Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством сказок «Маленькие сказочники»

7
0
Материал опубликован 3 May в группе

t1714755044aa.png

Формирование предпосылок

функциональной грамотности посредством сказок

«Маленькие сказочники»





Функциональная грамотность — способность человека использовать

приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Развитие функциональной грамотности невозможно без правильной. Грамотной. Чистой речи.

Правильная речь является главным условием полноценного всестороннего развития детей, а также важнейшим условием подготовки детей к успешному обучению в школе.

Современные дети находятся под воздействием огромного потока информации, рекламы, гаджетов, большого количества интерактивных игрушек. Поэтому так важно самые эффективные и занимательные методы и приемы в работе с детьми.

В связи с этим появилась необходимость поиска эффективных приемов формирования связной речи детей дошкольников.

По мнению специалистов, работающих с детьми, наиболее универсальным и эффективным методом работы является сказка.

В сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они познают, возвращаясь каждый раз к сказке. Образы героев воспринимаются детьми ярко. эмоционально, пробуждают их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неиссякаемым источником развития детской речи. Нет ни одного ребенка равнодушного к сказке.

Сказка в жизнь ребенка вносит разнообразие, дарит ему радость и является очень эффективным способом развития речи, в котором проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка – интегративная деятельность, в которой придуманные ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Использование сказки в развитии детей дошкольного возраста способствует:

развитию связной речи — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных образах.

развитию эмоциональности — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

развитию самостоятельности — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

развитию творчества — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

развитию активности — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

развитию произвольности — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

При формировании предпосылок функциональной грамотности посредством сказки используют следующие этапы:

На первом этапе проводится предварительная работа (чтение литературного произведения, проводятся дидактические игры по нему, книга выставляется в книжном уголке, с детьми рассматриваются иллюстрации, организуется просмотр мультфильма по сказке). На этом же этапе детям объясняются незнакомые слова.

Второй этап включает в себя беседу по знанию и пониманию текста, эмоционального состояния героев сказки, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, выделение основных моментов сказки, ее частей.

На третьем этапе организуется пересказ, инсценировка сказки. Также возможны повторное чтение произведения и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.


Для развития связной речи детей по сказкам мной был разработан лэпбук «Книга сказок». В нем систематизирован материал для обучению детей пересказу и развитию связного высказывания.

В книге содержится материал по русским народным сказкам, который представлен следующими разделами:

t1714755044ab.jpgt1714755044ac.png







Артикуляционные сказки - придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад .

Кинезиологические (пальчиковые) сказки способствуют развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, развитию общей и мелкой моторики, развитию речи детей, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Сказки на липучках - ребенок рассказывает сказку и управляет героями. прикрепляя их к полю с помощью липучек.

Сказки мнемотаблицы - ребенок по схеме, с помощью опорных картинок пересказывает сказку.

Пальчиковый театр «Шагайка» - дети управляют фигурками героев. Одевая их на пальцы.

Настольный театр, театр на палочках, кукольный театр и инсценировка, драматизация.

Таким образом, использование различных приемов работы со сказками, является эффективным средством в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста. У детей наблюдается положительная динамика, высказывания носят развернутый характер, более логически последовательные, с употреблением невербальных средств передачи (мимики, жестов); обогащается словарный запас детей.

Наблюдается устойчивый интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки; показывать сказки другим детям; дети стали более активными и уверенными в себе. У детей повысился интерес к жанру русской народной сказки.

Вывод: Использование сказок в работе с дошкольниками, прямо ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.

t1714755044ad.jpgt1714755044ae.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.