12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Нахратова Ольга Яковлевна76
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
4

Выступление «Формирование БУД у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Посадская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Выступление на школьном методическом объедание начальных классов по теме:

Формированию базовых учебных действий

у обучающихся с умственной отсталостью

в учебной и внеурочной деятельности

учитель: Нахратова Ольга Яковлевна

2017

1. Деятельностный подход и требования ФГОС ОВЗ к формированиюбазовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Введение с 1 сентября 2016 года Федерального государственного

образовательного стандарта начального образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью обусловливает определенные

изменения в организации и содержании специального образования.

Эти изменения зависят от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. Выделены 4 компонента деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) Была разработана концепция развития универсальных учебных действий, согласно которой содержание учебных предметов и образовательных технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения школьников . Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено

на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает

одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и

овладения доступными видами профильного труда .

К функциям базовых учебных действий относится:

1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой

предметной области;

2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Следовательно, от степени их сформированности у выпускника

коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми

видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации.

Структура базовых учебных действий включает:

- мотивационный компонент учебной деятельности;

- операционный компонент учебной деятельности, состоящий из

комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной

деятельности;

- регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения

принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую

деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на

организационную помощь педагога.

Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с умственной

отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться

целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом

определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Таким образом, программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-

развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Как и в цензовых вариантах АООП НОО, предусматривающих

формирование универсальных учебных действий, программа формирования

БУД включает четыре их группы:

1) личностные БУД;

2) коммуникативные БУД;

3) регулятивные БУД;

4) познавательные БУД.

Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ уровень

сформированности базовых учебных действий определяется на момент

завершения обучения в начальной школе, а в соответствии с требованиями

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью – на момент

завершения обучения школе.

Учет сформированности базовых учебных действий является

важнейшим показателем для промежуточной аттестации обучающихся.

2. Система работы по формированию БУД у обучающихся с ОВЗ

в образовательной организации

Согласно Стандартам на протяжении всего периода обучения должна

проводиться целенаправленная работа по формированию учебной

деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции

мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу

формирования в старших классах более сложных действий, которые

содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной

активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Стандартами предусмотрено формирование у обучающихся БУД в

разных видах учебной и внеурочной деятельности, включая различные

специальные коррекционные занятия, реализуемые в групповой и

индивидуальной формах.

Н а курсах мы составляли карту.

Технологическая карта проектирования процесса формирования и оценивания УУД/БУД

Категория БУД _напр., Регулятивные базовые учебные действия

Вид действий

Содержание действий

Критерий сформированности

Психологическое сопровождение

Социально-педагогическое сопровождение

Логопедическое сопровождение

Педагогическое сопровождение

Система комплексной оценки

Адекватно использовать ретуалы школьного поведения

Осознанное отношение к школе, учению. Конструктивное поведение в процессе учебной деятельности


 


 


 


 


 


 


 

-Положительное отношение к школе.

-Адекватное представление о школе.

-Ориентация на оценку

-Умение поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и др.

-Диагностика изучения младших школьников. Методика «Беседа о школе» и др.

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 

-психогимнастика и релаксация, позволя-ющая снять мышечные спазмы и зажимы.

-использование сказкотерапии

- Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание.

- включать минутки слушанья музыки, любование природой

-

 

- Диагностика изучения сопровождающих документов ребёнка.

- консультации с родителями о готовности ребёнка к школе

- введение единой школьной формы

- игра «Смена социальных ролей»

- контроль за внеурочную деятельность детей

-

Логопедическая диагностика обследования устной и письменной речи обучающихся

- упражнения на развитие моторики. Формирования слухового внимания. Фонематического слуха

- крупотерапия и пескотераппия

-

- знакомство с правилами поведения в школе через игровую деятельность

- проведение бесед на тему

- изотерапия

- приём на уроках «Светофор» красный цвет – я не знаю. Зелёный – я знаю)

-использование сигнальных карточек

- приёмы : послушаем тишину, звоночек, нетрадиционное начало и конец урока, переход от одних видов деятельности к другим. физминутки на внимание.

- соблюдение гигиенических норм ( в первую очередь- максимум свежего воздуха)

- подвижные игры на переменах

- создание атмосферы успеха не скупиться на поощрение и похвалу

- составление программы воспитательной работы

- Составление во внеурочной деятельности мнемотаблиц и коллажей о правилах поведения в школе.

