Формирование осмысленного чтения у обучающихся начальной школы

0
0
Материал опубликован 23 March

Формирование осмысленного чтения у обучающихся начальной школы

Современный человек перегружен информацией, тем важнее становится

умение отобрать нужный и важный материал, что невозможно без определенного уровня овладения чтением.

Необходимо «научить ребенка читать» читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Необходимость обучения читательской грамоте закреплена в ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, где подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер, и умения чтения относятся к УУД.

На уроках литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов является одной из важнейших задач. Проблема понимания текста требует для своего решения инновационных подходов, которые должны применяться в школьной практике. Традиционный подход к формированию умения понимать текст уже не удовлетворяет современным требованиям.

С каждым годом в школу приходит все больше детей с низким речевым развитием, с трудностями в понимании лексического смысла слов. После периода обучения грамоте, когда все первоклассники становятся читающими, проблема осмысленного чтения становится одной из самых главных. Дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности и в понимании, и в запоминании прочитанного. Задача учителя – развивать у обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, анализ, оценка информации из текстов. Эти читательские умения служат базой для усвоения всех школьных дисциплин. Они являются необходимым условием успешности во всех сферах жизни. Только читая и осмысливая прочитанное, можно стать образованным и культурным человеком, а также научиться выражать свои мысли правильно.

Во многом от учителя зависит эффективность и результативность обучения школьников. Учитель вправе отбирать приемы и методы работы с текстом в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса.

Существуют определенные приемы для развития умений чтения. Отбор приемов осуществляется учителем в зависимости от особенностей текста.

Правильная читательская деятельность предполагает прежде всего работу с текстом до чтения. Данный этап включает в себя определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На втором этапе (а это самостоятельное чтение в классе или чтение -слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся) происходит выявление первичного восприятия. Сначала это медленное «вдумчивое» повторное перечитывание всего текста, его отдельных фрагментов. Затем – анализ текста, в котором возможно использование следующих приёмов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Далее – беседа по содержанию текста. На этапе обобщения прочитанного текста, можно вновь обратиться к отдельным фрагментам текста и проанализировать их, перечитать заново.

Не менее значим заключительный этап – работа с текстом после чтения. На этом этапе происходит концептуальная беседа, коллективное обсуждение, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Работа с заглавием, иллюстрациями, соотнесение видения художника с читательским представлением может быть продолжена разными видами творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

При оценивании овладения качествами чтения главным критерием является выразительность. Без понимания прочитанного невозможно правильно расставить смысловые и эмоциональные акценты. Легче всего работать над выразительностью при работе со стихотворными произведениями. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Могут быть использованы различные задания: прочитать понравившиеся строки, найти слова, смысл которых не понятен (с последующим объяснением смысла, возможно через однокоренные слова, подбор синонимов, выяснение этимологии…), прочитать и найти средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры…), прочитать вслух, про себя, в разном темпе, с разной интонацией. Умение выразительно прочитать текст во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприя­тия, а также глубины чувств. Необходимо развивать умение проникать в эмоциональный настрой произведения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, что позволит решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух.

Осмысленное чтение – это сложный и многогранный процесс, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Развитые умения и навыки смыслового чтения художественных текстов дают возможность обучающимся быть способными  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации