Материал на проверке

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира средствами современных образовательных технологий

0
0
Материал опубликован Сегодня в 10:42

Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира средствами современных образовательных технологий Мочалова Т.Б., учитель начальных классов МАОУ СШ №3 г. Павлово Нижегородской области.

Учитель – уникальная профессия, где, давая получаешь, обучая, учишься, становясь старше, становишься моложе. Меня зовут Мочалова Татьяна Борисовна, я учитель начальных классов школы №3 г. Павлово. Уверена, что успешный учитель тот, который всегда в процессе познания: познания мира… людей… профессии… Именно поэтому мне близки слова Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…».

Школа сегодня – это поиск и внедрение новых форм обучения и воспитания, в центре внимания сегодняшней педагогики познавательная деятельность, способствующая личностному развитию детей в гармонии с интересами общества, приобщению к событиям и явлениям, которое не может осуществляться без использования потенциала школьного предмета «Окружающий мир». Тема моего выступления «Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира».

Мой опыт возник в условиях общеобразовательной школы №3 г. Павлово и связан с вопросами формирования и развития мотивации младших школьников посредством использования на уроках окружающего мира современных образовательных технологий. На становление моего опыта оказали влияние не только ФГОС, стратегия развития системы школьного образования в России, стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, в которой приоритетно «… повышение качества преподавания естественно-научных ... учебных предметов…», но и самообразование в рамках которого с интересом знакомлюсь с материалами коллег в методической прессе и на страницах интернет. Данная работа не содержит принципиально новых педагогических открытий и изобретений. Она являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществляемые методы и приёмы развития у школьников мотивации учения с применением современных технологий, а также мой личный опыт работы учителем начальных классов на протяжении 25 лет. Активно участвую в работе школьного и районного методического объединения, занимаюсь самообразованием, в рамках которого с интересом знакомлюсь с материалами коллег, отражающих воспросы формирования мотивации учения.

Актуальность темы мотивации учения определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой, гармоничной, жизнеспособной личности, способной к самоопределению и самореализации. По результатам анкетирования родителей будущих первоклассников лидирует запрос на общеинтеллектуальное развитие (71% от числа опрошенных) и развитие «желания и умения учиться» (76% опрошенных). Стартовая диагностика в 1 классе выявила, что уровень мотивации к учению снижен: высокий уровень имеют 24% учащихся, средний уровень – 60%, низкий уровень – 16% (методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург). Наблюдая за своими учениками в последние годы я убедилась, что у учащихся начальных классов, когда закладываются базовые знания предмета окружающий мир, стойкий интерес к предмету и к учебе в целом развивается крайне редко. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями. Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества знаний. Единственное, что может помочь мне на этом этапе – это высоко развитый познавательный интерес учащихся. Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся мне как учителю необходимо формировать учебную мотивацию нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. Тем более, что большинство учащихся нашей школы по данным школьной пихолого-педагогической службы нуждаются в особых методах и приемах обучения и современные образовательные технологии успешно выполняют роль этих самых методов.

Методологическую основу учебно-воспитательной работы по данной теме вижу в использовании ИКТ, способствующих преодолению трудностей в развитии мотивации к предмету «Окружающий мир» И.В. Роберт и Г. Селевко.; педагогические методы и приемы развития критического мышления авторов Заир-Бек С.И., Муштавинской И.В. В педагогической литературе изложен широкий спектр подходов к классификации современных образовательных технологий среди которых особо выделяю: • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), так называемая информатизация образовательного процесса, использование современных инструментов управления и организации обучения, в т.ч. открытый доступ к информации в Интернете, электронные гаджеты для учебы, сервисы Веб 2.0 и т.д

• технологию развития критического мышления через чтение и письмо – в частности модернизированный прием «бортового журнала» - рабочий лист;

• игровую технологию, которая придает процессу обучения некоторую развлекательность, в т.ч. развивающие игры и тренажеры, творческие упражнения, интерактивные викторины и кроссворды. В процессе работы по формированию и развитию мотивации так же ориентируюсь на труды Леонтьева А.Н., Ролана Вье о роли мотивации в учебном процессе.

Модель Келлера Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер. При создании обучающих материалов к урокам окружающего мира опираюсь на идеи модели Джона Келлера (ARCS - ВАУУ), которая заключается в том, что сначала нужно привлечь внимание (Attention) обучаемого, затем нужно убедить его в важности и значимости обучения (Relevance), после чего необходимо поддержать его уверенность (Confidence) в себе и, в конце концов, добиться удовлетворенности (Satisfaction) учащегося.

Проблема выявления и преодоления трудностей в формировании мотивации посредством применения современных технология определила цель моей работы: описание опыта работы по теме «Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках окружающего мира». В соответствии с поставленной целью определены и задачи, среди которых важное место занимает процесс подбора и апробации диагностического инструментария - методики оценки степени сформированности мотивации учения.

Ведущей идеей моего опыта является предположение о том, что формирование и развитие мотивации обучения будет протекать более эффективно, если уроки окружающего мира насытить современными технологиями. Практические достижения моей профессиональной деятельности составлены на основе программы «окружающий мир» УМК «Перспектива» авторов Плешакова, Новицкой. Апробировала современные технологии в работе со своими учениками в среднестатистической провинциальной школе, с детьми разных учебных возможностей. На слайде схема: рассматриваем опыт моей работы с трех позиций: - с позиций игровой технологии, а проще говоря с позиции дидактической игры традиционной в общепринятом педагогическом смысле; - с позиции ИКТ (интерактивных игр-презентаций, созданных в программной оболочке Паур Поинт, ресурсво, созданных в сервисах Веб 2.0 - генераторах дидактических заданий Леанингапси Квизлет); - с позиций технологии развития критического мышления (одного из известных приемов «Бортовой журнал», его модернизированная версия «Рабочий лист»).