0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


 


 


 


 


 

В каждом учебном предмете или коррекционном курсе педагог может

использовать широкий арсенал методов и приемов для формирования БУД у

обучающихся. При этом на начальных этапах обучения особое внимание

должно уделяться формированию базовых регулятивных действий. К таким

регулятивным БУД относятся умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.), а также принимать цели, произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. По единым алгоритмам учеников младших классов ежедневно следует приучать подготавливать к уроку свое рабочее место, ориентироваться в тетради и учебнике, правильно выбирать способы

выполнения задания, планировать свои действия и многое другое.

Учитывая, что для большинства обучающихся с умственной отсталостью

характерен низкий уровень сформированности произвольной регуляции, а

также недостаточное осознание требований ситуации школьного обучения, для формирования школьного поведения на первых этапах обучения возможно использование поведенческих методов. Применение этих методов позволит за счет различных внешних стимуляций (например, модификаций жетонного метода) создать условия для соблюдения обучающимися норм школьного поведения с последующей интериоризацией этих регулятивных действий. Эти методы оказываются особенно эффективными при работе с детьми с грубыми нарушениями целенаправленного поведения.

Для дальнейшего развития регулятивных умений, например, действовать

по плану, можно начать с обучения детей составлению плана уже

выполненной работы. Это прием позволяет учащимся осознать, что задание

следует всегда выполнять в определенной последовательности, и

подготавливает основу для перехода к последующему этапу обучения –

составлению плана предстоящей работы. После овладения школьниками

умением составлять план выполненной работы можно рекомендовать обучать их умению работать по предложенному педагогом плану. В этом случае план вначале дается к знакомым, а затем и к новым заданиям. Педагог же должен сопровождать обучение объяснениями и демонстрациями рисунков, наглядно редставляющих последовательность совершаемых действий. Специальная коррекционно-воспитательная работа нужна для развития приемов и способов самоконтроля. Формирование самоконтроля зависит от уровня осмысленности совершаемых действий и способности сопоставить их результат с образцом. Таким образом, к условиям формирования самоконтроля у обучающегося относится понимание им цели совершаемого действия, а также сформированность у него следующих познавательных БУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности и др.

При этом учитель с помощью вопросоворганизует восприятие ребенка с целью привлечения внимания к дифференцирующим объект признакам. Разнообразные методы и приемы формирования регулятивных и

познавательных БУД (например, таких как сравнение предметов, а

также более предметных БУД – умений читать, писать, выполнять

арифметические действия) на таких учебных предметах, как «Русский язык»,

«Чтение», «Математика» можно найти в соответствующих учебных пособиях

для учителей по методикам преподавания этих предметов .

В качестве общих принципов формирования БУД у обучающихся в

учебной деятельности можно выделить принципы, сформулированные еще 60-е годы прошлого века для развития общеучебных умений необходима :

1) помощь и направляющее воздействие учителя, подготавливающие

учащихся к предстоящим действиям ;

2) систематическая тренировка школьников в выполнении умственных

действий, их постепенное превращение в приемы деятельности;

3) является включение в учебный процесс упражнений в применении

усвоенных знаний.

На этих же принципах может выстраиваться работа по формированию БУД

у обучающихся и во внеурочной деятельности, где педагог имеет большие

возможности выбора, как содержания деятельности, так и методов и приемов

работы с детьми.

При проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия. Учителем должны продумываться учебные ситуации,

включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности

учащихся, обеспечивающие формирование этих БУД.

Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть

следующим:

1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с

формированием определенных БУД.

2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а

также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения

заданий (с учетом тех или иных видов работы);

3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающих

формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в

каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять

задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности. какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).

4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само- и

взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким

критериям должны оценивать и пр.

5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение

итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы,

планирование хода выполнения задания и пр.

Для удобства подготовки урока с реализацией задач, связанных с

формированием БУД, может использоваться технологическая карта урока,

которая представляет собой способ графического проектирования урока,

таблицу, позволяющую структурировать урок по выбранным учителем

параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,

содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной

деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность

обучающихся и т.д.

Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально

продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока. Это дает возможность учителю оценить рациональность отбора содержания учебного материала, соответствие применяемых форм и методов работы поставленным целям.

Технологическая карта урока

Учебный предмет:

Ф.И.О. учителя

Класс

Тип урока

Основные методы, технологии

Цель урока:

Задачи урока:

Образовательная

Воспитательная

Коррекционная

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

базовые учебные

действия

Методы и

приемы

обучения

Средства

обучения

           
           
           
           
           

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ система работы по

формированию БУД должна быть отражена как соответствующем разделе

АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса.

