Выступление «Формирование учебной мотивации обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»
Тема РМО на 24 марта 2022 г. «Формирование учебной мотивации обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС»
Здравствуйте, друзья! Я, Ирина Тарасова, учитель коррекционных классов МКОУ Манзурской СОШ. На сегодняшний день работаю с подростками с умеренной умственной отсталостью. У меня их 4. Все разновозрастные: 15, 16 и 17 лет. Ещё и все парни. Работаем с ними по адаптированной основной общеобразовательной программе в условиях СпецСтандарта не цензового варианта, который является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.
Успехи детей с особенностями развития можем заметить только мы, те, кто работает с ними в реальной действительности. Учебников у нас нет, так как их довольно сложно составить, учитывая тот факт, что у ребят с интеллектуальной недостаточностью, разные стороны психики развиваются разными темпами (гетерохрония). Подыскиваем, подбираем, компонуем, печатаем и т.п.
Следуя выдержкам из ФГОС, содержание личностных результатов тождественно содержанию жизненных компетенций. Образование ребёнка с умеренной умственной отсталостью может считаться качественным, если он имеет продвижение в области формирования жизненных компетенций. Таким образом, учитывая требования ФГОС (вариант 2), формирование жизненных компетенций становится одной из важнейших задач при обучении ребёнка с выраженным интеллектуальным недоразвитием и ТМНР.
Согласно теории Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
По закону Йеркса-Додсона «Более мотивированные дети достигают высоких результатов, чем интеллектуально развитые дети»
Мотивация: внешняя (извне: кнут и пряник) Подарю тебе
внутренняя (нам это нужно, мы это хотим, это полезно)
Принципы мотивации:
- В классе должна быть хорошая психологическая атмосфера. (Показываю нейроупражнения с помощью пальцев, резиночек, мячиков и т.п.)
- Разнообразие. Например «авторские задания»: Добавлять имена учеников, их увлечения и т.п.
- Практика. Н-р: давайте посчитаем, хватит ли нам 100 руб. на неделю?
- Игра (Формируем полезные и правильные привычки!)
- Свобода (в разумных пределах)
Как развить внутренние мотивы познавательной деятельности? Один из способов: принцип рекламы)
Т.е: внимание – интерес – желание – действие
Что влияет на внимание? Доказано психологами – эмоции. Значит, надо позаботиться о возникновении положительных эмоций у детей. Вот почему необходима педагогика сотрудничества! Также может привлечь необычность тона, информации, поведение самого учителя. Все эмоции нормальны и допустимы, но не все способы выражения эмоций допустимы.
Важно правильно понять эту эмоцию, отнестись к ней не как к проблеме, а как к возможности сближения; принять чувства ребёнка (Да, я вижу, что у тебя сегодня был не лучший день).
Назвать эмоцию (Твоя печаль)
Сказать, как нужно справиться с эмоцией (Давай, она будет нам сегодня помощником….)
Как передать информацию? Психолог Б.Г.Ананьев подчёркивал, что восприятие через зрительную систему идёт на 3-х уровнях: ощущение, восприятие, представление. И канал передачи знаем. Осталось дело за малым… Отладить систему. Приёмы, способы
Анатоль Франс сказал: «Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переваривать знания, их надо проглотить с интересом»
Формирование учебной мотивации ребёнка можно начать с изменения фокуса его обучения. На первый план (шаг 1) вывести его интересы, возможности и потребности.
- Возраст ребёнка
- Степень активности ученика: н-р, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ученик определяет их количество и инструменты для работы.
- Цель образования на определённый период времени, т.е какие БУД нужно пробудить.
Шаг 2.
Дать выбор. Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Если нет положительной динамики, нужно иметь возможность сменить индивидуальную траекторию.
Шаг 3.
Обратная связь и саморефлексия.
Необходимо применение формирующего оценивания. Если этот механизм интегрируется в ежедневную учебную работу в классе, коммуникация учителя с учениками и связь учения с преподаванием становятся более действенными и эффективными.
Шаг 4.
Поиск подходящей мотивации.
Важно найти истинный интерес, который будет стимулировать учёбу.
Шаг 5.
Контроль.
Учить сопоставлять результат с запланированным, разбираться в причинах неудач и успехов. Помогать вносить коррективы.
Подытоживая сказанное, нужна не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе».
Корнилова Марина Афанасьевна
Тарасова Ирина Викторовна