Статья «Сущность системно-деятельностного подхода в обучении»
Литвин Ирина Владимировна
учитель географии , I категории
Муниципальное бюджетное учреждение города Горловки “Школа № 55”
Донецкая Народная Республика, город Горловка
Сущность системно-деятельностного подхода в обучении
Понятие системно-деятельностный подход состоит из двух слитых воедино двух научных подходов: системного, заложенного в трудах Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова и другие. И деятельностного подхода в обучении, рассматриваемого Л.С. Выготским, Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.
Концепцию «учения через деятельность» выдвинул в начале XX века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы, заложенные в его концепцию деятельности: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество [1].
В 60-90-х годах XX века данная идея, получила развитие в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения (Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Л.М.Фридмана, Г.А. Цукермана, Д.Б. Эльконина, К.Ван Парререна, Ж. Карпейа, Э. Эриксона), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина и др.). [5].
Мысль о слиянии системного и деятельностного подходов легла в основу трудов советских ученых А.Н.Сухова и А. Г. Асмолова.
Под системно-деятельностным подходом понималась система методических принципов, направленная (ориентированная) на усвоение учебного материала школьниками через практическую деятельность. [3 ].
Сущность деятельностной теории учения можно выразить тремя положениями: а) конечная цель обучения – формирование способа действий;
б) способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности; в) механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью [7].
Системно-деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В системно-деятельностном подходе итогом является результат деятельности (а именно, развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий) [4].
Системно-деятельностный подход приводит к изменениям общей концепции образования, которая проявляется в переходе:
1.От установления цели школьного обучения как освоения знаниями, умениями, навыками к установлению цели; как вырабатыванию умения учиться; как компетенции, обеспечивающей постижение новых компетенций;
2.От «изолированного» усвоения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
3.От стихийности учебной деятельности учащегося к ее целенаправленной организации и планомерному вырабатыванию, формированию индивидуальных образовательных траекторий – от индивидуальной формы овладения знаниями к признанию решающего значения учебного сотрудничества в постижении целей обучения» [9].
В контексте системно-деятельностного подхода меняется задача школы: учитель не предоставляет готовые знания, а направляет и учит получать самостоятельно знания т.е. научить детей учиться. При этом, процесс учения выступает не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта. В связи с этим меняется суть деятельности и роль педагога: он сопровождает учебный процесс, путем создания дидактического материала к уроку, организует различные формы сотрудничества с обучаемыми, формирует условия для самоконтроля и самооценки. [2].
Такой подход к образованию можно назвать метапредметным, что позволяет осуществить интеграцию дисциплин, изучаемых в школе и отвечает требованиям государственного стандарта образования.
Основным технологическим компонентом системно- деятельностного подхода становиться условие актуального активизирующего затруднения, конечным итогом которого выступает индивидуальный образовательный результат, полученный в ходе осознанной деятельности. Итогом данной деятельности могут выступать идеи, гипотезы, версии, способы, проявленные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Это одно из ключевых отличий системно-деятельностного подхода от традиционного (знаниевого) подхода в обучении. [6].
Отличия системно-деятельностного подхода в образовании от знаниевого подхода отражены в таблице 1, наглядно иллюстрируют различия двух подходов в образовании: системно-деятельностного традиционного. В системно-деятельностном подходе ведущими являются технологии организации мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации, преобладают методы, формирующие саморазвитие, самоактуализацию обучающегося. [8]
Таблица1
Сравнительная характеристика педагогических подходов в образовании: традиционного и системно-деятельностного
Признаки сравнения | Традиционный подход | Системно- деятельностный подход |
Цель обучения | Получение знаний, навыков, умений | Развитие личности |
Методы обучения | Репродуктивный (воспроизведение по образцу) | Через деятельность активное усвоение знаний |
Усвоение материала | Заучивание, запоминание | Консультирование, сопровождение |
Позиция педагога | Ментор, диктатор, авторитет беспрекословный | Союзник, деятель, проводник |
Позиция ученика | Слушатель | Активный деятель |
Структура занятия | Педагог называет, объясняет, закрепляет тему занятия. Ставит цели, предлагает пути решения | Ученик сам ставит цели, задачи, предлагает пути поиска решения, формулирует выводы, закрепляет полученные знания |
Реализация технологии деятельностного подхода в образовании обеспечивается системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – в основе своей содержит мысль о недопустимости получения обучающимся готовых знаний. Он должен добывать их сам. При этом он осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – обеспечивает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с опорой на возрастные психологические особенности развития школьников.
Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся системной картины мира (о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна создать условия обучающемуся для возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне, с опорой на зону ближайшего развития возрастной группы. Обеспечить при этом его усвоение образовательных программ на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности [3].
Достижение умения учится, предполагает полное освоение обучающимися все компонентов учебной деятельности и учебных действий. Компонентами системно-деятельностного подхода выступают: мотивационно-целевой компонент; содержательный компонент; операционный компонент; рефлексивно-оценочный компонент. Все они нацелены на формирование у обучающихся самостоятельности, самоопределения и действия.
Таким образом, учебная деятельность на уроке опирается на:
организацию мысленной и практической деятельности обучающихся, целью которой является поиск и обоснование оптимальных вариантов решения учебной задачи;
увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению поставленных проблем;
активизацию познавательного процесса обучающихся в процессе решения учебных задач;
развитие когнитивных и культурных процессов в мышлении учащихся направленных на творческом преобразовании мира. [2].
В процессе организации уроков с опорой на технологию системно- деятельностного подхода, меняется и структура урока. Сравнительный анализ структуры традиционных уроков и уроков, в основе которых лежит использование системно-деятельностного подхода.
Анализируя представленные в таблице результаты, можно отметить, что традиционный урок больше направлен на бездействие обучающихся и активное поведение на уроке педагога. Современный урок в своей основе содержит элементы системно-деятельностного подхода, направленные на активизацию деятельности обучающихся на уроке, содержит элементы, помогающие ребенку оценить свою деятельность, сравнить результаты своей деятельности и окружающих, получить адекватную отметку за деятельность на уроке.
Список использованной литературы
1.Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие / А.Н.Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 317 с.
2. Даутова О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно- деятельностного подхода в образовании: учебное пособие / О.Б.Даутова, И.В. Муштавинская. – М.: ООО «Русское слово», 2015. – 216 с
3. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека- Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-метод. пособие / А.Г.Асмолов. – М.:МГУ, 1985. – 104 с.
4. Валюженич М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации: учебное пособие /М.В.Валюженич // Профильная школа. – 2017. –№ 4. – 59 с
5. Воронцов А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников: учебное пособие для учителя / А.Б. Воронцов. – М.: Авторский Клуб, 2017. – 610 c.
6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении– Режимдоступа:URL:http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/spo/2005_7/doc_pdf/Kolyda.pdf/ ( дата 15.03.2020)
7. Кириллина А. Д. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе–URL:http://xn8sb3aemcew1d.xn--p1ai/sushhnost-deyatelnostnogo-podhoda-v-obrazovatelnom- protsesse/ (дата обращения 16.03.20)
8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» Построение непрерывной сферы образования. / Л.Г. Петерсон– М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.9. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России. –2013. –№ 2. – С. 110–113
Литвин И.В. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении
В статье проанализированы история развития “системно-деятельностного подхода в обучении”, раскрыты принципы построения реализации технологии, приведен анализ педагогических подходов в образовании: традиционного и системно-деятельностного.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, технологии деятельностного подхода в образовании , история становления системно-деятельностной технологии.