3. Комплексная диагностика сформированности БУД у обучающихся

Важнейшим показателем сформированности БУД и психического

развития учащихся в целом является их обучаемость, т. е. то, как они

поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер

помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий. Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и сформированность самоконтроля.

Соответственно, с учетом объема и характера помощи взрослого,

учитывается и показатель самостоятельности деятельности обучающегося,

которая определяется путем учета количества работы, выполненной учащимся без помощи извне.

С учетом особенностей психического состояния, структуры дефекта при

детей с умственной отсталостью значимыми являются также показатели

динамики психических процессов. Так, показатель темпа деятельности

позволяет выяснить, с какой скоростью протекает у учащихся учебная

деятельность: восприятие и осознание учебной информации, выполнение

ручных операций и решение умственных задач.

Перечисленные показатели отражают наиболее существенные стороны

учебной деятельности, которые необходимо учитывать при организации

обучения детей с умственной отсталостью. При этом они также указывают на

те объекты коррекционной работы, которые должны быть в центре внимания

всех специалистов, участвующих в образовательном процессе.

Поведение и деятельность учащихся оцениваются по системе

показателей, характеризующих уровень сформированности видов БУД.

Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется

использовать следующую бальную систему оценки:

0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся

не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем

(взрослым4);

1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только

с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому

указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;

2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под

руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль

за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;

3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие,

нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но

допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но

иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

(например, обращением внимания к ученика в правильности выполнения

действия);

5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие,

самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле

со стороны учителя

Используя общие показатели и уровни сформированности БУД можно

осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики

проводимой разными специалистами (учителями, логопедом, психологом).

Так, педагогическое наблюдение может носить формализованный

характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям (перечню групп

БУД) и заданной системой их бальной оценки. Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу, форма которой представлена в приложении .


 

Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться

типовые задачи, представленные в специальных учебных тетрадях. Характер

выполнения учащимися этих типовых задач может является предметом

оценивания с помощью бальной шкалы, указанной выше.

Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью обеспечивает связь между требованиями стандарта и образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

1. Установление достижения возможных личностных и предметных результатов обучающимися в освоении АООП по окончанию начальной и основной ступени обучения.

2. Установление динамики развития обучающихся по итогам учебного года.

3. Описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и фор­ми­ро­ва­ние базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ны­ми нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества об­ра­зо­вания обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов це­лесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Концептуальные основы оценочной деятельности:

1. Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматриваются как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

2. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.

3. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом образовательных потребностей обучающихся.

4. В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).

5. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) в каждой образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.

7. Оценка должна отражать не только качество, но и степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

Функции системы оценки достижения планируемых результатов:

1. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

2. Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и учебных достижений обучающихся.

Описание объекта оценки:

1. Личностные результаты включают сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции и личностные качества.

2. Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы.

3. Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

4. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению новых знаний и степень самостоятельности в их применении в практической деятельности.

5. Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.

6. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является достижение возможных результатов освоения образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями).

7. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимися АООП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени обучения;

что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Согласно требованиям Стандарта, по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Оценка личностных результатов

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции используется метод экспертной оценки. Она объединяет всех участников образовательного процесса, которые могут характеризовать поведение ребенка в разных жизненных ситуациях, в школе и дома. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог и учитель-логопед.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.

Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.

 

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

1

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Сформированность основ гражданской идентичности

Знание знаменательных для Отечества исторических событий

Осознание своей этнической и культурной принадлежности

Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках

Любовь к своему краю, осознание своей национальности

2

Формирование целостного, социально ориентирован-ного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир

С уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов

Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания

3

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Умение выслушать иное мнение уважительно относиться к иному мнению

Уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры

4

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Сформированность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (Различает «что я хочу» и «что я могу»).

Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения

Умение понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации

Овладение навыками самообслуживания

5

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Сформированность навыков адаптации

Умение выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллек-тивах групп продлённого дня, дополнительного образования

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Умение вести в любых проблемных ситуациях

6

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Сформированность социально-бытовых умений

Самостоятельность и независимость в быту, знакомство с ТБ: обращение с электропри-борами, правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в школе, прав и обязанностей ученика

Понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Умение ориентироваться в пространстве школы, расписании

Наличие стремления участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы

7

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

Сформированность навыков

коммуникации со взрослыми

Знание правил коммуникации

Способность инициировать и

поддерживать коммуникацию с взрослыми

Способность применять адекватные способы поведения

в разных ситуациях

Владение культурными формами выражения своих чувств

Способность обращаться за

помощью

Сформированность навыков коммуника-ции со сверстниками

Способность инициировать и

поддерживать коммуникацию со сверстниками

8

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- про-странственной организации

Сформированность опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, адекватного представления об опасности и безопасности

Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности / безопасности для себя

Адекватность бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, помыть грязные сапоги, и т.д.).

