Применение технологий «Формирование навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад № 102»
города Магнитогорска
Формирование навыков самоконтроля
у детей старшего дошкольного возраста.
выполнила: воспитатель Щеглак
Анжела Анатольевна
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной деятельности с дошкольниками. Самоконтроль необходим при выполнении самостоятельной работы, при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким.
Опыт работы показывает, что развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.
Первый уровень – отсутствие контроля:
Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Дошкольник не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе педагога, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям педагога и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.Часто ребенок неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их педагогом. Он не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими детьми, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.
Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания.
Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая ребенком схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Контроль в форме специального целенаправленного действия по соотнесения выполняемого ребенком процесса решения задачи с усвоенной им схемой действия отсутствует. Хорошо знакомые действия дошкольник может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе педагога, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: "так неправильно", "так надо". Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.
Третий уровень:
потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.Выполняя новое задание, ребенок может допустить ошибку, однако, если педагог просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ребенок, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.Вводимые педагогом схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе педагога, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ребенку доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе педагога. Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.
Четвертый уровень - актуальный контроль:
на уровне произвольного внимания. В процессе выполнения действия ребенок ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Обучающийся может правильно объяснить свои действия. Может безошибочно решать большое число разнообразных задач, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других детей при совместном выполнении задания.
Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.
Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ребенок точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью педагога и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник - несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ребенок пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью педагога. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.
Шестой уровень - актуальный рефлексивный контроль.
Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ребенок может самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи, и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения. В ряде случаев воспитанник может приступать к такой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы "прокрутив" их в "уме".
Таким образом, у дошкольников можно выделить следующие показатели форсированности самоконтроля:
- умение перед началом работы спланировать ее;
- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.
- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки. Такие задания педагогу большей частью приходится составлять самому.
Содержание систематической работа в этом направлении:
1. Создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2. Целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
4. Педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.
5. Предлагать детям самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
6. Предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.
Библиографический список:
1.Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250
2.Киянченко Елена Анатольевна. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 1999 172 c. РГБ ОД, 61:99-13/1189-8
3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3470/1/10Poltenko.pdf