12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Сергеевна175
Стараюсь находить и реализовывать принципиально новые, нестандартные решения, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления.
Россия

Образовательную среду можно представить, как совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, в том числе образовательного учреждения дополнительного образования, всем педагогическим коллективом при обязательном участии детей (воспитанников, учащихся) и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов, которая в современных условиях тесно сопряжена с информационными образовательными технологиями (ИОТ). ИОТ – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворять всем требованиям к формированию условий реализации основной образовательной программы (основной образовательной программы дополнительного образования), способствует достижению обучающимися планируемых личностных и образовательных результатов.

Цель любого воспитательного воздействия, в том числе через цифровую среду - получение в конечном результате у воспитуемой личности суммы заданных личных качеств, убеждений, принципов. Цифровая среда, создаваемая в образовательном учреждение среднего или дополнительного образования, с применением online технологий и систем дистанционного образования, как инструмент формирования способностей к саморазвитию имеет свои плюсы, но, в свою очередь, рождает и связанные с широким внедрением информационно- коммуникативных технологий минусы. Это важно учесть перед началом внедрения цифровой среды в образовательный процесс, а также продумать мероприятия или действия, чтобы компенсировать возможный ущерб при использовании данных технологий в воспитательном процессе.

Цифровая образовательная среда – это совокупность информационных систем, которые обеспечивают разноуровневые результаты поставленных задач воспитательной практики.

Основные воспитательные цели цифровой образовательной среды как нового пространства воспитательной практики в образовательных организациях следующие: воспитание личности обучающегося, развитие у обучающихся творческого, креативного потенциала, развитие у обучающихся коммуникативных способностей, совершенствование навыков исследовательской деятельности. 

СДО Moodle — популярная цифровая среда управления обучением. В рамках системы можно создавать свой курс и использовать инструменты среды для проведения воспитательных мероприятий. Для обратной связи в системе предусмотрены общения на форуме, чате, личные сообщения с педагогом.

Важную роль в системе играют плагины — модули, которые помогают изменить дизайн и расширить функциональные возможности системы. Плагины разрабытвают участники сообщества Moodle, большинство которых бесплатные. Но, даже если вы не устанавливаете дополнительных плагинов, у вас есть возможность внедрить эффективный способ организации обучения и воспитания через цифровую среду, имеющий огромный педагогический потенциал, такой как геймификация. В чем отличие геймификации от обычной игры? Игра — это сценарий, который бросает ребенку вызов, заставляя осваивать и совершенствовать новые навыки, в нее хочется играть долго вне зависимости от того, выигрываешь ты или нет, но, одно дело играть ради развлечения или соперничать с другими, и совсем другое — делать это в контексте обучения и воспитания в образовательном процессе. Геймификацию можно рассматривать как возможность применения игровых механик, методов, принципов и приёмов к неигровым видам деятельности. Дети уверены, что развлекаются, а тем временем запоминают нужную информацию. Принимая участие в игре, дети учатся использовать знания на практике, и лучше усваивают материал. Кроме того, геймификация может быть полезной и для педагога – это путь к развитию, шаг вперед в образовательной деятельности.

Суть настоящей геймификации не в том, чтобы просто добавить в урок каких-то игр, а в том, чтобы воспитывать через цифровую образовательную среду и добиваться поставленных педагогом воспитательных результатов, например сплочение классного коллектива. В данной статье рассматривается вариант геймификации через использование функционального элемента «Значки» в СДО Moodle. Если использовать правильно этот компонент системы, продумать его настройку, то можно надеяться на положительные результаты. Прежде всего, необходимо решить, за какие успехи в цифровой образовательной среде ученики будут награждаться значками, и определить вес этих достижений. Раздел «Значки» находится в левом меню, когда вы открываете свой класс в СДО Moodle (рис. 1).

t1674077255aa.png

Рисунок 1. – Левое меню в СДО Moodle

Значки можно выдавать за любые завершенные действия в электронном курсе (чтение материалов, выполнение заданий, участие в форумах, семинарах, взаимном оценивании работ и т.п.) (рис 2.), но при этом более трудоемкие виды деятельности оценивать выше, присуждая за них значки более высокого уровня (более высокой степени, большего размера, красоты и т.д.).

t1674077255ab.png

Рисунок 2 – Пример значка за выполнение своего последнего задания в СДО Moodle

Кроме того, выдача значков может ограничиваться по времени, что придает дополнительный стимул к их получению и воспитывает в ребенке навык планирования и грамотного распределения времени (рис 3).

t1674077255ac.png

Рисунок 3. – Настройка выдачи значка до определенной даты

Вместе со значками ребенок получают сообщения в СДО Moodle, его значки можно увидеть в его цифровом профиле системы (рис 4).

t1674077255ad.png

Рисунок 4. – Цифровой профиль ученика и его награды

Значки, как форма поощрения является позитивной составляющей воспитательного процесса и популярным инструментом управления поведением ребенка.

Список литературы

1. Иванова, О.В. Визуальное повторение учебной информации в средней и высшей школе / О.В. Иванова // Информатика и образование. ИНФО. – 2019. – № 5. – С.41–50.

2. Бабушкина Ю.А., Алешина С.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной деятельности. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том.4. №2. с.13–19.

3. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья. URL: https://science- education.ru/ru/article/view ?id=28368 (дата обращения: 01.012.2022).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.