Статья «Формирование инженерной грамотности в процессе преподавания русского языка»
Сапрыко Елена Романовна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательноее учреждение школа №54 Красносельского района Санкт-Петербурга
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Современное образование, как и все сферы жизнедеятельности, характеризуется стремительной сменой детерминирующих парадигм под влиянием глобализационных процессов, происходящих в социуме в 21 веке. На смену сциентизму в науке приходят новые тенденции, такие как антропоцентризм, трансдисциплинарность, цифровизация. Государственная политика в сфере образования определяет новые векторы реализации педагогического процесса. Часть государственной программы "Развитие образования" на период с 2018 по 2025 годы (26 декабря 2017 г. № 1642) говорит о сохранении лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS). В указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 приоритетными задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года названы: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Основой конкурентноспособности государства, его технологической и экономической независимости В.В. Путин назвал качество инженерных кадров (заседание Совета по науке и образованию 23 июня 2014).
Предполагаемые результаты инженерного образования выходят далеко за рамки технической сферы. Ю.В. Артюхович включает в аксиологический образ потенциального инженера «ценности патриотизма, коллективизма, труда, гуманизма, природы, здоровья, самоценной человеческой личности во всем многообразии ее интересов и творческих устремлений, интеллект, широкий кругозор, творческую активность, информационную грамотность и культуру, экологическое сознание, профессиональную и социальную ответственность за последствия применения технических средств, духовность и нравственность…» [1].
В ФГОС последнего поколения в «портрете выпускника школы» можно выделить характеристики, которые на современном этапе могут трактоваться в качестве инженерной компетенции. Среди состаляющих компетенций можно назвать следующие: - ориентация мотивационной сферы выпускника на инновационную деятельность и творчество; - обладание навыками критического мышления, креативность, активность, инициативность в процессе целенаправленного познания мира, - осознание выпускником всей полноты значимости науки и образования; - обладание навыками эффективного и обоснованного применения научных методов познания эмпирического и теоретического характера; - ориентация выпускника на партнерство, сотрудничество; - ориентация на эффективное сочетание информационно-познавательных, проектных и учебно-исследовательских видов деятельности. Среди других состаляющих инженерной компетенции можно выделить такие, как: - способность к взаимодействию и переговорам с партнерами по разработке различных видов решений (коммуникативные УУД); - использование информационных ресурсов, работа с текстами (информационные УУД); - ответственность за качество и продуктивность деятельности, рациональное оценивание результатов деятельности (регулятивные УУД) [5]. Таким образом, «инженерная грамотность» является сложным многокомпонентным понятием, тесно связанным с понятием «функциональная грамотность» с точки зрения формирования личности будущего специалиста как в рамках его профессионального, так и социального опыта.
Современные образовательные технологии в сочетании с метапредметным подходом позволяют интересно и увлекательно развивать способности подростка по решению интеллектуальных и личностных задач. Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Важнейшую роль в формировании этой характеристики мышления, переходящей в категории нравственного воспитания, играют дисциплины гуманитарной направленности: литература, история, русский и иностранные языки. Именно поэтому можно утверждать, что задача формирования инженерного мышления не решается только в рамках естественнонаучных и математических дисциплин, для этого необходима консолидация всех учителей и преподавателей.
Метапредметные результаты освоения речеведческих дисциплин: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причино-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. В процессе преподавания литературы необходимо учитывать род, метод, индивидуальные особенности стиля произведения. Знание теоретических понятий и алгоритм работы с ними позволяет формировать структурное мышление, которое лежит в основе инженерного мышления. При изучении литературного произведения учитываются особенности: - жанра; - проблематики; - системы персонажей; - характер конфликта; - композиционные особенности.
Давайте рассмотрим более подробно способы реализации развития инженерной грамотности.
1. Содержание учебных материалов. Необходимо подбирать тексты различной направленности в дополнение к основному УМК. Это могут быть биографические статьи о физиках, химиках, инженерах; описания приборов, конструкций, технологических процессов. Учебные задания к таким текстам должны разрабатываться с позиций развития функциональной грамотности, это позволит нивелировать отставание учебников от современных педагогических тенденций. В образовательных учреждениях имеющих дополнительную техническую специализацию (инженерные классы различной направленности, школы с углубленным преподаванием) целесообразно разрабатывать учебные пособия, дидактические сборники и др.
2. Методы подачи материала. Любые нелинейные тексты активизируют понятийное мышление, развивают умение решать технические задачи. Самые простые, такие как головоломки, кроссворды, ребусы могут использоваться на начальном и среднем этапе обучения, в любой части занятия. На рис.1 сказочные герои зашифрованы в ребусах, целеполагание, реализованное подобным способом, позволит мотивировать обучающихся при изучении соответствующих разделов литературы.
Рисунок 1.
