Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса посредством использования веб-квестов на уроках русского языка

0
0
Материал опубликован 19 October в группе

Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса посредством использования веб-квестов на уроках русского языка


Неотъемлемой частью ядра федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 31.05.21 №286) является формирование универсальных учебных действий, в структуру которых входят и познавательные универсальные учебные действия (далее – УУД), данные УУД связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса, среди которых важное место занимают базовые логические действия [4].

Проблеме формирования познавательных УУД уделяли внимание такие выдающиеся педагоги, как Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и другие, но в наше время данная проблема остаётся всё также актуальна.

Анализ результатов Национального исследования качества образования показал, что выполнение заданий, направленных на изучение уровня развития познавательных УУД, находится на недостаточно высоком уровне. Так, например, с заданием 5 не справилось 45% учеников, это свидетельствует о том, что не все учащиеся умеют анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; структурировать свои знания; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов [2].

Однако существует проблема: недостаточный уровень методического обеспечения формирования познавательных навыков у младших школьников.

Для решения данной проблемы необходимо использовать в образовательном процессе квест-технологии, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В частности, в образовательном процессе актуально использовать веб-квест.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроках русского языка посредством веб-квестов.

Задачи:

охарактеризовать возможности использования веб-квестов;

описать общую структуру и содержание веб-квеста;

обосновать способы оценки реализации веб-квестов.

Веб-квест (от английского web – «паутина, сеть») в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест является одним из средств использования информационно- коммуникационных технологий в целях создания урока, ориентированного в первую очередь на учеников, вовлеченных в учебный процесс [1]. Веб-квест можно использовать при организации дистанционного обучения, а также в качестве инновационной формы организации домашней работы, которая является естественным и последовательным продолжением урока и имеет весомое значение для образования навыков умственного труда, чувства ответственности за возложенное дело. Домашняя работа содействует образованию свободы, учит преодолевать препятствия, влияет на формирование умственной деятельности. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Только дома ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Таким образом, организация домашней работы учащихся в форме веб-квеста имеет не только образовательное, но и воспитательное значение [3].

Формирование УУД младших школьников посредством веб-квестов возможно лишь в том случае, если он имеет следующую структуру:

ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося;

список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания;

описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы);

руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу;

заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над Веб-квестом.

В рамках исследования был разработан веб-квест по русскому языку «Путешествие в страну Морфология».

При разработке веб-квеста «Путешествие в страну Морфология», направленного на формирование познавательных УУД младших школьников, были реализованы следующие этапы:

1 этап «Знакомство» знакомство с темой игры «Путешествие в страну Морфология», с героями и заданиями.

2 этап «Ролевой» обучающиеся выполняют задания: осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы, происходит анализ и критическое осмысление предлагаемой информации, классифицируются объекты и формулируются выводы.

3 этап «Заключительный» происходит осмысление произведенного исследования.

Задания, представленные в веб-квесте, объединены общим разделом – морфология (задания разработаны по следующим темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»); составлены на платформе Wordwall (где учащимся необходимо сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты) и на платформе Learnis; объединены общей сюжетной линией (обучающимся предлагается помочь героям из мультсериала «Брабоскины»); имеют дифференцированный характер (для каждого из героев мультсериала определен свой уровень сложности заданий).

Выполняя итоговое задание (предлагается придумать лингвистическую сказку), обучающимся необходимо организовать командную работу. Данные задания направлены на развитие мыслительных операций, выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; то есть развивают познавательные УУД младших школьников.

Оценка качества веб-квеста, направленного на формирование познавательных УУД у младших школьников, возможна на основе применения специально подобранных методов психолого-педагогической диагностики и диагностических методик.

Для определения уровня сформированности познавательных УУД разработана карта наблюдения, подобраны дополнительные диагностики («Последовательность событий» Н.А.Бернштейн, «методика исследования словесно-логического мышления» Э. Ф. Зам-бацявичене), которые позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих успешность формирования познавательных УУД у младших школьников, сделать выводы о результативности разработанного веб-квеста как средства формирования познавательных УУД младших школьников.

Таким образом, комплект веб-квестов по русскому языку, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса, обладает большими возможностями для формирования познавательных УУД, так как направлен на развитие всех познавательных умений и навыков.


Литература

Агеева Л. В., Герус В. Л.,. Шелякина Н. А/ [и др.]. Организация домашней учебной работы младших школьников— Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 414-417.

Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании https://urok.1sept.ru/articles/671383

Национальные исследования качественного образования https://3566d68a-ee5f-43b1-9673cda17add336f.filesusr.com/ugd/1a0110_a03aa1d4b4f6411088cf6277de842e27.pdf (дата обращения 16.01.2024)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изм. и доп. на 2022 год. – М.: Просвещение, 2022.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации