Применение технологий «Формирование, развитие и реализация навыков познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в рамках предметного модуля «Основы экологии»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий
Валуйская Татьяна Михайловна, учитель биологии
Разделы: Биология
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютер, проектор, интерактивная доска, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам профильного или базового уровня.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Доказательства эволюции»
Школа: МБОУ СОШ №20 имени Н.Г.Чернышёва Кавказского района Краснодарского края.
Преподаватель: Валуйская Т.М.
Предмет: биология
Раздел: Эволюция
Класс: 11а (12 учащихся), химико-биологический профиль
Урок: 40 минут
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Технология обучения: ИКТ
Формы работы: индивидуальная, работа в парах
Цель урока: познакомить учащихся с различными группами доказательств эволюции органического мира.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с комплексом доказательств эволюции органического мира;
2. Дать общее и краткое представление о смене фаун и флор;
3. Выяснить значение ископаемых переходных форм и филогенетических рядов на примере эволюции лошади;
4. Способствовать формированию научного мировоззрения школьников
Оборудование: портрет В.О.Ковалевского, дидактический раздаточный материал, рельефная таблица «Сравнение зародышей хордовых животных», раздаточный материал «Ископаемые остатки и отпечатки растений и животных», рисунки, карта зоогеографических зон, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений профильный уровень Биология Общая биология 10-11 классы Часть 2 под ред. академика В.К.Шумного и профессора Г.М.Дымшица, М., Просвещение, 2010, презентации.
План урока:
Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос)
Изучение нового материала. Представление проектов:
Палеонтологические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Биогеографические доказательства эволюции
Молекулярные доказательства эволюции
Закрепление
Домашнее задание: §54-57, конспект, ответы на вопросы (устно) к §§, выучить терминологию.
Ход урока
Фронтальный опрос (с использованием дидактического раздаточного материала):
Какое из приведённых ниже утверждений можно отнести к взглядам Ламарка на эволюцию?
А) виды изменяются в течение длительного исторического периода.
В) высшие виды произошли от низших в процессе эволюции
В) приспособления животных к условиям среды возникают в результате мелких наследственных изменений, передающихся потомкам
Г) основная движущая сила эволюции – стремление организмов к совершенству
2. Одна из ошибок Ламарка заключается:
А) в признании неизменяемости видов
Б) в признании прямого влияния условий среды на возникновение приспособленности
В) в признании того факта, что все виды, включая человека, произошли от других видов
3. Движущей силой эволюции по Ламарку является:
А) Бог
Б) естественные законы природы
В) стремление организмов к совершенству
4. Какое из утверждений совпадает со взглядами Ламарка:
А) слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать верхнюю губу, чтобы достать пищу. Этот признак передавался по наследству. Так возник длинный хобот слонов.
Б). Среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у которых хобот был немного длиннее более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так постепенно возник длинный хобот у слонов.
В) Слонов, как и всех животных создал Бог, поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.
5. Среди приведённых фактов выберите те, которые опровергают положение Ламарка о наследовании приобретённых в течение жизни признаков:
А) у собак определённых пород (боксёров, доберманов, ризенов) вскоре после рождения купируют хвосты и уши.
Б) Дети спортсменов должны активно тренироваться, чтобы стать спортсменами
В) Потомки талантливого музыканта всегда обладают музыкальными способностями.
Г) Крот слеп потому, что ему не нужно зрение под землёй, следовательно, он его упражнял
6. Заслуга Ламарка заключается в том, что:
А) Ламарк признал идею изменяемости органического мира
Б) Ламарк доказал изначальную целесообразность приспособлений к условиям окружающей среды
В) Ламарк доказал, что приспособленность – это результат прямого влияния окружающей среды
7. Теорию эволюции Ламарка не признают достаточно обоснованной потому, что:
А) Ламарк не признавал существование изменчивости и наследственности
Б) в её основе лежит неверная идея исторического развития
В) Она не подтверждается фактами
8. Ч.Дарвин жил и работал:
А) В XIX веке в Англии
Б) XVII веке во Франции
В) XVII веке в Англии
9. По наследству от родителей к потомству передаются:
А) только полезные признаки
Б) полезные и вредные признаки
В)только признаки, приобретённые родителями в течение их жизни
10. Ч.Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
А) наследственная изменчивость и естественный отбор
Б) борьба за существование
В) способность к неограниченному размножению
11. Какое из утверждений отражает взгляды Ч.Дарвина?
А) любая изменчивость может служить материалом для эволюции
Б) материалом для эволюции служит наследственная изменчивость
В) причиной возникновения приспособлений является прямая адаптация организма к условиям среды
12. Теорию эволюции справедливо считать теорией, созданной:
А) Ч.Дарвином и Ч.Лайелем
Б) Ч.Дарвином и А.Вейсманом
В) Ч.Дарвином и А.Уоллесом
13. Значение теории Ч.Дарвина заключается в том, что он:
А) доказал факт существования эволюционного процесса
Б) доказал, что виды изменяются в ходе исторического развития
В) выявил факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов
14. Причиной образования видов, по Ч.Дарвину, является:
А) борьба за существование
Б) постепенное расхождение признаков у особей одного вида
В) неограниченное размножение
15. Выберите правильные утверждения:
А) между современными и ископаемыми видами не существует родственных связей
В) между островными и континентальными формами можно обнаружить сходство, свидетельствующее об их родстве
Г) новые виды возникают в результате расхождения признаков у особей одного вида
16. Теория Ч.Дарвина:
А) отвергает биологическую целесообразность приспособлений
Б) признаёт абсолютную биологическую целесообразность
В) признаёт относительную биологическую целесообразность
17. В каком случае борьба за существование будет менее ожесточённой?
