Статья «Сущность системно-деятельностного подхода в обучении»

0
0
Материал опубликован 7 February 2023

Литвин Ирина Владимировна

учитель географии , I категории

Муниципальное бюджетное учреждение города Горловки “Школа № 55”

Донецкая Народная Республика, город Горловка


Сущность системно-деятельностного подхода в обучении

Понятие системно-деятельностный подход состоит из двух слитых воедино двух научных подходов: системного, заложенного в трудах Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова и другие. И деятельностного подхода в обучении, рассматриваемого Л.С. Выготским, Л.В.Занковым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др.

Концепцию «учения через деятельность» выдвинул в начале XX века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы, заложенные в его концепцию деятельности: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество [1].

В 60-90-х годах XX века данная идея, получила развитие в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения (Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Л.М.Фридмана, Г.А. Цукермана, Д.Б. Эльконина, К.Ван Парререна, Ж. Карпейа, Э. Эриксона), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина и др.). [5].

Мысль о слиянии системного и деятельностного подходов легла в основу трудов советских ученых А.Н.Сухова и А. Г. Асмолова.

Под системно-деятельностным подходом понималась система методических принципов, направленная (ориентированная) на усвоение учебного материала школьниками через практическую деятельность. [3 ].

Сущность деятельностной теории учения можно выразить тремя положениями: а) конечная цель обучения – формирование способа действий;

б) способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности; в) механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью [7].

Системно-деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В системно-деятельностном подходе итогом является результат деятельности (а именно, развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий) [4].

Системно-деятельностный подход приводит к изменениям общей концепции образования, которая проявляется в переходе:

1.От установления цели школьного обучения как освоения знаниями, умениями, навыками к установлению цели; как вырабатыванию умения учиться; как компетенции, обеспечивающей постижение новых компетенций;

2.От «изолированного» усвоения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

3.От стихийности учебной деятельности учащегося к ее целенаправленной организации и планомерному вырабатыванию, формированию индивидуальных образовательных траекторий – от индивидуальной формы овладения знаниями к признанию решающего значения учебного сотрудничества в постижении целей обучения» [9].

В контексте системно-деятельностного подхода меняется задача школы: учитель не предоставляет готовые знания, а направляет и учит получать самостоятельно знания т.е. научить детей учиться. При этом, процесс учения выступает не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта. В связи с этим меняется суть деятельности и роль педагога: он сопровождает учебный процесс, путем создания дидактического материала к уроку, организует различные формы сотрудничества с обучаемыми, формирует условия для самоконтроля и самооценки. [2].

Такой подход к образованию можно назвать метапредметным, что позволяет осуществить интеграцию дисциплин, изучаемых в школе и отвечает требованиям государственного стандарта образования.

Основным технологическим компонентом системно- деятельностного подхода становиться условие актуального активизирующего затруднения, конечным итогом которого выступает индивидуальный образовательный результат, полученный в ходе осознанной деятельности. Итогом данной деятельности могут выступать идеи, гипотезы, версии, способы, проявленные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Это одно из ключевых отличий системно-деятельностного подхода от традиционного (знаниевого) подхода в обучении. [6].

Отличия системно-деятельностного подхода в образовании от знаниевого подхода отражены в таблице 1, наглядно иллюстрируют различия двух подходов в образовании: системно-деятельностного традиционного. В системно-деятельностном подходе ведущими являются технологии организации мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации, преобладают методы, формирующие саморазвитие, самоактуализацию обучающегося. [8]



Таблица1

Сравнительная характеристика педагогических подходов в образовании: традиционного и системно-деятельностного


Признаки сравнения

Традиционный подход

Системно- деятельностный подход

Цель обучения

Получение знаний,

навыков, умений

Развитие личности

Методы обучения

Репродуктивный (воспроизведение по образцу)

Через деятельность активное усвоение знаний

Усвоение материала

Заучивание, запоминание

Консультирование, сопровождение

Позиция педагога

Ментор, диктатор, авторитет беспрекословный

Союзник, деятель, проводник

Позиция ученика

Слушатель

Активный деятель

Структура занятия

Педагог называет, объясняет, закрепляет тему занятия. Ставит цели, предлагает пути решения

Ученик сам ставит цели, задачи, предлагает пути поиска решения, формулирует выводы, закрепляет полученные

знания


Реализация технологии деятельностного подхода в образовании обеспечивается системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – в основе своей содержит мысль о недопустимости получения обучающимся готовых знаний. Он должен добывать их сам. При этом он осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – обеспечивает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с опорой на возрастные психологические особенности развития школьников.

Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся системной картины мира (о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна создать условия обучающемуся для возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне, с опорой на зону ближайшего развития возрастной группы. Обеспечить при этом его усвоение образовательных программ на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности [3].

Достижение умения учится, предполагает полное освоение обучающимися все компонентов учебной деятельности и учебных действий. Компонентами системно-деятельностного подхода выступают: мотивационно-целевой компонент; содержательный компонент; операционный компонент; рефлексивно-оценочный компонент. Все они нацелены на формирование у обучающихся самостоятельности, самоопределения и действия.

Таким образом, учебная деятельность на уроке опирается на:

организацию мысленной и практической деятельности обучающихся, целью которой является поиск и обоснование оптимальных вариантов решения учебной задачи;

увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению поставленных проблем;

активизацию познавательного процесса обучающихся в процессе решения учебных задач;

развитие когнитивных и культурных процессов в мышлении учащихся направленных на творческом преобразовании мира. [2].

В процессе организации уроков с опорой на технологию системно- деятельностного подхода, меняется и структура урока. Сравнительный анализ структуры традиционных уроков и уроков, в основе которых лежит использование системно-деятельностного подхода.

Анализируя представленные в таблице результаты, можно отметить, что традиционный урок больше направлен на бездействие обучающихся и активное поведение на уроке педагога. Современный урок в своей основе содержит элементы системно-деятельностного подхода, направленные на активизацию деятельности обучающихся на уроке, содержит элементы, помогающие ребенку оценить свою деятельность, сравнить результаты своей деятельности и окружающих, получить адекватную отметку за деятельность на уроке.

Список использованной литературы

1.Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие / А.Н.Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 317 с.

2. Даутова О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно- деятельностного подхода в образовании: учебное пособие / О.Б.Даутова, И.В. Муштавинская. – М.: ООО «Русское слово», 2015. – 216 с

3. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека- Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-метод. пособие / А.Г.Асмолов. – М.:МГУ, 1985. – 104 с.

4. Валюженич М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации: учебное пособие /М.В.Валюженич // Профильная школа. – 2017. –№ 4. – 59 с

5. Воронцов А.Б. Деятельностный подход к географическому образованию школьников: учебное пособие для учителя / А.Б. Воронцов. – М.: Авторский Клуб, 2017. – 610 c.

6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении– Режимдоступа:URL:http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/spo/2005_7/doc_pdf/Kolyda.pdf/ ( дата 15.03.2020)

7. Кириллина А. Д. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе–URL:http://xn8sb3aemcew1d.xn--p1ai/sushhnost-deyatelnostnogo-podhoda-v-obrazovatelnom- protsesse/ (дата обращения 16.03.20)

8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» Построение непрерывной сферы образования. / Л.Г. Петерсон– М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.9. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России. –2013. –№ 2. – С. 110–113


Литвин И.В. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении


В статье проанализированы история развития “системно-деятельностного подхода в обучении”, раскрыты принципы построения реализации технологии, приведен анализ педагогических подходов в образовании: традиционного и системно-деятельностного.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, технологии деятельностного подхода в образовании , история становления системно-деятельностной технологии.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации