Доклад "Формирование навыков самоконтроля как элемент профориентации детей с нарушением интеллекта на уроках профессионально-трудового обучения со специализацией "швейное дело""

16
0
Материал опубликован 29 April в группе

Формирование навыков самоконтроля как элемент профориентации детей с нарушением интеллекта на уроках профессионально-трудового обучения со специализацией " швейное дело"


Рассматривая вопросы создания в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья системы профессионально-трудового обучения Г.М. Дульнев в своих работах писал: «Обязательным компонентом трудовой деятельности человека являются контрольно-оценочные действия. Контрольные действия различаются прежде всего по тому, на что они направлены». Так, объектом контрольных действий может быть изделие. В этом случае работница производит в процессе работы либо глазомерные, либо инструментальные измерения размеров обрабатываемого изделия (детали), проверяют правильность обработки деталей.

Объектом контрольных действий могут быть качественные показатели инструментов, приспособлений, оборудования, которыми пользуются при выполнении задания. Так, в процессе работы квалифицированный работница-швея может легко отметить, что резец, ножницы затупились, электромотор работает с перегрузкой.

Объектом контрольных действий могут быть и собственные рабочие движения: работница-швея замечает, что неправильно распределяет усилия пальцев руки при работе ножницами, и соответственно регулирует эти усилия, контролирует ритм и скорость рабочих движений. У квалифицированного рабочего, рабочие движения которого натренированы, автоматизированы, значительно реже возникает необходимость контролировать, проверять эти действия.

На ранних этапах трудовой подготовки, контрольные действия в школе на занятиях профессионально-трудового обучения осуществляют под непосредственным наблюдением учителя. В процессе наблюдения за работой учащихся учитель должен определять причины ошибок, допускаемые в работе, а также и в контрольных действиях. Здесь важное место занимает работа по предупреждению ошибок и способов их обнаружения и исправления.

Конечная цель – выработка у детей привычки контролировать свои действия. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки умственно отсталых детей – является формирование навыков самостоятельного контроля.

Основными особенностями действий самоконтроля квалифицированного рабочего являются контрольные действия, так как от уровня развития и овладения навыками самоконтроля зависят и степень самостоятельности рабочего в выполнении задания, и качество выполнения работы.

Рассмотрев некоторые особенности протекания и формирования навыков самоконтроля у учащихся, могу отметить, что контрольно-оценочные действия в труде есть сложные умственные операции, главной основой которых являются:

наличие у человека дифференцированного представления об объекте труда (изделии);

умение производить глазомерные и инструментальные измерения и оперировать результатами;

знание места и времени необходимости производства контрольных действий в общем процессе изготовления изделия.

При обучении учащихся самоконтролю следует применять образцы изделия как в законченном виде, так и с частичной обработкой. Располагая такими образцами, учитель может показать учащимся признаки, по которым обеспечивается самоконтроль. Важно, чтобы обучение самоконтролю на основе образцов изделий (как по отдельным узлам обработки, так и по конечному результату) проводилось систематически. Это оказывает влияние на формирование способов планирования.

Велика сила личного примера учителя. Учащиеся хорошо воспринимают указания учителя, который показывает им готовые изделия, выполненные своими руками. Пользуясь образцами, учащиеся легко добиваются требуемой точности и качества обработки, сравнивают свои изделия, а затем устанавливают отклонения, делают выводы и вносят коррективы в свою работу, что способствует развитию самостоятельности учащихся.

Надо отметить, если образец изделия был изготовлен неправильно или неполностью, то контрольные действия не принесут нужного результата – учащиеся, допустив ошибки в работе, их не заметят. Чтобы найти ошибку в этом случае, ученики должны вернуться к анализу образца изделия – уточнить свои представления об образце, после чего их контрольные действия могут дать нужный результат.

При этом надо учитывать, что учащиеся специальной школы часто допускают ошибки в самом контрольном действии (ошибки самоконтроля). Некоторые ошибки связаны с неумением выполнять контрольные действия (применять линейку, сантиметровую ленту, угольник, циркуль), другие объясняются отсутствием привычки осуществлять такие действия в нужный момент работы. Ряд трудностей обучения самоконтролю умственно отсталых школьников связан с неумением выполнять измерительные операции. Слабое знание единиц измерения и приемов измерения затрудняет усвоение контрольных операций, выполняемых с помощью измерительных инструментов на уроках профессионально-трудового обучения по швейному делу.

Таким образом, инструктаж учителя во время практической работы должен строиться с учетом характера возникновения ошибок у школьников.

Л.С. Мирский в своих исследованиях о неправильности подхода учителя к текущему инструктированию учащихся обратил особое внимание на то, когда учитель не пытается установить причину ошибки, а сразу сообщает ученикам результат контроля, который выполнил сам.

