12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Ирина Викторовна767
В школе уже 32 года. Как сказал Конфуций: "Выбери дело по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни" Это высказывание я отношу к себе. Сначала учитель начальных классов, а теперь - педагог-психолог.
Россия, Иркутская обл., Качугский район, с.Манзурка
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Тема РМО на 24 марта 2022 г. «Формирование учебной мотивации обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»

Здравствуйте, друзья! Я, Ирина Тарасова, учитель коррекционных классов МКОУ Манзурской СОШ. На сегодняшний день работаю с подростками с умеренной умственной отсталостью. У меня их 4. Все разновозрастные: 15, 16 и 17 лет. Ещё и все парни. Работаем с ними по адаптированной основной общеобразовательной программе в условиях СпецСтандарта не цензового варианта, который является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.

Успехи детей с особенностями развития можем заметить только мы, те, кто работает с ними в реальной действительности. Учебников у нас нет, так как их довольно сложно составить, учитывая тот факт, что у ребят с интеллектуальной недостаточностью, разные стороны психики развиваются разными темпами (гетерохрония). Подыскиваем, подбираем, компонуем, печатаем и т.п.

Следуя выдержкам из ФГОС, содержание личностных результатов тождественно содержанию жизненных компетенций. Образование ребёнка с умеренной умственной отсталостью может считаться качественным, если он имеет продвижение в области формирования жизненных компетенций. Таким образом, учитывая требования ФГОС (вариант 2), формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребёнка с выраженным интеллектуальным недоразвитием и ТМНР.

Согласно теории Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

По закону Йеркса-Додсона «Более мотивированные дети достигают высоких результатов, чем интеллектуально развитые дети»

Мотивация: внешняя (извне: кнут и пряник) Подарю тебе

внутренняя (нам это нужно, мы это хотим, это полезно)

Принципы мотивации:

 - В классе должна быть хорошая психологическая атмосфера. (Показываю нейроупражнения с помощью пальцев, резиночек, мячиков и т.п.)

 - Разнообразие. Например «авторские задания»: Добавлять имена учеников, их увлечения и т.п.

- Практика. Н-р: давайте посчитаем, хватит ли нам 100 руб. на неделю?

- Игра (Формируем полезные и правильные привычки!)

- Свобода (в разумных пределах)

Как развить внутренние мотивы познавательной деятельности? Один из способов: принцип рекламы)

Т.е: внимание – интерес – желание – действие

Что влияет на внимание? Доказано психологами – эмоции. Значит, надо позаботиться о возникновении положительных эмоций у детей. Вот почему необходима педагогика сотрудничества! Также может привлечь необычность тона, информации, поведение самого учителя. Все эмоции нормальны и допустимы, но не все способы выражения эмоций допустимы.

Важно правильно понять эту эмоцию, отнестись к ней не как к проблеме, а как к возможности сближения; принять чувства ребёнка (Да, я вижу, что у тебя сегодня был не лучший день).

Назвать эмоцию (Твоя печаль)

Сказать, как нужно справиться с эмоцией (Давай, она будет нам сегодня помощником….)

Как передать информацию? Психолог Б.Г.Ананьев подчёркивал, что восприятие через зрительную систему идёт на 3-х уровнях: ощущение, восприятие, представление. И канал передачи знаем. Осталось дело за малым… Отладить систему. Приёмы, способы

Анатоль Франс сказал: «Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переваривать знания, их надо проглотить с интересом»

Формирование учебной мотивации ребёнка можно начать с изменения фокуса его обучения. На первый план (шаг 1) вывести его интересы, возможности и потребности.

- Возраст ребёнка

- Степень активности ученика: н-р, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ученик определяет их количество и инструменты для работы.

- Цель образования на определённый период времени, т.е какие БУД нужно пробудить.

Шаг 2.

Дать выбор. Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Если нет положительной динамики, нужно иметь возможность сменить индивидуальную траекторию.

Шаг 3.

Обратная связь и саморефлексия.

Необходимо применение формирующего оценивания. Если этот механизм интегрируется в ежедневную учебную работу в классе, коммуникация учителя с учениками и связь учения с преподаванием становятся более действенными и эффективными.

Шаг 4.

Поиск подходящей мотивации.

Важно найти истинный интерес, который будет стимулировать учёбу.

Шаг 5.

Контроль.

Учить сопоставлять результат с запланированным, разбираться в причинах неудач и успехов. Помогать вносить коррективы.

Подытоживая сказанное, нужна не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе».





Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Корнилова Марина Афанасьевна, 04.11.22 в 06:38 0Ответить Пожаловаться
Ирина Викторовна, спасибо большое за ценный материал!
Тарасова Ирина Викторовна, 05.11.22 в 16:10 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Афанасьевна, за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.