А) если на территории живёт несколько разных видов
Б) если на территории живёт один вид
В) если на территории живут два близких вида
18. В каком случае процесс эволюции вида может оказаться замедленным, и вид долго будет оставаться на относительно низком уровне организации?
А) в постоянно меняющихся условиях среды
Б) в условиях жёсткой конкуренции
В) в относительно постоянных условиях окружающей среды
19.В каком случае рецессивные мутации подвергнутся естественному отбору?
А) В случае гетерозиготности особей по отбираемому гену
Б) в случае рецессивной гомозиготности особи
В) в любом случае
Ответы на тест:
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
АБГ |
6 |
А |
11 |
Б |
16 |
В |
2 |
В |
7 |
В |
12 |
В |
17 |
А |
3 |
В |
8 |
А |
13 |
В |
18 |
В |
4 |
А |
9 |
Б |
14 |
Б |
19 |
Б |
5 |
АБ |
10 |
А |
15 |
БВГ |
Изучение нового материала (презентации и рассказ учащихся, подготовивших презентации по заранее полученным заданиям, презентации дети готовили по парам).
На доске надпись:
Тема: «Доказательства эволюции органического мира»
По мере выступлений учащихся с презентациями на доске появляются записи видов доказательств:
Палеонтологические
Эмбриологические
Сравнительно-анатомические
Биогеографические
Молекулярные
Выступление1. Палеонтологические доказательства (рассказ учащихся с демонстрацией презентации 1).
В рассказе даются определения следующих понятий: палеонтология, окаменелости, отпечатки, ископаемые переходные формы. Характеризуя переходные формы, учащиеся делают акцент на то, что они позволяют установить филогенез отдельных групп. Например: псилофиты (риниофиты) (водоросли – наземные растения),семенные папоротники (папоротники - семенные растения) и др.
Демонстрируется отпечаток и внешнее строение археоптерикса – переходной формы между пресмыкающимися и птицами. Выясняются черты сходства археоптерикса с птицами и пресмыкающимися.
Современные низшие млекопитающие утконос и ехидна, подобно пресмыкающимся, откладывают яйца, имеют клоаку).
При рассмотрении филогенетических рядов уделяется внимание вкладу в их открытие В. О. Ковалевского во 2 половине Х1Х века, отмечаются изменения в теле лошади, объясняются причины их появления, указывается на то, что филогенетические ряды составлены и для других животных, например, слонов.
Выступление 2. Эмбриологические доказательства (рассказ учащихся с демонстрацией презентации 2).
Рассказ начинается с дачи определения науки эмбриологии. Учащиеся отмечают, что эмбриологические доказательства основаны на результатах изучения строения и развития зародышей организмов. Приводят примеры соответствующих доказательств.
Демонстрируется рельефная таблица «Сравнение зародышей хордовых животных», перечисляются черты сходства зародышей позвоночных, отмечается ослабевание сходства по мере развития и более чёткое проявление черт тех классов, к которым принадлежит данное животное.
Формулируются законы: зародышевого сходства. К.Бэра и биогенетический закон Ф.Мюллера-Э.Геккеля, отмечается уточнение к этому закону, сделанное Н.Северцовым.
Выступление 3. Сравнительно-анатомические доказательства (рассказ учащихся с демонстрацией презентации 3).
Учащиеся объясняют, то, что сравнительно-анатомические доказательства основаны на результатах исследований отдельных органов, дают определения понятий аналогичные и гомологичные органы, указывают на их отличительные особенности, приводят многочисленные примеры таких органов у растений, животных. Ученики, характеризуя рудименты и атавизмы, делают акцент на то, что рудименты всегда закладываются в ходе эмбрионального развития, поэтому есть у всех организмов данного вида. Причиной атавизмов является наличие у особей «генов предков», ответственных за данный признак. В норме их действие блокируется генами - репрессорами, но когда репрессоры перестают действовать, «гены предков» активизируются, что и приводит к появлению признака.
Выступление 4 Биогеографические доказательства (рассказ учащихся с демонстрацией презентации 4).
В ходе выступления учащиеся дают следующие понятия: биогеография, островная флора и фауна, эндемики, реликты. В качестве реликтов на слайдах приводятся гаттерия, латимерия, гинкго. Дети рассказывают о выделенных А.Уоллесом 5 зоогеографических областях (приложение 1). Учитель: помимо вышеназванных 4 видов доказательств эволюции органического мира существуют ещё и молекулярные доказательства этого процесса. Запись в тетрадях:
Все организмы на молекулярном уровне:
- имеют ДНК и РНК;
- осуществляют кодирование и реализацию генетической информации;
- универсальным является генетический код и репликация ДНК;
- в состав большинства белков организмов входят 20 аминокислот.
3. Закрепление (фронтальный опрос по дидактическим карточкам):
1. Перечисляем ряд органов животных:
рука шимпанзе
передние ноги кошки
хобот слона
крыло птицы
крыло летучей мыши пятак свиньи
ласт пингвина
ласт пингвина
клешня рака
клешня скорпиона
А) какие из этих органов являются гомологами руки человека?
Б) какие из этих органов являются аналогами руки шимпанзе?
Ответ: А) 12457 Б) 389
Объясните, в чём особенности фауны Австралии и почему?
Рассмотрите на рисунке схемы А и Б (приложение 2). Объясните, какая из двух схем, по вашему мнению, правильно отражает родственные и эволюционные связи между древними и современными рыбами и позвоночными животными.
Ответ: 1) А; 2) латимерия – современный вид, поэтому она не могла быть предком современных рыб и земноводных. По палеонтологическим данным, ещё задолго до латимерии жили древние земноводные – стегоцефалы.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание