Конспект коррекционно-развивающего урока для детей со сложной структурой дефекта по окружающему миру на тему: «Посуда»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области "Школа - интернат №2 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск
Конспект коррекционно-развивающего урока
для детей со сложной структурой дефекта
по окружающему миру на тему: «Посуда».
/первый 1 «Д» класс/
Подготовил: учитель начальных классов Майданкина И.В.
г. Жигулёвск 2017
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Речь и альтернативная практика.
Коммуникация с использованием вербальных средств: установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собесед-ника звуком. Привлечение к себе внимания звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств: приветствие (прощание) с использованием мимики.
Импрессивная речь: понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, обувь, животные, овощи, фрукты, птицы). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, хорошо, плохо)
Экспрессивная речь: называние (употребление) отдельных звуков, звукоподра-жаний.
Предметно-практические действия
Действия с материалами: сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумаж-ные полотенца, газета), разрывание материала (бумага), размазывание материала ру-ками (сверху - внизу), разминание материала (тесто, пластилин), пересыпание мате-риала (крупа) двумя руками из одной емкости в другую, переливание материала (вода) двумя руками из одной емкости в другую, наматывание нити на клубок (шпагата, шерстяной нити).
Действия с предметами: сжимание предмета (мокрая губка, прищепка), нанизыва-ние предметов на нить, вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия), вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок), закрывание предмета (коробок, банок (с капроновыми крышками)).
Двигательное развитие
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя), повороты (вправо, влево в положении сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Бросание мяча двумя руками (от груди).
Ловля мяча на уровне груди. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.
Конспект коррекционного занятия по окружающему миру
Класс: 1 «Д» (дополнительный)
Тема: «Посуда»
Тип урока: Урок изучения нового. Урок-игра.
Цель: формирование общих представлений о посуде, ее назначении.
Задачи:
Обучающая: уточнить и активизировать словарь по теме
Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, формирование артикуляционной моторики, логического мышления, координации речи с движением.
Воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентация игры «Что это?», презентация игры «Загадки и отгадки»
Методическое и дидактическое обеспечение: разрезные картинки, карточки, посуда.
Ход занятия.
Организационный момент.
Цель: организация познавательной деятельности учащихся, создание интереса к теме урока, активизация внимания обучающихся
Эмоциональный настрой (работа по картинкам). Приложение № 1.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
(Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
(Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
С добрым утром, птички! Вы проснулись?
(Машут руками за спиной)
С добрым утром друг! Ты проснулся?
(Обнимают друг друга)
С добрым утром, солнце! Мы - проснулся!
(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце)
Ульяна выполняет со всеми детьми упражнения по подражанию (имитация движений одноклассников или педагога).
Сюрпризный момент.
Педагог показывает фрагмент мультфильма «Федорино горе».
Педагог предлагает отгадать, о чем они будут говорить на уроке, выполнив предло-женное ею задание.
Проводится дидактическая игра «Чудо мешочек».
Дети поочерёдно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет, называют его, описывают, достают и отдают педагогу.
1-й ребёнок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.
Перед Ульяной лежат предметные картинки. Девочка достаёт предмет и соотносит его с картинкой (поднимает картинку и показывает педагогу).
Педагог предлагает отправиться детям в хозяйственный магазин. Где продают посуду. Дети просматривают видеофильм о посуде. https://www.youtube.com/watch?v=pgs5e7OEwmE
Педагог проводит Игру – викторину «Что это?»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Детям показывают слайды с частично изображённой картинкой. Дети должны отгадать и назвать предмет, анализируя изображённую его часть.
Ульяна собирает «Пазлы» .
На слайде появляется картинка грустной Федоры.
Педагог: Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.
Проводится игра «Загадки и отгадки».
Дети отгадывают загадки ( на экране появляются отгадки)
Цель: коррекция мыслительных процессов; умения сосредоточиться, развивать внимание.
1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)
2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)
3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит. (кастрюля)
4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый. (чайник)
Ульяна находит отгадку (ориентируясь на образец изображенный на экране) из предложенных ей картинок и показывает её педагогу.
Педагог предлагает отдохнуть глазкам и найти волшебные звездочки.
Физминутка (зрительная гимнастика)
Педагог предлагает детям поочередно смотреть на нужную звезду. (Н-р, на небе зажглась желтая звезда, за ней голубая и т.д.)
Ульяна выполняет инструкции с классом.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.
«Магазин посуды».
В магазин с тобой зайдем- пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? - одна ладонь закрывает глаз,
вторая — ухо (меняем)
Там тарелки, вилки, блюдца.- одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Продаются, продаются, - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Что хотим мы здесь купить. - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы посуды
Чтобы маме подарить? - пальцы шагают по столу (коленям)
Видим сито, самовар. - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Продаются тут и там. - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
А ещё бокалы, ложки. - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)дети по очереди называют предметы посуды
А на полках чашки, плошки - пальцы шагают по столу
(коленям)
Мы поспорили, решили - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Маме утницу купить - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Чтобы утром подарить. - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют предметы чайной посуды.
Педагог сообщает детям новость о том, что Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный и получилась неполная картинка.
Проводится игра «Что забыл нарисовать художник».
Цель: коррекция мыслительных процессов; умение сосредоточиться, развитие вни-мания.
На слайдах появляются картинки, а дети должны назвать недостающий элемент.
Ульяна дорисовывает посуде недостающий элемент.
Педагог предлагает напомнить Федоре о назначении её посуды.
Проводится игра «Что для чего»
Педагог предлагает детям достать из волшебного сундучка картинку и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.
1-й ребёнок – Это кастрюля. В ней варят суп, кашу, картофель.
2-й ребёнок – Это сковорода. На ней жарят лук, мясо, рыбу, картофель.
Игра продолжается пока не выскажутся все дети.
Ульяна работает в прописи. Педагог предлагает ей сварить компот и собрать в кастрюлю все фрукты.
С детьми проводится динамическая пауза.
Физминутка. «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик»
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг
Только стукни, разобьются. Хлопают в ладоши, топают
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Нагнулись, вытянулись
Он посуду нам принёс
Продуктивная деятельность (первичное закрепление знаний).
Цель: создать позитивный настрой, развиваем мелкую моторику рук, закрепление названия элементов посуды.
Дети лепят чайную пару, предварительно выполнив массажное упражнение с прищепками.
Массаж с прищепками
Прищепка, прищепка, помоги!
Каждый пальчик разомни.
Ты по пальчику шагаешь.
Каждый пальчик разминаешь.
Индивидуальная работа: педагог проводит массаж рук и поэтапно выполняет с девочкой работу.
Рефлексия.
Педагог сообщает детям, что Федоре понравились их поделки, их активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности и ему было скучно.
Приложение №1
Волкова Галина Юрьевна
Перминова Елена Федоровна