Статья «Личностно-ориентированное обучение при решении текстовых задач в курсе алгебры при реализации образовательной программы основного общего образования»

1
0
Материал опубликован 18 January 2019 в группе

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

Каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Все мы знаем, что математика один из самых сложных предметов. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Возникшие противоречия между традиционной ориентацией на среднего ученика и индивидуальными способностями и интересами ребёнка; между потребностью общества в самостоятельной личности, способной принимать решение и брать на себя ответственность,  дают основание для выбора личностно-ориентированного обучения.

Актуальность концепции личностно-ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может  быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки.

Для того чтобы осуществить качественное обучение решению математических задач, необходимо использовать специальным образом спроектированные диагностические методики изучения индивидуальных особенностей учащихся. Мною была разработана компьютерная диагностическая система «Тест на определение типа мышления», которая представляет собой систему сбора, хранения и представления психолого-педагогической информации об ученике. Тест разработан по методике Джера Брунера на определение типов мышления и уровня креативности.

Диагностическая система «Тест на определение типа мышления» выявляет индивидуальные особенности учащихся, а именно какой тип мышления преобладает у школьника: символьный, теоретический или образный.

Данный тест позволяет проследить изменение психологической характеристики личности школьника, а именно индивидуальных особенностей. Что в свою очередь, благоприятно сказывается на построении процесса обучения, так как можно оказать своевременную помощь ученику. Школьное обучение в целом представляет собой такую деятельность, с которой учащиеся с разными типами мышления могут успешно справляться. Например, для развития теоретического мышления предлагаю детям самостоятельно ознакомиться с темой по математике, изложенной в учебнике, а затем ответить на вопросы. Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности. Для развития образного мышления подбираю задания с наглядным материалом. Для развития символьного мышления использую различные задания. Например, восстановить пропущенный текст, выражения, числа; задания для установления истинных и ложных утверждений.

Данная работа способствует развитию символьного, теоретического и образного типа мышления. Что способствует в курсе алгебры основной и средней школы реализовать работу с текстовыми задачами с учетом типов мышления.

Не смотря на ощутимые достижения в разработке теоретических основ обучения решению математических задач, многие школьники сегодня по-прежнему испытывают затруднения при отыскании способа их решения. Чтобы школьники не допускали ошибок, нужно реализовать работу с условием текстовой задачи с учетом типов мышления.

Для подготовки школьников с символьным типом мышления учителя должны проверять усвоение условия текстовой задачи. Данный этап в решении задачи позволит учащимся, которые не имеют работать с условием, проверить правильно ли они выделили объекты или величины, используемые в задаче, отделить известные данные от неизвестных, определить отношения между ними. Одна из проблем данного типа мышления является, что после прочтения задачи они сразу вводят неизвестную. Поэтому нужно подчеркнуть, что переменная вводится перед составлением уравнения, когда все связи между величинами известны. Для символьного типа мышления характерно преобразовывать информацию с помощью алгебраических правил. Поэтому таблица даст наиболее полную картину зависимости величин.

Следующая группа - это школьники с теоретическим типом мышления. Так как данный тип мышления работает с преобразованием информации с помощью умозаключений. Для учащихся этой группы я рекомендовала оформлять задачу в виде текста с подробным описанием зависимостей величин. Школьникам необходимо задавать себе вопросы, ответы на которые можно найти в своем оформлении. Для учеников, которые не готовы к самостоятельному решению или поиску пути решения математической задачи можно разработать специальную карточку. Она может включать в себя список вопросов для каждого этапа решения и различных видов задач.

И третья группа – учащиеся с образным типом мышления. Так как это школьники с художественным складом ума, то для них нужно преобразовывать информацию с помощью действий с образами. Отсюда можно сделать вывод, что данному типу мышления при решении задачи нужно текст разбивать на сюжеты и делать соответственные рисунки с указанием изменений каждой величины.

Индивидуальные особенности школьников являются главным фактором достижения определенного уровня успешности в той или иной виде деятельности. При систематическом использовании личностно-ориентированного обучения с учетом типов мышления у учащихся повышается математическое развитие.

 

Библиографический список

Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка. – М.: Знание, 2011. – 423 с.

Ковалев А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 2012. – 321 c.

Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 208 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации