Урок на тему «Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.»

3
0
Материал опубликован 27 April 2020

«Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.»

Цель урока: формирование представлений о программных положениях основных российских партий и ходе революции в конце 1905 г.

Формируемые УУД: предметные: овладение понятийным аппаратом темы урока, знание основных дат и персоналий темы, умение характеризовать исторические условия формирования, основные программные положения политических партий социалистического, либерального и консервативного направлений, умение сравнивать программы этих партий и высказывать своё мнение о степени их осуществимости в данных исторических реалиях, умение составлять хронологию революционных событий конца 1905 г., умение анализировать исторические источники, умение оценивать значение процесса становления многопартийности в России в начале ХХ в.; метапредметные1) познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, подбирать критерии для характеристики объекта; 2) регулятивные: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать результаты своей работы; владение основами самоконтроля и самоанализа; 3) коммуникативные: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, аргументированно высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, доска, маркер.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.

Ход урока

I Организационный момент

II Мотивационно-целевой этап

– Ребята, обратите внимание на изображение на экране (Приложение 1).

Вопросы к классу

– Предположите, что изображено слева? А справа?

– О чём может говорить данное изображение? Как в контексте изучаемых нами тем, можно их трактовать?

– Предположите, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

– Записываем в тетради тему сегодняшнего урока: «Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.»

III Введение в новый материал

Для того, чтобы разобрать эту тему, нам понадобится вспомнить некоторые определения, а также идеологические направления.

– Для начала, кто мне скажет, что такое «политическая партия»? (организованная группа граждан, которая выражает интересы тех или иных социальных слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за государственную власть и ее использования).

– На следующих слайдах в виде картинок я зашифровала 3 идеологических направления. Попробуйте их расшифровать (Приложение 2).

Каждое идеологическое направление обсуждается, вспоминаются основные характеристики.

IV Работа по теме урока

1. Политические партии России начала XX века

Для дальнейшей работы обучающиеся распределяются на 5 групп, каждая из которых будет выполнять своё задание.

Задание для 1 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом первого пункта параграфа 31 «Социалистические партии» (стр.236-239 учебника). Систематизируйте материал о социалистических партиях России в начале XX века, подготовьте для класса тезисы. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите на доске.

Задание для 2 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом второго пункта параграфа 31 «Либеральные партии» (стр. 239-241 учебника). Систематизируйте материал о либеральных партиях России в начале XX века, подготовьте для класса тезисы. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите на доске.

Задание для 3 группы

Внимательно ознакомьтесь с материалом третьего пункта параграфа 31 «Консервативные партии» (стр.241-242 учебника). Систематизируйте материал о консервативных партиях России в начале XX века, подготовьте для класса тезисы. Обязательно укажите название партий, год основания, руководителей, программные позиции, предпочитаемую тактику.

Результаты своей работы оформите на доске.

Задание для 4 группы

Перед вами портреты лидеров политических партий России начала XX века. Пользуясь материалами учебника (стр. 236-242), укажите фамилию каждого из них, название партии, время её создания и численность.

t1587979726aa.gif

Задание для 5 группы

Внимательно ознакомьтесь с текстами исторических источников, ответьте на вопросы после текста.

Из работы В. И. Ленина «Что делать?» (1902)

Маленькое, тесно сплочённое ядро самых надёжных, опытных и закалённых рабочих, имеющее доверенных людей вы главных районах и связанное по всем правилам строжайшей конспирации, с организацией революционеров, вполне сможет выполнить, при самом широком содействии в массы и без всякого оформления, все функции, которые лежат на профессиональной организации, и, кроме того, выполнить именно так, как это желательно для социал-демократии. Только таким путём и можно достигнуть упрочения и развития, вопреки всем жандармам, социал-демократического профессионального движения.

Какие принципы организации социал-демократической партии отстаивал В. И. Ленин?