Таблицы, схемы, карты, используемые на занятиях, способствуют реализации межпредметных связей. В данном случае инженерное мышление формируется совокупностью нелинейного текста и специально разработанных учебных заданий. Проблемные познавательные задачи формируют функциональную грамотность. Так, например, к схеме на рис. 2 учебные задания могут быть сформулированы таким образом: прочитайте схему, согласны ли вы с названием «народные восстания», можно ли его заменить или уточнить?; установите соответствие между причинами и восстаниями, возможно ли выделить главную причину?; основываясь на данной схеме, напишите короткое сочинение, предложения должны быть развернутыми.
Нелинейные тексты.
Характеристика героев романа «Война и мир»
Андрей БолконскийН евысокий молодой человек с красивым, благородным лицом. Честолюбив, немногословен, сдержан в проявлении эмоций, обладает несгибаемой волей. Пренебрегает светским обществом, мечтая о военной славе. Это тип человека с высокими моральными ценностями, для которого всегда на первом месте будут стоять долг и честь.
Наташа Ростова
С рождения окружена роскошью и родительской заботой. Не обладая классической красотой, она пленяет живостью характера, искренностью и прекрасными душевными качествами. Превосходное образование и знатное происхождение гарантируют девушке блестящую партию, однако на судьбу Наташи серьёзно повлияла война. Меняются её жизненные ценности и убеждения. Некогда легкая и беззаботная, словно мотылек, она находит своё простое человеческое счастье: выходит замуж за Пьера Безухова, рожает детей и находит успокоение в роли хранительницы очага.
П ьер БезуховПьер добр, доверчив, неуклюж и совершенно неопытен в жизни. Неудачная женитьба на красавице Элен Курагиной приводит к негативным последствиям, однако война и связанные с ней потери очищают душу графа. Переосмыслив свое существование, он берёт в жены Наташу Ростову и становится главой большого дружного семейства.
Николай Андреевич Болконский
Как отец он строг, требователен и педантичен – по его мнению, именно так должна проявляться родительская любовь и забота. Это невысокий худощавый мужчина с густыми бровями и проницательным взглядом. Внешне он не выказывает своих чувств по отношению к Андрею и Марии, но любит их всем сердцем.
Мария БолконскаяПроведя молодые годы возле стареющего отца, Мария смогла устроить своё личное счастье лишь после войны. Не обладая привлекательной внешностью, она поражает своей добротой, мягкостью, искренней заботой о близких. Это глубоко порядочный человек с крепкими моральными устоями. Получила благодаря отцу фундаментальные познания в точных науках.
Проблемные вопросы являются наиболее эффективным способом реализации проблемного обучения. Современное поколение характеризуется преобладающим клиповым мышлением, главным минусом которого представляется слабое развитие понятийного аппарата. Технологии проблемного обучения позволяют нивелировать «клиповость» обучающихся и активизировать когнитивные операции мышления. Изучая творчество А. Блока, ученикам предлагается ответить на вопросы:
– Под воздействием чего формировалась ранняя лирика поэта? Какая она?
– Меняется ли тональность лирики А. Блока?
– Какая тема становится главной в творчестве А. Блока?
– В чём заключается трагедия постижения истины в начале двадцатого века?
Дополнительным материалом могут послужить цитаты из произведений автора, произведений об авторе, факты его жизни. Исследования последних лет в сфере читательской грамотности показали, что сложность у обучаемых возникает с анализом информации, в то время как навык извлечения информации является хорошо отработанным. Таким образом, при выполнении подобных заданий на этапе извлечения информации провоцируется создание ситуации успеха с дальнейшей мотивацией к развитию понятийного мышления. Дополнительный материал к проблемным вопросам по творчеству А. Блока:
1. «Новой поэзии не знал до первых курсов университета. Здесь всем существом овладела поэзия Соловьёва».
2. Записка «Если в один из трёх дней Вы не будете у собора от 8 до 10 вечера, Вам угрожает тоска на всю жизнь без оправданий. Последние отклики ещё не замерли, последняя мысль о любви ещё жива в нетленности памяти – будьте у собора и не слушайтесь, встречаясь с сумраком непрестанной гармонии».
3. «Мы растём в тени,- писал Блок одному из близких друзей, - и стебли, налившись, остались белыми, наверное, пробьётся когда - нибудь в нашу тень солнце – и позеленеем» (А.Блок, 1904 г)
4. Ю.Тынянов: «Лирическому образу было тесно в рамках символического канона».
5. 1905 г. Шахматово. Выпилил слуховое окно. Почему?
6. В железной пустоте дня два цвета начинают упорно соседствовать: чёрный и жёлтый. «Чёрные дымы фабрик, чёрная вода канала, закопчённые стены…И жёлтые линии казённых зданий, жёлтые окна по вечерам.
7. «Итоги пройденного мной пути привели к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».
8. «Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду… Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель».
9. «Едва моя невеста стала моей женой,- писал Блок в дневнике,-лиловые миры первой революции захватили нас и вовлекли в водоворот. Я первый, так давно тайно хотевший гибели, вовлёкся в серый пурпур, серебряные звёзды и аметисты метели… За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня… Таковы были междуреволюционные годы».
10. Из письма Тутолминой 6 января 1916 года: «Я не понимаю, как ты, например, можешь говорить, что всё хорошо, когда наша Родина, может быть, на краю гибели, когда социальный вопрос так обострён во всём мире, когда нет общества, государства, семьи, личности , где было бы хоть сравнительно благополучно».
Анализ авторского текста. Четкое знание теоретических понятий, владение композиционными приемами и речевыми средствами лежит в основе подготовки обучающихся к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах. Реферирование, аннотирование, интерпретация текста активизирует понятийное мышление. С точки зрения развития функциональной грамотности задания формулируются подобным образом:
– Определить тему, стиль и проблему предложенного текста;
– Прокомментировать проблему, обозначить ее актуальность.
– Определить идею текста.
– Установить логику текста.
– Прокомментировать интересные аспекты текста.
– Выразить свое согласие – несогласие с позицией автора текста.
– Сформулировать свой тезис по проблеме.
– Доказать свою позицию с использованием литературных фактов.
На начальном этапе работы с текстами структурирование представляется сложным процессом для обучающихся, в данном случае речевые паттерны способствуют формированию навыка, приведем некоторые примеры:
– В этом тексте публицистического (художественного) характера автор обращается к теме … и рассматривает проблему…
– Значимость этого вопроса определяется тем..;
– Такой вопрос является актуальным, так как …
– Логика рассуждения автора такова: вначале высказывается идея, которая аргументируется рассуждениями в виде доводов, обращением к жизненному опыту, фактами истории, литературы.
– Логика рассуждения автора такова: вначале высказываются аргументы .., а затем формулируется идея.
– Идея текста выражается в том, что…
– Интересным в рассуждениях автора является...
– Таково своеобразие авторской позиции.
– Я согласен (не согласен) с мнением автора.
– Мнение автора представляется мне интересным, пожалуй, я соглашусь с ним.
– Действительно,…
– Эта проблема нашла отражение в художественной литературе. Например, произведение... Другим примером является…
Синквейн. Все чаще современные учителя стали использовать в конце урока синквейн (прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии). Синквейн в переводе с французского означает «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Так на уроке литературы в 10 классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» по теме « Любовь в жизни героев» , в конце урока предлагаю ученикам высказать сое мнение о любви небольшой творческой работой в виде синквейна. Даю алгоритм написания синквейна: 1-я строка (одно слово)- существительное, главная тема, мысль. 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3-я строка ( три слова)- глаголы, действия первого слова. 4-я строка суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль. 5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение. В итоге получаем: Любовь! Вечная, сильная. Окрыляет, возвышает, околдовывает. Любовь - это дыхание, жизнь Счастье!
Литература:
1. Артюхович Ю.В. Ценностный смысл инженерного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 1–2. С. 9–23.
2. Дума, Е.А. Уровни сформированности инженерного мышления / Е.А. Дума, К.В. Кибаева, Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 143-144
3. Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен образования / / Человек и наука: электронная научная библиотека.− 1997. [Электронный ресурс].
4. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2004
5. Гершунский Б.С. Образование как результат: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет // Философия образования: учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: МПСИ: Флинта, 1998.
6. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (26–28 марта 2001 г.): в 2 ч. Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.
7. Лесин С.М., Осипенко Л.Е. Особенности формирования инженерного мышления при проектировании методики инженерного и технологического образования в условиях цифровизации экономики // Интерактивное образование. 2018. № 3. С. 10–12.
8. Махотин Д.А., Лесин С.М. Концепция инженерного образования CDIO как подход к инженерно-технологическому образованию школьников // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: сб. материалов VII городской науч.-практ. конф., 30 марта 2017 г., г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ М.: А-Приор, 2017. С. 163–169.
9. Ильин И.В., Оспенникова Е.В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России.-2011.-№3. – С. 208-216. 10. Мустафина Д.А., Рахманкулова Г.А., Ребро И.В. Критерии и сущность инженерного мышления // Педагогические науки.-10.04.2016.-№43-1.
11. Панкратова Л.П., Коротеева О.С. Инженерное мышление и научно-техническое творчество.-СПб., 2017. – 43 с.
12. Пушканский Б.Я. Инженерное мышление, техническая картина мира, мировоззрение инженера // Записки Горного института. – 2010. – Т. 187. – С. 198-201.
13. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. – 2012.-№1. – С. 125-137.
14. Фаритов А.Т. — Формирование инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема // Современное образование. – 2019. – № 4. – С. 64 - 77. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.4.30889