Статья «Осуществление системно-деятельностного подхода с целью формирования навыков здорового образа жизни посредством применения игрового самомассажа у детей дошкольного возраста»
МДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 29
с. Красный Октябрь»
Осуществление системно-деятельностного подхода с целью формирования навыков здорового образа жизни посредством применения игрового самомассажа у детей дошкольного возраста.
Выступление на семинаре-практикуме
для воспитателей подготовительных групп
Карпенко Наталия Николаевна
воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с. Красный Октябрь»
с. Красный Октябрь, 2017 г.
В настоящее время главной задачей работы дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям - все это основа для формирования здорового образа жизни. Основная цель педагога - дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности. Здоровый образ жизни - универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.
Перед дошкольными учреждениями стоит много образовательных задач, но одной из основных является укрепление и сохранение здоровья детей. Для этого в практику работы ДОУ вводятся здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья. Система работы в этой области закреплена в официальных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений, в том числе и ФГОС. Основная цель здоровьесберегающих технологий — научить заботиться о своём здоровье и поддерживать хорошую физическую форму.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, в частности детей дошкольного возраста. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины.
В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Существуют следующие формы организации здоровьесберегающих педагогических технологий:
закаливание;
беседы по валеологии;
спортивные праздники;
спортивные развлечения и досуги;
соревнования;
прогулки-походы;
динамические паузы (физкультминутки);
подвижные и спортивные игры;
релаксация;
гимнастика пальчиковая;
гимнастика для глаз;
гимнастика дыхательная;
гимнастика пробуждения;
оздоровительная ходьба;
физкультурное занятие;
самомассаж.
Я решила отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж.
Главная ценность самомассажа заключается в том, что он влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Такие упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком?
Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? « Погладь мне спинку!»- это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, печени, лёгким, желудку, почкам, другим органам. Выполнение массажных движений расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы в организме, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.
Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить грамотный и опытный педагог. Сухомлинский В. А. говорил, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», поэтому в своей работе с детьми я активно использую приемы самомассажа. Детям очень нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. При проведении игрового самомассажа детей обучаю не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливать или легко поглаживать. Предлагая малышу сделать самомассаж, можно сказать: «Мы немножко погреем ручки».
Можно выполнять массаж с использованием:
зубной щётки, массажной расчёски, ребристого карандаша, массажного мячика, природных материалов (шишек, каштанов), прищепок, пробок от пластиковых бутылок
Непременным условием выполнения упражнений игрового самомассажа является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Продолжительность самомассажа для детей 3-7 минут, в зависимости от поставленной задачи. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают тепло и холод, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игрового самомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что, в конечном счёте, развивает крупную и мелкую моторику. Игровой самомассаж способствует развитию фантазии детей, содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Таким образом, игровой самомассаж, применяемый в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего пребывания ребёнка в детском саду.
Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.