVII в. менуэт широко распространился по всей Европе. (Показать изображение танца менуэт)

t1623062010ac.png

Сделать разбор произведения, определить тональность, вид, размер, темп, форму. Сыграть, соблюдая динамические оттенки. Поработать над звуковедением, характером исполнения и динамикой.

Как в этом произведении композитору удалось передать художественный образ, с помощью каких средств музыкальной выразительности? (ответ ученицы)

В течение всего урока мы разбирали произведения. Говорили об их художественном образе, о приёмах, с помощью которых композиторы передали ним тот или иной характер произведения.

Работа над произведением Т. Салютринской «Сонатина»


Татьяна Яковлевна Салютринская – Советский композитор р. 22 октября 1915 г. в городе Тамбов. В (1939-1940) поступила в Московскую Государственную Консерваторию им. П.И. Чайковского. Автор множества пособий для пианистов. Занималась обработкой народных песен.


Обратить внимание на смену динамики: главная партияforte, побочная- piano. Штрихи исполнять выпукло.

1 часть - разобрать правильными пальцами двумя руками по нотам со счётом вслух

Со счётом вслух необходимо заниматься на разных стадиях готовности музыкального произведения.

Уделить внимание собранности + отсутствию зажатости кисти руки, и посадке за пианино (ровная спинка, локти в полёте).


На уроке мы постарались раскрыть понятие «художественный образ», мы разговаривали, размышляли. Завершая наш урок. Хочу задать тебе несколько вопросов:

Кто создаёт художественный образ при помощи слов? ПОЭТ

Кому для создания образа обязательно понадобятся краски, цвета, оттенки? ХУДОЖНИКУ

Кто должен правильно и точно расставить все звуки. Чтобы у нас появился художественный образ от того, что мы услышим? КОМПОЗИТОР

Вокруг нас много красоты, просто мы её иногда не замечаем. Рассмотрев на уроке понятие художественного образа, я желаю тебе видеть красоту и смысл даже в простых вещах. И конечно же, главное, чтобы слушая и исполняя музыку сама. Ты смогла услышать что-то большее, чем просто ноты — полёт бабочки, плеск волны, представлять радугу.

Благодарю тебя за работу!

Домашнее задание:

Закрепить знания, полученные на уроке путём игры на фортепиано, живо представлять себе нужный и правильный художественный образ.

С поставленной задачей на уроке мы справились.

Главная задача — помочь обучающемуся на базе изучаемых произведений овладеть различными видами техники фортепианной игры и применять их в дальнейшем

Заключение:

В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.

Развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия — закрепление в процессе проведения урока формирующих музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.

Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей — основа начального обучения пианиста.



9



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации