12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савоник Ольга32
специальность- учитель начальных классов образование - высшее опыт большой Любимый урок - литературное чтение. склад ума - гумманитарный
Россия, Саратовская обл., Саратов

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению детей младшего школьного возраста.

Современные стандарты образования направлены на развитие творческих способностей и формирование культуры личности ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, в которой ребенок сможет проявить активность и творческий подход к саморазвитию.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Наблюдения за современными школьниками подводят педагога с большим опытом, какой имеется у меня, к выводу, что у многих детей отсутствует учебная мотивация. Причинами этого, на мой взгляд, являются как перенасыщенность информацией, слабая память, низкая работоспособность, так и в разной степени проявление гиперактивности младших школьников. Поэтому, чтобы у ребенка повышалась успеваемость, надо его заинтересовать, поставить в ситуацию, в которой он сам захочет найти для себя новое и интересное.

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников. Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать.

Возможности современной школы позволяют делать уроки более наглядными и информационно наполненными. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
В своей практике я использую многие методы и приемы, которые существуют на данный момент в начальной школе:
дидактические игры, соревнования, проблемная ситуация, метод проектов, и т.д.

Немаловажное значение имеет положительный настрой класса в начале урока. Для этого есть много стихотворных строк:

Прозвенит опять звонок, Начинается…… (дети хором) УРОК.

Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!

- Дети, вам тепло? (Да!) - В классе светло? (Да!) - Прозвенел уже звонок? (Да!) - Хотите учиться? (Да!) - Значит можно всем садиться!

Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребёнка что-то не получается, не в коем случае нельзя его ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме. Например, Загадки:

Не для рыб, а сети расставляет. (Паук) У родителей и деток вся одежда из монеток (Рыба) Ходит, спесь надуваючи (Индюк) Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей) По синему морю белые гуси плывут. (Облака) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

- Прочитайте первые буквы отгадок. (ПРИРОДА) - Сегодня будем говорить о природе.

Иногда я задаю загадки, заведомо сложные для отгадывания, после нескольких попыток отгадать, дети соглашаются, что отгадаем позже, при работе над новой темой. Такой прием называется “Отсроченная отгадка”.

В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

Следующий прием: «Предположение»

На доске написаны слова: «Обоняние», «Осязание». – Ребята, прочтите слова на доске, это ключевые слова нашей новой темы. Кто знает, что они обозначают? Попробуйте предположить. (Дети называют слова, похожие по звучанию: осень, няня и т.д.) - Всё это не правильно. А хотите узнать значение этих слов? Тогда приготовьтесь к изучению новой темы: «Органы чувств»

При знакомстве в 1 классе с понятием «Парные глухие-звонкие согласные» я интригую детей: - Ребята, расскажите о букве «Б» - согласная, обозначает твердый звук и мягкий, звонкий. – А хотите покажу фокус? – Хотим! – Это большой секрет, но вам я скажу. Произнесите звуки [б] и [б'] шёпотом. (Дети произносят, и с удивлением слышат звуки [п] и [п']) Буквы «Б» и «П» - это парные по глухости-звонкости согласные.

В дальнейшем, при изучении других парных согласных, они проверяют наличие пары этим же способом.

Прием «Сказка». Учитель представляет новый материал в виде сказки. Например: «Сказка про точку» на уроке математики в 1 классе. Тема: «Точки и линии»

В одной стране, под названием «Геометрия» жила – была маленькая точка. Однажды ей стало очень скучно, и пошла она искать себе друзей. Вышла она из дома и пошла по прямой дороге. Вскоре она догнала такую же маленькую точку, которая тоже грустно брела вперед и прямо. Они улыбнулись друг другу и пошли дальше вместе. По дороге им встречались все новые и новые точки, которые присоединялись к ним. Им было весело всем вместе. И они решили всегда держаться вместе и продолжать свой путь вперед и вперед, ведь друзей на свете много. Получилась из множества соединенных точек линия. У прямой линии нет ни начала, ни конца. Даже, если на пути нашей линии дорога становилась кривой и извилистой, наши точки не размыкали рук и продолжали идти. Только тогда линия из прямой превращалась в кривую.

 Приём “Да-Нет”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, произвел очень дорогой по стоимости товар, что привело к трагедии в семье одной супружеской пары. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Но в дальнейшем дети привыкают искать ошибки и без предупреждения. Замечают, даже если учитель ошибся не преднамеренно.

  Прием «Дидактическая игра»

Школьники младшего возраста любят играть, им скучно выполнять однообразную работу, интереснее мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Я использую ребусы, головоломки, задачи в стихах и т.д.

Например, игра «День-ночь». Я часто использую её на уроке математики для тренировки памяти. Когда дети закрывают глаза, картинки или цифры меняются местами, а детям нужно назвать, что изменилось. Так же с помощью этой игры привлекаю к работе детей, которые не успевают за остальными. Тогда при ответе на следующий вопрос для Кости, например «день», для остальных – «ночь»

На уроках чтения дети любят «театральные» уроки. Когда класс делится на группы: сценаристы, гримеры, артисты, художники и т.д. Групповая работа мотивирует всех детей в группе, особенно слабоуспевающих. Они чувствуют себя увереннее, для них – это возможность получить хорошую оценку. Положительные оценки – хорошая мотивация.

Интерес к чтению, а также мотивацию повышает такой вид работы, как «творческий пересказ». Это и пересказ от имени персонажа, это может быть как лягушка, волк, жар-птица, так и. например, прутик, на котором летит лягушка-путешественница. Интересно, когда один и тот же фрагмент сказки пересказывают разные персонажи. Например, сказка Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». Я прошу пересказать от лица отца семейства, Людоеда, его жены, самого мальчика-с-пальчика, и т.д. Потом дети сами выбирают лучший пересказ.

Дети любят сочинять стишки, придумывать продолжение рассказа, мастерить книжку-малышку с иллюстрациями к изучаемому произведению. На уроках чтения при проверке домашнего задания –выученных стихов- провожу Конкурс чтецов с выдачей грамот или медалей. Причем, членами жюри являются все учащиеся, они с помощью сигнальных карточек показывают свою оценку.

На уроках русского языка предлагаю детям самим составить правило или алгоритм. Попробовать объяснить материал детям, которые пропустили урок, то есть на время занять место учителя.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик - ученик». Для словарной работы делаю карточки: с одной стороны написаны слова с пропущенными буквами, с другой слова для проверки написания этих слов. Дети поочередно диктуют и проверяют слова.

Подобное задание использую на уроках математики при закреплении табличных случаев умножения и деления. На маленьких карточках с одной стороны пример, с другой- ответ. Дети достают карточку, называют ответ, переворачивают. Если отвечают правильно, карточку убирают, если нет, то кладут на стол еще раз и через некоторое время опять возвращаются к ней.

Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста. Этот возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. От того, как ребенок будет мотивирован к учебе, зависит его дальнейшее обучение, успеваемость, ориентация на успех, поэтому на учителе начальных классов лежит определенная ответственность. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Только так он может «зажечь» в ребенке искорку, из которой потом разгорится «пламя» успешного человека будущего.

Источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/14/priemy-i-metody-povysheniya-motivatsii-k



https://infourok.ru/doklad-na-temu-motivaciya-uchebnoj-deyatelnosti-i-ee-formirovanie-4910041.html.



Горохова Ю. В., Горохова И. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017.



Савоник Ольга Владимировна – учитель начальных классов МОУ «СОШ №11» Волжского района г. Саратова




2023 г

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.