Формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой пси-хического развития: о некоторых вопросах организации коррекционной работы учителя-логопеда

Л.П. Бакун
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 95
с углубленным изучением отдельных предметов»
Формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития: о некоторых вопросах организации коррекционной работы учителя-логопеда
Чтение является базовым учебным навыком, от которого во многом зависит успешность обучения. Однако, как показывает практика, качество освоения чтения у младших школьников с задержкой психического развития (далее – ЗПР) существенно ниже установленных норм, что вызывает обеспокоенность учителей, родителей и самих детей. Исходя из сказанного, актуальным является выбор эффективных способов формирования навыка чтения у младших школьников с ЗПР, имеющих особенности развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, и как следствие, отличие в темпе и объеме освоения задач по чтению. Такие обучающиеся нуждаются в особых образовательных условиях, поэтому важное место в формировании и развитии их базовых учебных навыков и индивидуальном образовательном маршруте занимают занятия с учителем-логопедом. Что необходимо знать учителю-логопеду для организации грамотной коррекционно-развивающей работы по формированию навыка чтения в условиях инклюзии общеобразовательной школы?
1. Необходимо знать терминологию, которая используется в нормативно-правовой базе современной системы образования. Основными документами, касающимися обучения детей с нарушениями письма и чтения, являются закон "Об образовании в РФ" (2012) и государственные образовательные стандарты, в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Эти документы описывают особенности обучения детей с ОВЗ - детей, имеющих "... недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" (Закон об образовании в РФ, 2012). К категории обучающихся с ОВЗ относятся обучающиеся, в том числе дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). Термины "трудности в обучении", "дислексия", "дисграфия", "дизорфография" отсутствуют в нормативных документах. Законодательная база российского образования использует терминологию, сформировавшуюся в советский период. Она не всегда сопоставима с международным понятийным аппаратом и отчасти противоречит принятой в российской науке терминологии. Термин "трудности в обучении" фактически распадается на два термина, в которых подчеркиваются различные когнитивные дефициты: речевой (ТНР) и неречевой (ЗПР).
Многолетние исследования указывают на наличие неречевых механизмов нарушения формирования навыка письма у детей с ЗПР. Поэтому во всех случаях, когда специалисты сопровождения обнаруживают недостаточность невербальных когнитивных функций у детей, они должны включать в программу работы соответствующие мишени коррекции [3].
2. Невербальные методы коррекции. Навык беглого и осознанного чтения формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Поскольку, у младших школьников с ЗПР наблюдается снижение вышеуказанных психических процессов, необходимо проводить постоянную коррекционную работу, способствующую их формированию и развитию. Учитель-логопед может использовать методики по развитию навыка чтения с применением приемов, обоснованных достижениями в области нейропсихологии и психологии чтения. Так авторами многочисленных пособий предлагаются упражнения на развитие левого и правого полушарий (например, рисуем одновременно двумя руками осиновый лист, при этом взгляд все время находятся на центральной оси листа); по расширению поля зрения (таблицы Шульте по нахождению цифр в прямом и обратном порядке, расположенных в хаотичном порядке в квадрате. При этом так же взгляд фиксируется в центре); быстрый поиск в тексте нужной информации за ограниченный временной промежуток (например, за 20-40 сек.); упражнения по мнемотехнике, которые способствуют овладению разных приемов запоминания; кинезиологические упражнения (мелкая моторика) на активизацию межполушарного взаимодействия; чтение с указкой, «шторкой» вслух и про себя с прижатым к верхнему нёбу языком и другие [1, 5].
3. Психолого-педагогические аспекты обучения чтению младших школьников с ЗПР. Психофизиологической основой трудностей усвоения навыка чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации; трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения; низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации; слабость самоконтроля. К психолого-педагогическим факторам можно отнести неготовность детей к началу систематического обучения, в том числе и к деятельности на уроках чтения, и, как одно из следствий, несформированность мотивации к данному виду занятий. Дети с ЗПР приходят в школу обычно не только не умея читать, но и не имея достаточной готовности к работе на уроках чтения [2,4].
4. Методические основы обучения чтению школьников с ЗПР. Процесс овладения чтением, прежде чем оно становится автоматизированным навыком, проходит несколько этапов. В настоящее время выделяют следующие этапы формирования навыка чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями; чтение по слогам; стадия становления синтетических приемов чтения; стадия синтетического чтения (Т.Г. Егоров). На первом этапе дети получают представление о фонеме, учатся делить слоги и слова на звуки; выделенный из устной речи звук начинают соотносить с его оптическим символом – буквой. На следующем этапе – слогоаналитического или слогового чтения – процесс слияния звуков в слоги уже не затрудняет детей, слоги становятся частью слова, хотя разрыв между пониманием прочитанного и целостным восприятием со-храняется. На этапе становления синтетических приемов чтения ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по отдельно усвоенным опорам: на слух (по звукам) и зрительно (по буквам). Но слова еще не являются оптически привычными образами, поэтому такое «узнавание» часто является неточным, в результате чего дети допускают большое количество ошибок. На последнем этапе – синтетического чтения – сам процесс чтения уже не представляет затруднений, восприятие читаемого происходит на основе узнавания и понимания ранее прочитанного.
Сформированный навык чтения характеризуется единством четырех компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Формирование этого навыка идет одновременно с развитием мышления и речи школьников, расширением их знаний и представлений об окружающем мире [2,4].
Литература:
Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает?/ Т.П. Воронина. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феликс, 2015. – 95 с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Посо-бие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения./ Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2001.
Методическое пособие по работе с нарушениями чтения и письма от Министерства просвещения РФ / https://slogy.ru/blog/metodicheskoe-posobie-minprosvesheniya
Психолого-педагогические и методические аспекты обучения чтению детей с задержкой психического развития: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 81 с.
Трясорукова Т. Повышаем скорость чтения / Т. Трясорукова. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 46, [2] с. : ил. — (Экспресс-тренировка для мозга ребёнка).