Статья «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством использования игровых технологий»

0
0
Материал опубликован 16 November 2021

Мишенина Е.В. учитель, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

Богаченко Л.П. учитель-дефектолог, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

Коленчук Л.А учитель, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

 

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством использования игровых технологий.

Аннотация. Статья посвящена развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка посредством использования игровых технологий.

Процесс формирования универсальных учебных действий, обеспечивающий обучающихся умением учиться, представляет собой одну из основных задач современной системы образования. Достаточный уровень сформированности данных действий помогает избежать трудностей в процессе обучения. Концепция развития универсальных учебных действий в общеобразовательной системе отражает необходимость новых социальных запросов, сопутствующих процессу перехода нашей страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, который подразумевает наличие знаний и высокого инновационного потенциала. Данная ситуация ставит перед образованием цель общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, которое обеспечивало бы овладение учащимися ключевой компетенции – умения учиться [4].

В широком смысле понятие универсальных учебных действий включает процесс саморазвития и самосовершенствования при сознательном и активном присвоении знаний нового социального опыта. Рассматривая термин «универсальные учебные действия» более узко, можно охарактеризовать их как совокупность действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [5].

К познавательным УУД относятся следующие умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Теоретические положения концепции Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, которые раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся лежат в основе концепции развития познавательных универсальных учебных действий. Данная концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода и учитывает общие возрастные закономерности развития детей и подростков. Д.Б. Эльконин и его ученики разработали программу, формирующую общеучебные умения и навыки учащихся.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

В начальной школе предмет «Русский язык» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий в первую очередь общеучебных, включая и логические, а также таких, как планирование.

Однако среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих трудности в обучении. Уже к моменту поступления в школу у учеников наблюдается разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития.

На трудностях в обучении русскому языку не могут не сказываться и такие особенности учащихся, как сниженная познавательная активность, колебания внимания и работоспособности, недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), некоторое недоразвитие речи. Сниженная активность восприятия выражается в том, что некоторые учащиеся не могут найти в тексте заданиянужные орфограммы, если они не выделены.

Все эти особенности детей, создают повышенные трудности в овладении ими школьными знаниями по русскому языку. Добиться успешного овладения учащимися программным материалом можно при помощи развития познавательных универсальных учебных действий, а уроки русского языка могут стать основой их развития. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

На основе полученных данных при анализе литературы, проведенного исследования нами была разработана программа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников с трудностями в обучении на уроках русского языка. В основе программы лежит использование игровых технологий, дифференцированного подхода.

Игры, представленные в программе, предлагается использовать учителям начальных классов для коррекции знаний обучающихся с трудностями в обучении. Подобранные материалы учебного пособия будут полезны и начинающим учителям, и преподавателям с большим педагогическим стажем, так как проблема развития познавательных универсальных учебных действий, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку является одной из главных в современной начальной школе.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. – М. : Просвещение, 2016. – С. 152.

2. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2019. – С. 69.

3. Букеева Г.А. Развитие познавательной способности в условиях уровневой дифференциации // М Просвещение. - 2017.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2018. – С. 180.

5. Программа формирования универсальных учебных действий : Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Линка-Пресс, 2019. – С. 284.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации