Статья на тему «Создание предметной (информационно-образовательной) среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода в обучении»
Создание предметной (информационно-образовательной) среды, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода в обучении»
Цели образования:
уметь жить
уметь работать
уметь жить вместе
уметь учиться
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной деятельности школьника.
Задача учителя - создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Принципы построения обучения в системно-деятельностном подходе заключаются в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Реализация подхода
Модель обучения я вижу такой.
Позиция учителя:
- к классу не с ответом, а с вопросом;
Позиция ученика:
- познание мира;
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью.
Одной из первоочередных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации – анализ текста, данных сравнительных таблиц, диаграмм и т.д. Например, в 5-6 классах, с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя предложениями. В старших классах использую приём графического оформления текста. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно». Например, разбирая тему «Россия в XVII веке. Правление Алексея Михайловича» получилась такая таблица:
«+» (факты носят положительный характер) |
«-» (отрицательное значение) |
«?» (мне это интересно) |
1. Появление мануфактур. 2. Складывание Всероссийского рынка |
1. Юридическое оформление крепостного права. 2. Церковный раскол. |
1. Конфликт царя и патриарха. |
Также активно использую следующие приёмы для самостоятельной деятельности на уроках в контексте системно-деятельностного подхода:
- составление биографических справок-характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных заданий и умений.
- работа с исторической картой. Один из приёмов моей работы – «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля – военные походы А. Македонского, Наполеона, Суворова, маршруты Колумба. На уроке ребята отмечают его на карте, дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
- анализ исторических источников – один из ведущих видов познавательной деятельности
- исторические задачи, работа с понятиями.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Преподавание в старшей школе требует обновления в большей мере, чем в основной. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технология модульного обучения подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.
Большое значение на определённых этапах урока я отвожу использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в моём кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.
Данную систему организации уроков я реализую на протяжении последних 4-х лет. Каковы же результаты моей работы? На протяжении 4-х лет мои ученики являются:
призёрами и победителями окружного этапа, регионального этапа олимпиады по истории, обществознанию и праву.
победителями окружного этапа конкурса проектных и творческих работ учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия».
Гогокина В., Журавлёва Ю. – победители областной научно-практической конференции школьников.
Гогокина В. – победитель Международного творческого конкурса «Моя Родина» и т.д.
Литература по модулю:
Юцявичене «Теория и практика модульного обучения»
Сенновский, Третьяков «Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография»
статьи Шамовой, Беспалько.