Наличие любознательности и наблюдательности задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

9

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса

Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов

Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы

Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника

Умение корректно привлечь к себе внимание

Умение отстраниться от нежелательного контакта

Умение выразить свои чувства, отказ, недовольство,благодар-ность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др

10

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Восприятие важности учебы, любознательность и интерес к новому

Ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания

Ученик активно участвует в процессе обучения

11

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми

Умение сотрудничать

со взрослыми в разных социальных ситуация, соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).

Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками

Участие в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации;

Умение в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления

Умение учитывать другое мнение в совместной работе

12

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

Умение различать «красивое» и «некрасивое»

Стремление в «прекрасному», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда

13

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Понимание ценности нравственных норм, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей;

Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране

14

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Сформированность установки на здоровый и безопасный образ жизни

Ориентация на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение режима дня

Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Занятие творческим трудом или спортом

Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Проявление бережного отношения к результатам своего и чужого труда

Экспертная группа ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции ребенка по позициям:

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нужд и прав в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Система оценки:

Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики.

1 – минимальная динамика.

2 – средняя динамика.

3 – значительная динамика.

Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.


 

Мониторинг сформированности личностных результатов

ученика _______ класса ____________________________________________________________

Сформированность личностных результатов. Вид деятельности.

Начало года

Конец года

Степень сформированности

Мотивация

Степень сформированности

Мотивация

0

1

2

3

да

нет

0

1

2

3

да

нет

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

                       

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

                       

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

                       

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

                       

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

                       

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

                       

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

                       

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации

                       

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

                       

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

                       

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

                       

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

                       

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

                       

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

                       

Условные обозначения:

0отсутствие динамики. 1 – минимальная динамика. 2 – средняя динамика. 3значительная динамика.

Оценка предметных результатов

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка предметных результатов начинается с 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся сформированы начальные навыки чтения, письма и счета.

Во время обучения в 1-м классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» -если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

обучающихся СОШ»

1. Общие положения.

1.1. Аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

1.2. Виды аттестации: текущая, промежуточная.

1.2.1. Текущая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся, по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

1.2.2. Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится учителем данной учебной дисциплины.

1.3 Система оценок при аттестации:

пятибалльная (минимальный балл -1; максимальный -5).

1.4 Виды проведения проверок: письменная, устная.

1.4.1. Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные работы; сочинения, изложения, диктанты, тесты.

1.4.2. Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

1.5 Формы проведения аттестации делятся на следующие группы:

1.5.1 письменные методы и формы (контрольная работа, проверочная работа, изложение, сочинение, диктант, тестирование)

1.5.2 устные методы и формы (беседа, сообщения, защита практической работы)

1.5.3 выполнение практических работ.

1.5.4 промежуточная аттестация проводится в виде диагностических контрольных работ (не более чем по 2 предметам).

2. Виды и сроки контроля.

2.1 Текущий контроль успеваемости обучающихся в Образовательном учреждении осуществляется учителями по 5-бальной системе (минимальный балл 1; максимальный-5). Учитель, проверяет и оценивает работы (в том числе контрольные, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения), выставляет оценки в классный журнал.

В случае оценивания знаний обучающихся в текущей успеваемости «неудовлетворительной» отметкой учитель обязан спросить ученика в 3-х дневный срок с целью ликвидации пробелов знаний.

2.2 Промежуточный контроль обучаемых проводится в сроки, определяемые школой. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 3 дня до его окончания. Оценки по промежуточной аттестации выставляются в случае, если учащийся посетил более 30 % от общего количества учебных часов с обязательным выполнением контрольных работ или сдачей дифференцированных зачетов. Начиная со 2 класса промежуточная аттестация осуществляется за каждую четверть и год.

В конце четверти, полугодия, года администрация школы имеет право осуществлять контроль знаний, умений и навыков обучаемых, используя приемлемые формы и методы, в соответствии с планом контроля и графиком, который составляется зам. директора по учебно-воспитательной работе не позднее, чем за 2 недели до начала их проведения.

Для предупреждения перегрузки обучающихся в конце четверти, полугодия, года разрешается проведение контрольных работ, не более одной в день, двух в неделю. Время проведения контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителем директора по УМР по согласованию с учителями.

