12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Tatiana93
0

Статья «Дифференцированное обучение лексике и грамматике в 5 классе при системно-деятельностном подходе на уроках английского языка»

Введение

На современном этапе обучения иностранному языку одной из основных целей является формирования иноязычной компетенции, которую можно рассмотреть, как уровень развития социокультурной, языковой, учебно-познавательной компетенций, благодаря которым, ученик может использовать полученные на уроках знания и применять их в жизни.

Одним из основных способов достижения данной цели служит системно- деятельностный подход, при котором происходит полный охват всех аспектов овладения иностранным языком.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть все аспекты системно-деятельностного подхода. Выясним, каким образом выстроить работу учителю, чтобы данный подход действительно выполнил свои функции. Говоря о системно –деятельностном подходе, очень важно отметить, что важным пунктом являются разные способности у всех обучающихся, разный уровень знаний и подготовленности. Именно поэтому особого внимания заслуживает дифференцированный подход в обучении иностранному языку.
Данный подход является лдной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе. Непременно, это является достаточно важной проблемой, трудностью, которая вызвана неумением, возможно, отсутствием достаточного опыта и информации для того, чтобы найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. 

Способности учащихся к изучению иностранного языка различны: одним язык даётся легко, другим он дается не очень просто. 
Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку.

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школе, а именно применения дифференцированного подхода в обучении иностранному языку (английскому) в 5 классе.

Объектом исследовании является использование технологии языкового портфеля при дифференцированном подходе в преподавании английского языка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем дифференцированного подхода на уроках английского языка   может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, закрепления  разных умений и навыков, лучшего усвоения иностранного языка.

Задачи исследования:

 1. Анализ системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку.

 2. Изучение особенностей дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностной  методики.

 3. Выявление приёмов, с помощью которых появится возможность успешно применять системно-деятельностный подход.

Разработка и применение на уроках языкового портфеля обучающегося 5 класса, соответствующего дифференцированному подходу на основе УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English».

Основой исследования послужили работы по педагогике, лингвистике, информационным технологиям, методике, связанные с избранной проблемой.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

методы теоретического исследования - изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов)

методы эмпирического исследования:

- педагогическое наблюдение;

- изучение возможностей учебного процесса для реализации задачи повышения речевой компетенции учащихся;

- анализ ученических работ (языковой портфель);

- организация и проведение обучающего эксперимента для проверки
эффективности разработанной методики.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности использования разработанных материалов и подходов  в работе учителя английского языка.

Глава 1. Системно - деятельностный подход в обучении английскому языку.

Системно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся, поскольку в общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная.

Многие учителя задаются вопросом: как построить равноправный диалог с обучающимся? Какие психологические возрастные особенности необходимо учитывать при планировании урока? Как повысить мотивацию, поддержать ее и не сформировать чувство страха перед чужим языком?

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой учителям предоставлены право и возможность самостоятельного выбора способов и методов обучения иностранному языку. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.

Китайская народная мудрость гласит “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

В данном подходе выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно отметить, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Итак, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться, добывать знания.

Основной принцип подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации обучающего процесса. Применение данного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

Парная работа также помогает достижению поставлено цели на уроке иностранного языка.

Групповая работа предполагает совместное достижение необходимого результата и освоения универсальных учебных действий.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Это отражает суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на уроках иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода велика: учитель должен построить урок таким образом, чтобы передать часть своих функций учащимся, использовать проблемные формы обучения, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный дополняется словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.
Приёмы работы в деятельностном подходе

Приемы работы могут быть разнообразны:

  1. игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики,

    использование игрушек,

    активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала,

    создание  компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. 

Применима  деловая игра  (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями). 

Активно используется в деятельностной методике групповая работа. Примеры методов групповой работы:
1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу. 
2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод репетиции. В группах учащиеся разрабатывают сценарий разговорной ситуации, репетируют, демонстрируют результаты своей работы другим группам.

Глава 2 Дифференцированное обучение лексике и грамматике в 5 классе при системно-деятельностном подходе на уроках английского языка. (технология портфолио)

Тема, над которой я работаю, посвящена такому актуальному на сегодняшний день вопросу как «Дифференцированный подход в обучении иностранному языку». Особое внимание уделяется ученикам 5 классов по нескольким причинам: переход на новые образовательные стандарты, переход на новую ступень обучения.

Основные задачи дифференцированного подхода в обучении иностранному языку связаны с удовлетворением познавательных потребностей учеников с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого ребёнка. Для начала следует отметить разную степень подготовленности школьников. Чтобы действительно правильно и четко выяснить причины неравномерной успеваемости учеников, следует выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: кто-то пропустил уроки из-за болезни, кто-то был невнимателен на уроке, а кто-то не понял объяснений учителя.

Часто бывает так, что дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях.

