Формирование патриотического сознания у младших школьников с ОВЗ
«Формирование патриотического сознания у младших школьников с ОВЗ»
Подготовила: Курникова В.А.,
учитель начальных классов,
ШМО 28.10.2024г.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования патриотического сознания, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Являясь классным руководителем 4 класса, для формирования патриотического сознания у своих учеников, в новом учебном году я поставила следующие задачи:
воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
расширение представлений о значении государственных символов России;
воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.
Для реализации поставленных задач в I четверти текущего учебного года совместно с педагогами начальной школы был организован выезд в Музей боевой славы в/ч 46102 г.Бикина, где отражена вся история этой войсковой части. Ребята стали желанными гостями музея и с удовольствием слушали рассказ экскурсовода об истории части, о героических подвигах земляков на фронте и в тылу, о боевых наградах. Все мальчишки и девчонки с интересом рассматривали образцы формы одежды, старые фотографии участников боевых событий, награды, медали, боеприпасы, старинное боевое оружие. Также дети познакомились с военной техникой, стоящей на вооружении бригады. А сколько радости и восхищения было в детских глазах, когда им разрешили посидеть на этой самой военной технике!
Экскурсия в музей Боевой славы принесла детям не только незабываемые радостные впечатления и массу положительных эмоций, но и пользу, развивая их внимание, уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам боевых действий, а также наполнив их сердца чувством патриотизма, гордости за свой город и за свою страну.
Мною был организован выход на мемориал памяти землякам-Бикинцам, участникам ВОВ для уборки территории от осеннего мусора. Вооружившись необходимым инвентарем, мы с ребятами с удовольствием приводили в порядок территорию. Все трудились с большим душевным подъемом. Кто - то собирал листву, кто – то её сгребал в кучки, кто - то собирал в мешки. Уставшие, но с отличным настроением закончили работу. Приятно было видеть результат своего труда, каждый внес в это дело частичку своего тепла, чистая территория возле памятника погибшим воинам радует глаз всех окружающих, везде чисто и красиво. После выполненной работы я объяснила своим ученикам, что это, та малая часть наших дел, с помощью которых мы выражаем свою благодарность всем тем, кто оставил свою жизнь, ради мирного неба в будущем. И наша главная задача как можно дольше пронести эту память через года. Будем вечно помнить, и чтить память тех, кто ценой своей жизни подарил нам мир и свободу.
Так же мною были проведены тематические классные часы на тему «Мой Хабаровский край», где познакомила ребят с историей Хабаровского края, с его достопримечательностями, символикой, с его красивейшей природой. Обучающиеся с интересом просматривали видеоролик, иллюстрации, страницы Красной книги; активно обсуждали и делились друг с другом впечатлениями от того, что узнали много нового о своём родном крае.
Тематический класс на тему «Почётные жители г.Бикина Бикинского муниципального района» вообще вызвал бурю положительных эмоций у ребят, т.к. практически все знакомы с врачом-педиатром Козловой Г.П., врачом-отоларинголом Козловым С.Н. Познакомила учеников своего класса и с другими почетными гражданами нашего города.
В дополнение к этому классному часу организовала выход к Детской школе искусств, где совсем недавно установили Доску Памяти почетному гражданину г.Бикина, заслуженному работнику культуры Берзиной Г.Я. Ребята узнали о жизни Галины Яновны и о её заслугах.
Там же, возле Детской школы искусств, посетили Памятник пограничникам всех поколений в честь 100-летия со дня учреждения пограничной охраны. Рассказала ребятам о пограничниках, их должностных обязанностях, о том, где в нашем городе они проходят службу.
Посетили с ребятами Детскую библиотеку, где для нас провели мероприятие, посвящённое Дню белых журавлей. Сказать, что ребята были тронуты до слёз, не сказать ничего. По выражению детских лиц было видно, что они искренне сопереживали тем людям, а особенно той девочке Садако Сасаки, которая так хотела жить. В завершении мероприятия, ребята с огромным удовольствием, под руководством ведущего библиотекаря мастерили из белой бумаги журавлей.
Поучаствовали с ребятами в акции «Послание солдату». В свете последних событий, не только взрослые переживают за наших солдат на СВО, но и дети. И, в своих посланиях, с множеством ошибок, но так искренне, от чистого сердца написали «Вернитесь живыми и непобежденными!»
В своей работе я продолжу реализовывать выше поставленные мной задачи. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему будут известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задачи выполнены в пределах, доступных младшему школьному возрасту детей с ОВЗ.