12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Николаевна Кумалякова75
Россия, Чувашская респ., Чебоксары


t1578594119aa.jpg

Кумалякова Марина Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 24» города Чебоксары

Чувашской Республики



Формирование цифровых навыков в процессе преподавания

курса «Основы финансовой грамотности»

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме, формирование цифровых навыков в процессе обучения школьников социогуманирным наукам. Показаны методы и формы работы с информационными источниками сети «Интернет» в такой предметной области как «Экономика». Рассмотрена необходимость применения метапредметных компетенций при работе с предоставляемыми услугами цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровые навыки, информационные технологии, цифровая экономика, образование.


Современное информационное общество не возможно представить без глобальной сети «Интернет», которая стала базовым элементом нашей повседневной жизни. Функции сети «Интернет» многообразны: от создания и хранения больших объёмов тематической информации, возможности общения и обучения, до ведения бизнеса и осуществления хозяйственно - экономической деятельности семьи, региона, государства.

В Российской Федерации в целях адаптирования государственного регулирования сферы информации и информационных технологий к новым обстоятельствам принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», которая призвана создать условия для формирования в нашей стране общества знаний и «способствовать обеспечению следующих национальных интересов: а) развитие человеческого потенциала; б) обеспечение безопасности граждан и государства; в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; е) формирование цифровой экономики» [1].

На основе данной Стратегии в рамках Национального проекта «Образование» был разработан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который предполагает «внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы» [2]. Конечно замечательно, что школы получат доступ к сети «Интернет», цифровую аппаратуру, но как этим всем пользоваться, если ребёнок привык использовать гаджеты только для развлечения. В первую очередь, необходимо сформировать у обучающихся представления об интернете, программных продуктах, компьютерной технике как инструментах, помогающих развить такие полезные базовые навыки, как цифровая идентичность, цифровая грамотность, цифровые права, цифровой эмоциональный интеллект, цифровые коммуникации, цифровая безопасность.

Формирование данных цифровых навыков возможно при использовании системно-деятельностного подхода и практико-ориентированного обучения в такой предметной области социально-гуманитарных наук, как «Экономика» и «Обществознание», а также в рамках курса «Основы финансовой грамотности», который в условиях цифровизации в финансовом секторе становится актуальным. В рамках изучения данного курса учащиеся могут посещать вебинары и онлайн - уроки, которые ведут специалисты в области инвестиций, страхования, банковской деятельности, и задать интересующие их вопросы, получить консультацию. Надо отметить, что данные уроки идут в первой половине дня и во время учебного процесса, предварительно выбрав тему, можно комбинировать с текущей темой урока.

Современные дети не любят читать и с трудом воспринимают большие объемы информации. Поэтому из всего существующего многообразия материала по финансовой грамотности в основной школе (6-8 классы) хорошо воспринимают обучающие мультфильмы («Уроки тётушки Совы», «Фиксики») и образовательные ролики, посвящённые теме финансов, после просмотров которых можно организовать дискуссию в парах или группах.

Ребят старших классов (9-11 классы) могут мотивировать к изучению финансовой грамотности реальные истории предпринимателей, достигших успеха. На канале РБК запущен проект «Блоги РБК», который охватывает такие направления, как: лайфстайл (стиль жизни), бизнес, культура, IT-технологии и многое другое. Блогерами являются признанные эксперты в своих областях, они дают пользователям практическую информацию, которую те могут применить в повседневной жизни. Например, как компании выйти на международный уровень. Ребята, посмотрев данные ролики, могут сформулировать основные правила выхода на зарубежный рынок или попробовать составить свои рекомендации. Кроме того, учащиеся могут сравнить, о чём говорят их блогеры - ровесники и блогеры - профессионалы своего дела.

На телеканале «Пятница» есть передача «Теперь я босс своего дела!», где супер успешные предприниматели всего на три дня спускаются на уровень, с которого начинали, и помогают стартаперам настроить их бизнес. Проект «Теперь я босс» показывает, смогут ли владельцы бизнес-империй вспомнить былое и помочь новичкам поставить на рельсы их бизнес и получится ли у стартаперов с ходу справиться с управлением большими компаниями [3]. Сюжеты данной передачи можно использовать как условия деловой игры: «Ты новичок, какие бы ты советы дал в той или иной ситуации. Рациональны ли предложения участников сюжета», или, изучив тему «Предпринимательство и бизнес», дать в качестве домашнего задания составление роликов - рекомендаций ведения прибыльного бизнеса.

Работа с видеоматериалом может способствовать созданию учениками собственного продукта в виде презентаций, видеороликов, инфографики и др. по различным темам финансовой грамотности.

Интернет даёт большой простор и для развития критического мышления при анализе информационных цифровых источников. Например, работа с материалами сайта банки.ру - независимый финансовый супермаркет, который помогает выбирать банковские, страховые и инвестиционные продукты с выгодными процентными ставками [4]. Даётся информация, например, по вкладам различных банков, по вкладам в одном банке, можно найти краткие и полные условия выбранного вклада, а затем, изучив все данные, выбрать самый оптимально выгодный вариант вклада. Также можно проанализировать и выбрать выгодный кредит. Информация с данного сайта может быть использована для составления и решения финансовых задач. Кроме того, практический каждый банк имеет свой онлайн-кабинет клиента. Отработанные навыки размещения и защиты персональных данных в сети, умения работать с инструментарием сайтов банков и ориентироваться в перечне банковских услуг в итоге дают обществу экономически грамотного гражданина.


Список источников информации:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919. - Заглавие с экрана.

2. Национальный проект «Образование» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project /. - Заглавие с экрана.

3. Теперь я босс своего дела! Телеканал «Пятница» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://boss.friday.ru / . - Заглавие с экрана.

4. Банки.ру – финансовый супермаркет - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.banki.ru / . - Заглавие с экрана.

5. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. .



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.