Способности школьников к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом

Суть дифференцированного подхода в обучении английскому языку состоит в разделении класса на несколько групп в зависимости от учебных возможностей учащихся, на пары. Это разделение осуществляется на разных этапах урока и при обучении разным видам речевой деятельности.

Учеников почти каждого класса можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и относительно низким уровнем способностей. Многие из учеников, занимаясь дополнительно, могут показывать очень высокие результаты, у них развиты все виды речевой деятельности, имеют особый интерес в изучении иностранного языка. Некоторые же обучающиеся усваивают исключительно материал, предоставленный учителю на уроке. Есть еще одна условно называемая группа «слабые ученики», которые в силу способностей, желания, семейных обстоятельств не могут усвоить материал или просто усваивают самый минимум. В соответствии с этим определяется характер и число выполняемых упражнений на различных этапах урока для каждой группы.

При обучении английскому языку дифференциация процесса обучения предполагает не только подбор заданий по степени сложности, но и дифференцирование помощи учителя сильным и слабым ученикам, количества времени необходимого для выполнения задания, для обдумывания ответа, а также выбор форм контроля.

При дифференцированном подход есть три вида заданий: групповые, парные, индивидуальные. Хотелось бы остановиться на индивидуальных заданиях для обучения грамматике и лексике на уроках иностранного языка.

Большое значение следует придавать очередности опроса. Слабым ученикам проще в том, что они получают образец – правильный ответ сильных, а затем средних учеников. Но такая последовательность не должна использоваться постоянно. Скажем, на уроке формирования лексических навыков слабые получают карточки с готовым микротекстом, где подчеркнута ключевая фраза; при проверке понимания прослушанного микротекста (до его записи) можно сначала обратиться к ним, а затем уже к более сильному ученику.

Дифференциация отводимого на подготовку ответа времени также достаточно значима. Необходимо, чтобы слабые получали значительно больше времени для того, чтобы успеть разобраться в полученном ими раздаточном материале, обдумать ответ, проговорить, что нужно.

Можно предложить основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:

Дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля за его выполнением;

Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля;

Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – дифференцированный контроль за его выполнением;

Одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;

Одинаковая сложность задания для всех учащихся – одинаковые условия его выполнения – дифференцированный контроль за его выполнением.

В дифференцированном обучении грамматике можно использовать следующие формы работы:

грамматические задания разной степени сложности для учеников с разным уровнем развития в виде раздаточных карточек;

задания тестового характера

творческие задания

В дифференцированном обучении лексике можно использовать следующие формы работы:

а) Ролевые игры

б) игры по обучению говорению

в) творческие игры

Ролевые игры

Как известно, движущей силой говорения является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности учителя при организации ролевой игры. Для того, чтобы проникнуть в сферу интересов учащихся, нужно создать личностный мотив к участию в ролевой игре и тем самым правильно составить задания к ролевым играм.

Игры подразделяются на следующие категории:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. П

Примеры игр :

Игры по активизации лексики:

«Скажи комплимент» (актуально в 3-й четверти, когда проходит изучение черт характера, описание семьи и хобби)

Обучающиеся стоят в кругу. По очереди называют свое имя с эпитетом. Следующий игрок называет предыдущего в 3 лице, затем себя. Итак, до последнего игрока , которому приходится назвать всех. Игра типа «Снежный ком»

Игра-битва (актуально в 1-й четверти при изучении темы «Школьные предметы»)

Группы или пары игроков по очереди называют слова тематики, заданной учителем, например: цвета, учебные предметы, продукты питания, предметы одежды, неправильные глаголы и т.д.

Составь фоторобот (актуально в 3-й четверти, когда проходит изучение черт характера, описание семьи и хобби)

Класс делится на команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются ведущие, также может в качестве ведущего принимать участие учитель. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден. Или наоборот, предъявляются рисунки, детям необходимо описать его.

Интервью с мячом (можно играть на любом этапе введения, активизации лексики)

Ученики стоят в кругу и по очереди бросают друг другу мяч и задают вопросы заданной или свободной тематики.

Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его позитивные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Учителю следует помнить, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

Например.  В конце 3 четверти в 5 классе изучается Present Continuous. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Например, задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения школьниками  структурами в Present Continuous.

 

1.                   Для учащихся с хорошей подготовкой даются задания такого типа: опишите картинку.  Ученика можно пригласить к доске, он предъявляет классу картинку и описывает её.

2.                   Менее подготовленные школьники получают иное задание: ответь на вопросы к картинке.

3.                   Ученикам с низким уровнем знаний предлагается предыдущее задание, но им даются опоры- карточки с глаголами в Present Continuous.