3. Правила выставления оценок при аттестации.

3.1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем.

3.2. Промежуточная (четвертная, полугодовая) аттестация: оценка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Промежуточная аттестация за 4 четверть происходит без написания контрольных работ, на основе имеющихся текущих оценок. Итоги промежуточной аттестации выставляются в журналы, дневники обучаемых, доводятся до сведения родителей. Годовые оценки по предметам, дисциплинам, запись о переводе (повторном обучении) заносятся классными руководителями в классный журнал и личные дела обучаемых по окончании учебного года.

3.3. С учащимися, находящимися на домашнем обучении, педагог обязан проводить все формы контроля в соответствии с Положением об обучении детей на дому.

3.4. Обучающиеся, находящиеся на лечении и обучавшиеся в лечебных учреждениях, аттестуются с учетом отметок, полученных в образовательных учреждениях при лечебных учреждениях.

3.5. В конце учебного года всем обучающимся 2-4 классов выставляются итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок.

На основании сравнения показателей за 1 и 2 полугодия учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с умственной отсталостью по каждому показателю. Данные мониторинга заносятся в индивидуальный образовательный маршрут.

Параметры

1 кл.
(1 полугодие )

1 кл.
(2 полугодие)

2 кл.
(1 полугодие )

2 кл.
(2 полугодие)

3 кл.
(1 полугодие )

3 кл.
(2 полугодие)

4 кл

(1 полугодие )

4 кл.
(2 полугодие)

Математика

1. Прямой числовой ряд (без сбоя)

               

2. Обратный числовой ряд

               

Представления о числах и цифрах

1. Знание цифр

               

2. Соотнесение цифры и числа

               

3. Письмо цифр под диктовку

               

4. Знание места числа в ряду, соседей числа.

               

Устный счёт в пределах

               

Тип счёта

1. Самостоятельно

               

2. На конкретном материале (пальцах, линейке и т.д.)

               

3. На конкретном материале с помощью педагога

               

4. Понимание смысла действий

               

Ориентировка во втором десятке

               

Ориентировка в сотне, тысяче и понимание разрядности в сотне и тысяче

               

Сравнение чисел.

               

Состав чисел.

               

Сложение и вычитание.

               

Умножение (табличное)

С опорой

Без опоры

               

Деление (табличное)

С опорой

Без опоры

               

Знание порядка выполнения арифметических действий.

               

Знание основных единиц измерения величин.

               

Знание геометрического материала.

               

Чертёжно-измерительные навыки.

               

Решение задач

1. Простых

               

2. Составных

               

Чтение

1. Знание букв

               

2. Есть ли правильное слияние

               

3. Чтение медленное послоговое

               

4. Чтение правильное послоговое

               

5. Чтение правильное послоговое, короткие слова целиком

               

6.Чтение целыми словами, отдельные слова по слогам

               

7. Беглое чтение

               

8. Понимание смысла прочитанного

               

9. Пересказ текста.

               

10. Заучивание стихотворений.

               


 

Письмо

1. Письмо отдельных слов печатными буквами

               

2. Развитие мелкой моторики

               

3. Знание письменных букв

               

4. Умение списывать с печатного текста

               

5. Умение писать под диктовку

               

Знание правил

Знает и применяет

Знает, не применяет

Не знает

               

Грамматические задания

Знает и применяет

Знает, не применяет

Не знает

               


 

ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Параметры

1 кл.
(1 полугодие )

1 кл.
(2 полугодие)

2 кл.
(1 полугодие )

2 кл.
(2 полугодие)

3 кл.
(1 полугодие )

3 кл.
(2 полугодие)

4 кл

(1 полугодие )

4 кл.
(2 полугодие)

Основные сведения о себе и своей

семье

               

Основные сведения о своей улице, городе, стране

               

Знания времен года и их признаков

               

Знания количества и последова­тельность месяцев и их временных принадлежностей

               

Знания количества и последова­тельность дней недели

               

Определение положения одного предмета относительно другого

               

Знания основных профессий людей

               

Знания и представления о животном мире и сезонных изменениях в их жизни

               

Знания и представления о расти­тельном мире и сезонных измене­ниях в их жизни

               

Знание основных материалов и их свойств

               

Умение составлять небольшие рас­сказы о природе с использованием дополнительной литературы

               

Знание строения основных частей тела человека

               

Критерии оценки параметров:

5 баллов – всегда,

4 балла – часто,

3 балла – иногда,

2 балла – редко,

0 баллов - никогда

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.