Фонетическая ритмика как инструмент обучения чтению.
Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.
Кроме того, что фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах, воспроизводить звуки, слоги и слова в заданном темпе, воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы, освоить слоговую структуру слова, фонетическая ритмика мотивирует и подготавливает ребенка к освоению чтения и письма.
В своей работе фонетическую ритмику я использую с неговорящими детьми, с детьми с нарушением слуха, с расстройством аутистического спектра, генетическими синдромами, при алалии, дислалии и др. нарушениях развития.
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. Каждый звук подкрепляется его визуальным образом и буквой, какой он обозначается. С помощью фонетической ритмики удается быстрее сформировать нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.
В структуру занятий по фонетической ритмике входит:
- ритмическая разминка;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- произнесение звука с движением и визуальным подкреплением (картинкой-образом);
- интонационное произнесение звука (проговаривание в игровой ситуации);
- произнесение звуков в слогах, с последующим прочтением;
- проговаривание с помощью ритмических движений слов и прочтение их.
Работа в данном направлении обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение детьми навыками чтения и достижения психологического комфорта.
Материал, используемый в работе.
Звук и буква А.
1. Движение
2. Визуальное подкрепление
А
3. Игровые ситуации для закрепления звука
1. "Скажи так"
Скажи так:
- мама качает малыша;
- малыш плачет;
- поет певец (певица);
- на приеме у врача (осмотр горла);
- не расслышал;
- несешь горячее;
- встретил друга...
2. "Пошепчу -покричу "
- Произнести звук шепотом, тихо, громко и наоборот;
-Работа в парах (один спрашивает тихо, второй отвечает громко и наоборот);
3. "Резиночка"
Тянуть звук, растягивая резинку.
4. "Звукоброс"
"Бросить" (протянуть) звук как можно дальше.
5." Рыбалка"
Выудить (протянуть) звук из реки.
6. "Высоко-низко, или Три медведя"
Произнести звук низким, средним по высоте и высоким голосом.
7. "Сигнальная машина"
Просигналить звуком, изменяя высоту голоса.
8. "Задушевный разговор"
Работа в парах: один спрашивает звуком, второй отвечает.
9. "Поем вместе"
Спеть песню вместе с детьми из сказки "Красная шапочка":
А-а, в Африке реки вот такой ширины,
А-а, в Африке горы вот такой вышины,
А-а, крокодилы - бегемоты,
А-а, обезьяны - кашалоты,
А-а - и зеленый попугай!
А-а - и зеленый попугай!
10. "Доскажи словечко"
11. Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?