Все задания, тесты могут быть объединены в одном месте, для чего и была разработана технология языкового портфолио. Следовательно, портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования. Кроме того, портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой личностно-ориентированного обучения:

поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

Портфолио позволяет осуществить длительный мониторинг индивидуальных образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на различных ступенях обучения. Логично и правильно использовать в портфолио задания для актуализации и отработки всех речевых навыков (письмо, чтение, а также задания для аудирования и всех видов говорения). В данной исследовательской работе приведены примеры только заданий по грамматике и лексике.

Заключение

Таким образом, подводя итог исследованию, можно сказать, что неотъемлемой частью обучения иностранному языку является дифференцированный подход.

Используя на уроках дифференцированный подход, можно решить следующие задачи:

-  эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;

-  развитие творческих способностей;

- решение всевозможных учебных заданий и форм работы

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- побуждение учеников к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Используя на уроках английского языка методику «языкового портфеля» пришли к следующим результатам:

- Дети видят результат своей деятельности, свои успехи и прогресс в изучении иностранного языка.
- Значительно вырос интерес к предмету.
- Дети стали более свободно вести себя на уроках, не стесняться задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Портфолио приобретает еще большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа на старшей ступени школьного образования является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Система личностно-ориентированного обучения создаёт условия для дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для все- возрастающей самостоятельности ученика. В приложении приведены примеры заданий портфолио для первого раздела учебника Unit 1


 


 


 


 

Библиография:

Галиева, Я.Н. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку [Электронный ресурс] – М.: 2012. – http://festival.1september.ru/articles/625311/ - Дата обращения: 12.11.2013 г.

Кириллова, Е.П., Лазарева, Б.Т., Петрушин, С.И. Хрестоматия
по методике преподавания английского языка [Текст] / Е.П. Кириллова, Б.Т. Лазарева, С.И. Петрушин – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.

Кузовлев, В.П., Лапа, Э.Ш., Перегудова, О.В. Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] – М.: 2013. – http://www.prosv.ru/ebooks/Kuzovlev_English_5kl/index.html - Дата обращения: 10.09.2013 г.

Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.

Биболетова М.З. УМК «Enjoy English», Титул, Обнинск, 2007

Приложение

Unit 1

Задания на «3»

Name

 

I can do it on my own.

I can do it with the help of my teacher.

I can’t do it at all.

I can name my school things

     

I can sing songs in English.

     

I can play games in English

     

I can speak about my summer holydays

     

I can speak about my summer holydays

     

I can talk about my holiday plans

     


 

1. What’s the timetable?

1 8.008.40 En _ li_ _

2 8.509.30 M _ _ h _

3 9.4010.20 S _ _ _n _ e

4 10.3011.10 H i _ _ o _ _  

Задания на «4»

Things I like doing in my English lessons

____________________________________________________

____________________________________________________

Things I am good at

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Things I find difficult ___________________________________________________

___________________________________________________

I like to learn

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Read and answer

Franco is from Italy. He’s tall and he’s got straight, dark hair and brown eyes. Franco can play football really well and he can sing, too! In his free time, Franco likes climbing. He goes with his cousin, Mario.

Eva is from Poland. She’s slim and she’s got fair hair and blue eyes. Eva can dance and she can swim really well, too. In her free time, Eva likes riding the horses on her uncle’s farm.


 

Write F for Franco or E for Eva.

1 Who is from Poland? _____

2 Who’s got brown eyes? _____

3 Who’s got fair hair? _____

4 Who can sing? _____

5 Who can swim? _____

6 Who’s got a cousin called Mario? _____

7 Who’s got an uncle with a farm? _____

8 Who likes climbing? _____


 

Образец: the books of the teacher – the teacher’s books

  1. The pens of her brother

    the disks of the boys

the computer of my father

Задания на «5»

Fill in the gaps to complete the email from Rosie to Linda.

Hi, Linda!

Thanks ___ your email. How ___ you? I’m ___________ my homework. How boring!

All the family ___ here and are ______ too. Mum’s in the living room. She’s __________ some phone calls. Dad ____ working in the garden. It’s hard work. My little brother, Tom, ___ _________ him. He’s _____________ some flowers. My __________, Zoe, is ___________ a good time though. She’s playing _________ with her friend.

What ___ you _________? Any plans for Sunday? Write ________ soon.

Love,

Rosie

Расставьте слова в предложения abroad, news, subjects, spent, use

We have many new ………. in the timetable this year.

Last summer Elena and Olga went ……… .

In I.T. lessons students learn ho to …….. computers.

You look very happy today. Any good ……. ?

I ……. my winter holidays in the country.

Выбери глагол в нужной форме

I sometimes ………. shopping on Saturdays.

A go B went C will go

He ………. to play tennis 2 years ago.

A starts B started C will start

3. ………. you listen to music tomorrow?

A Do B Did C Will

4. Barbara ………. children to England last year.

A invites B invited C will invite

Переделайте по образцу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.