Например, подойдя к рабочему месту ученицы, учитель говорит: «Ты неправильно обработала воротник в платье: кант должен быть из верхнего воротника, а на твоем изделии кант выполнен из нижнего воротника». И, далее он указывает, каким образом нужно исправить брак. На данном этапе, подобная «помощь» не только не развивает общетрудовые умения ученицы, но и приучает ее действовать бездумно, только по указанию учителя.

Прежде чем делать замечание или объяснить ошибки ученице, я стараюсь стимулировать мышление девочки, для того чтобы каждая из них попыталась сама найти свои ошибки. Так, в приведенном выше примере сначала целесообразно задать вопрос ученице; «Правильно ли ты обработала воротник в платье?». Этот вопрос активизирует контрольные действия школьницы. Следовательно она начинает внимательно осматривать изделие и нередко находит ошибку сама. Указываю ученице, что она допустила ошибку из-за того, что забыла выполнить общее правило работы, согласно которому, закончив операцию или изделие в целом, следует проверить правильность работы. Очевидно, что неумение учащейся применять это правило на практике должно быть учтено учителем, чтобы в дальнейшем научить ее действиям самоконтроля.

В практике обучения могут быть моменты, когда собственные контрольные действия учащихся (даже направляемые учителем) не дают нужных результатов. В этом случае я непосредственно указываю на ошибку, однако для воспитания трудовой самостоятельности полезнее и здесь не давать готовый ответ о характере ошибки, а попытаться еще раз заставить учащихся проанализировать изделие путем сравнения с образцом.

Необходимо отметить, что к основным предпосылкам для осуществления учащимися самоконтроля относятся:

понимание цели и содержание упражнения (задания);

знание составных элементов приема или упражнения и последовательности их выполнения;

знание технических и учебных требований, предъявляемых к выполнению приема;

знание типичных ошибок при выполнении приема или упражнения и признаков, по которым можно контролировать правильность действий с целью предотвращения ошибок;

умение правильно применять измерительный инструмент для промежуточного контроля при обработке изделий.

Надо сказать, что эффективный способ обучения самоконтролю – индивидуальный показ контрольных действий непосредственно на рабочем месте ученика. При этом учитель может продемонстрировать приемы самоконтроля на предметном образце технологической карты и на объекте труда школьницы. Показывая контрольные действия, он предлагает ученице их повторить и найти ошибку самостоятельно.

У большинства учеников специальной школы самооценка завышена. Научить их находить свои ошибки, сравнивая свою работу с образцом – задача для учителя такая же трудная, как и необходимая. Еще с первых дней обучения умственно отсталых детей в швейных мастерских до того, как они приступят к практической работе, учитель сообщает учащимся требования, предъявляемые к качеству выполнения работы. Это заставит их сосредоточить внимание на технологии работы, и они постараются выполнять операции с максимальной точностью и аккуратностью.

Следует отметить, что предупреждение возможных ошибок в процессе выполнения той или иной операции также способствует воспитанию у детей самоконтроля. Основы умений контролировать свои действия, результаты трудовых операций, работу в целом закладываются на теоретических и подготовительных занятиях. Во время комплексных практических работ эти знания и умения совершенствуются, происходит формирование навыков самоконтроля.

Развитие умения производить глазомерный контроль – важное направление в подготовке рабочего – профессионала. Такой вид самоконтроля, если он отвечает заданной технологии, значительно повышает производительность труда. Таким образом, мы видим, что самоконтроль, как важнейший компонент профессиональной самостоятельности будущих рабочих, не складывается сам по себе стихийно.

Обучение самоконтролю должно начинаться с первых дней занятий с учащимися и проводиться на каждом уроке. При этом должно быть обеспечено:

Создание у учащегося полного понимания цели задания и представления о его содержании.

Четкое разъяснение всех упражнений по самоконтролю, предъявляемых к ним учебных и технических требований, возможных типичных ошибок, признаков, по которым контролировать правильность выполнения действий, причины появления брака, пути их устранения и предупреждения.

Систематический инструктаж с целью разъяснения приемов обращения с измерительным инструментом для промежуточного и конечного контроля.

Постоянный анализ разъяснение прямых и косвенных признаков, по которым учащаяся непосредственно, без применения измерительного инструмента может в процессе работы судить о степени правильности выполняемых им рабочих действий и о качестве результатов (непосредственный самоконтроль с помощью органов чувств – зрения, слуха, осязания и др.).

Использование в обучении образца изделия для сравнения с работой, выполненной учащимися.

Таким образом, обучение навыкам самоконтроля тесно связано со всей деятельностью преподавателей, направленной на формирование у учащихся профессиональной самостоятельности и воспитание черт личности, как честности, добросовестности, ответственности за порученное дело, чувства коллективизма, готовности помочь товарищу, бережного отношения общественной собственности. В дальнейшем умение контролировать свою работу дает возможность самостоятельно углублять и расширять знания, успешно овладевать выбранной профессией.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.