Среди апробированных мной эффективных методов, развивающих мотивацию, особое место занимают интерактивные игры. Например, в игре «Страны мира» прошу участников прочитать вопросы о разных странах и проверить правильность ответа по щелчку на фотографию. (На слайде есть фрагмент игры. Нужно щелкнуть на встроенную презентацию, далее щелчком на картинки проверить правильный ответ, по кнопке «крестик» выйти из игры). Такой формат первичной проверки знаний на уроке стимулирует познавательную деятельность и отражает один из главных принципов создания современного урока в начальной школе – принцип привлекательности. При создании таких игр в Паур Поинт применяются так называемые технологические приёмы, приёмы медиадидактики. В целях самообразования часто обращаюсь к материалам сайта Дидактор, на страницах которого автором Г. Асвацатуровым размещены полезные консультации, мастер - классы и шаблоны игр в помощь учителям.

Особенности решения проблемы развития мотивации заключаются в создании условий для пробуждения интереса к предмету «Окружающий мир» посредством использования кроссвордов на бумаге, в том числе с интерактивной проверкой. Такой формат подразумевает объединение бумажной игры с ее новым собратом – игрой интерактивной. В интернет много сервисов, которые позволяют создавать интерактивные головоломки, но все-таки многие игры остаются интересны детям в физическом воплощении (то есть на бумаге). Во многом это связано с тем, что интереснее играть «вживую», общаясь и переживая увлекательные моменты игры, ощутить теплоту и эстетику бумажной карточки. Предлагаемый мной формат работы с кроссвордом на бумаге является независимым от интернет «самостоятельным» ресурсом. Процесс создания такого кроссворда состоит из двух этапов:

1. Создаю в сервисе Сканворд (на слайде есть ссылка в интернет) схему кроссворда. В современной школе процесс создания сетки кроссворда удобный и технологичный, в сети интернет легко и просто создать кроссворд из списка заданных слов. Распечатываю кроссворд на листе бумаги.

2. Создаю такой же кроссворд в формате интерактивной игры-презентации, который использую в качестве проверки заполненного учащимися кроссворда на карточках (нажать на встроенную презентацию с кроссвордом).

Возможны следующие формы работы с такого вида кроссвордом:

• Коллективная, когда все учащиеся под руководством учителя разгадывают кроссворд в интерактивном режиме, то есть с использованием игры-презентации;

• Групповая, когда класс поделен на группы, каждая группа решает кроссворд сообща на бумажных карточках (нажать на картинку-карточку с кроссвордом);

• Парная, когда предлагается задание двум учащимся, сидящим за одной партой или компьютером (в кабинете информатики есть комплект ноутбуков для работы в парах);

• Индивидуальная, когда разгадывает кроссворд один ученик. Возможна работа с карточками и последующей интерактивной проверкой, т. Е. сначала учащиеся выполняют кроссворд, распечатанный на листе бумаги, затем с помощью интерактивного кроссворда проводится проверка.

Три года назад открыла для себя новую форму работы на уроке окружающего мира - интерактивный рабочий лист – ИРЛ. Авторами идеи таких листов («бортовых журналов») являются создатели технологии развития критического мышления в конце ХХ века в США Ч. Темпл, Д. Стилл, К. Мередит. В России вопросами создания и применения рабочих листов на уроках в начальной школе занимаются Людмила Рождественская и Мария Смирнова (есть педагогиноваторы, которые создают тетради - синтез рабочих листов и элементов лэпбукинга) к предметным курсам от первого до заключительного урока, так называемые «нескучные» тетради. Видео включается автоматически, чтобы выключить нужно по нему щелкнуть. Небольшое видео демонстрирует ИРЛ для организации работы на уроке окружающего мира по теме «Какие бывают животные». Такой лист дети делают сами, с привлечением ресурсов уроков технологии. Обратная связь от учителя при работе с рабочим листом чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного листа.



«Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению» - утверждал С.Соловейчик. Природа позволяет удовлетворять потребность ребенка в компетентности, которая выражается формулой «я могу». Чем чаще ребенок может сказать «я могу» («я могу вырастить цветок», «я могу узнавать птиц по голосам», «я умею ухаживать за моей собакой» и т. д.), тем выше его самооценка, благоприятнее образ «Я». Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу: современные образовательные технологии (в частности игровая, ИКТ и рабочий лист) – действенный способ формирования учебной мотивации, о чем свидетельствуют показатели школьного мониторинга и мой личный архив достижений за период с 2019 по 2022 г.

Практическим воплощением результата освоения стали: дидактические игры, презентации, рабочие листы к урокам окружающего мира из моей методической копилки, разработки учебных занятий, сценариев познавательных внеурочных мероприятий. К трудностям внедрения опыта отношу проблему сохранения баланса между теоретическим и технологическим содержанием уроков; здоровьесбережение (оптимальность использования интерактивной доски, экрана); большие материальные траты на распечатку индивидуальных рабочих листов, отсутствие рабочих тетрадей из УМК; отсутствие школьного концертного зала для проведения внеурочных мероприятий. Новые вызовы 21 века побуждают современную школу к поиску новых форм и методов обучения и воспитания, в центре внимания сегодняшней педагогики личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, способствующая личностному развитию детей в гармонии с интересами общества и природы, приобщению их к национальной культуре. Убеждена в необходимости применения современных технологий на уроках окружающего мира, ведь полученный от них воспитательный, образовательный и просветительский эффект невозможно переоценить.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.