Проект устава боевой организации эсеров. Из воспоминаний одного из её руководителей – Б. В. Савинкова

Цель боевой организации заключается в борьбе с существующим строем посредством устранения тех представителей его, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы. Устраняя их, боевая организация совершает не только акт самозащиты, но и действует наступательно, внося страх и дезорганизацию в правящие сферы, и стремится довести правительство до сознания невозможности сохранить далее самодержавный строй.

Кроме казней врагов народа и свободы, на обязанности боевой организации лежит подготовка вооруженных сопротивлений власти, вооружённых демонстраций и прочих предприятий боевого характера, в которых сила правительственного деспотизма сталкивается с силой отпора или нападения под знаменем свободы, в которых слово воплощается в дело, в которых реализуется идея революции.

1. О каких идейных основах и особенностях организации партии эсеров позволяет судить данный отрывок?

2. Объясните, в чём состоит специфика партийного устава как документа. Как она отразилась в стиле приведенного текста?

Далее следует представление работы каждой группы. По мере ответов, ребята заполняют в тетради таблицу «Политические партии России в начале XX века»:

Название партии, её место в политическом спектре

Год основания

Руководители

Программные позиции

Тактика

 

 

 

 

 

2. Революционные события ноября-декабря 1905 года

– Ребята, обратите внимание на стр.243. Здесь изображена картина Г. К. Савицкого «Декабрьское восстание 1905 года в Москве» (1925).

– Попробуйте описать свои эмоции от увиденного.

– Кто попробует объяснить, а что тут произошло?

Действительно, в конце 1905 года в стране начинают происходить ужасные события:

- восстание на крейсере «Очаков» в Севастополе (ноябрь);

- массовые поджоги и ограбления помещичьих явлений в Воронежской, Курской, Пензенской, Самарской, Саратовской и других губерниях;

- вооружённое восстание в Москве (декабрь), представленное на картине.

– Как вам кажется, какова роль политических партий во всех этих событиях?

В эти дни в России бастовало примерно 435 тыс. человек. Вооружённые выступления происходили не только в Москве, но и во многих городах страны. Они были подавлены, что придало правительству уверенности в своих силах. Революционным партиям пришлось задуматься об эффективности своих средств борьбы. Общество же устало от насилия и рассчитывало на будущую Государственную Думу.

V Закрепление материала

Давайте выполним небольшое задание. Соотнесите название партии и её программное положение

ПАРТИИ

1) Союз 17 октября

2) Конституционно-демократическая партия

3) РСДРП

4) Партия социалистов-революционеров

5) Союз русского народа

ПРОГРАММНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

А) Конституционная монархия по английскому образцу

Б) Самодержавие – гарантия мира

В) Демократ. федеративн. республ.

Г) Конституционная монархия по немецкому образцу

Д) Террористические акты, дезорганизующие власть

Е) Национализация помещичьих земель с денежной компенсацией

Ж) Уст. диктатуры пролетариата

З) Борьба с революционными и либеральными партиями

VI Рефлексия

Упражнение «Оцени себя на уроке». Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

Полученные ответы при необходимости обсуждаются.

Домашнее задание

Прочитать параграф 31, устно отвечать на вопросы после параграфа.

Дополнительно:

– проведите поиск и систематизацию информации о событиях 1905 года в нашем крае. Представьте результаты вашей работы в виде презентации.


 

Приложение 1

t1587979726ab.jpg


 

Приложение 2

1 Слайд-вопрос:

t1587979726ac.jpg

1 Слайд-ответ:t1587979726ad.jpg

2 Слайд-вопрос:t1587979726ae.jpg

2 Слайд-ответ:t1587979726af.jpg

3 Слайд-вопрос:t1587979726ag.jpg

3 Слайд-ответ:t1587979726ah.jpg

 

Список использованной литературы и источников:

Учебник «История России. 1801-1914 гг.», Соловьёв К.А., Шевырёв А.П./Под ред. Петрова Ю.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.