Формирование универсальных учебных действий
Педагогика
УДК:378.2
Шадрунова Наталья Владимировна
Учитель английского языка
МБОУ «Школа № 173 имени героя Советского Союза Д.А. Аристархова»
(г. Нижний Новгород)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка. Раскрывается теоретическое содержание технологий «обучение в сотрудничестве» и «ролевая игра». Приводятся данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность предложенных условий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, психолого-педагогические особенности, обучение в сотрудничестве, ролевая игра.
Abstract: In this article the conditions of formation of communicative universal educational actions at children of younger school age at the English lessons are considered. The theoretical content of technologies “cooperative learning” and “role-play” is revealed. The data of experimental work confirming efficiency of the offered conditions are provided.
Key words: universal educational actions, communicative universal educational actions, psycho-pedagogical characteristics, cooperative learning, role-playing game.
Введение. Школьное образование не стоит на месте, а постоянно находится на стадии развития. На сегодняшний день перед учителем ставится одна из главных и сложных задач. Согласно Федеральному государственному стандарту нового поколения, учителю необходимо сформировать и развить у ученика универсальные учебные действия, иными словами умение учиться.
Именно метапредметный подход формирует у обучающихся готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную коммуникативную и учебно-познавательную деятельность, а так же способность применять полученные знания во всех предметных областях и сферах жизни. Кроме того, именно этот подход связан с освоением учениками универсальных учебных действий.
Формулировка цели статьи. Рассмотреть условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Изложение основного материала статьи. Одной из самых важных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий. В связи с переходом российских школ на ФГОС СОО второго поколения результатом освоения видится личность, которая обладает функциональной грамотностью, то есть готовая самостоятельно жить и функционировать в современном мире. Развитие такой личности, по мнению разработчиков стандартов, в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися УУД обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться [1].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно—деятельностного подхода, который основывается на исследованиях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся [3; 4]. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. [1,с. 129]. Универсальные учебные действия в своем составе имеют четыре блока, а именно: личностный, познавательный, регулятивный, коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия включают в себя: самоопределение; смыслообразование; нравственно – эстетическую ориентацию. Познавательные универсальные учебные действия состоят из: общеучебных действий; логических действий; действий постановки и решения проблем. Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя следующие компоненты: целеполагание; прогнозирование; планирование; контроль; коррекция; саморегуляция; оценка.
Одним из наиболее важных, на наш взгляд, на сегодняшний день, является развитие коммуникативных универсальных учебных действий [6]. Коммуникативные учебные действия подразумевают под собой умение общаться на изучаемом языке. Они включают в себя следующие компоненты:
- составление плана взаимодействия с учителем и с одноклассниками, формулировка целей, функций и способов такого словесного взаимодействия;
-уход от возможных конфликтных ситуаций, возникающих при появлении огромного количества информации и вычленения необходимой для решения проблемы, а также в ситуации выделения наиболее эффективных способов достижения поставленной цели;
- контроль поведения партнера, включая необходимую коррекцию и оценку его деятельности;
- умение точно и полно выражать в устной форме свои мысли, мнение, точку зрения, не нарушая правил и условий процесса коммуникации;
-овладение различными формами речи, в том числе монологической и диалогической в соответствии с нормами английского языка.
Каковы же условия формирования коммуникативных универсальных действий? Ряд ученых придерживается точки зрения, что навык общения, культура общения лучше всего развивается при обучении в сотрудничестве, а так же при использовании ролевых игр на уроках английского языка [12; 13].
Обучение в сотрудничестве было разработано такими учеными как: Р. Славин, Дэвид и Роджер Джонсон, Э. Аронсон и его командой.
Выделяют три основных вида технологии обучение в сотрудничестве:
обучение в команде (Student Team Learning). Уделяется особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению;
учимся вместе (Learning Together) разработанный братьями Роджером и Дэвидом Джонсон. Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс;
метод пила (Jigsaw) созданный Э.Аронсоном [14].
Изучив каждый вид более подробно, мы в своем исследовании остановились на использовании технологии обучение в сотрудничестве метода «Jigsaw».
Метод «Jigsaw» был разработан Э. Аронсоном в 1978 году (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила».
Данный метод способствует развитию коммуникативных универсальных учебных и его компонентов. Выполняя задания, содержащие данный метод, дети учатся вступать и вести диалог, задавать и отвечать на вопросы, четко высказывать и выражать свои мысли, отстаивать и аргументировать свою точку зрения [11].
Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме как каждый учащийся в отдельности, так и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на различные вопросы по данной теме [14].
Вторым условием, помогающим формировать коммуникативные универсальные учебные действия, выступает игра. А.В. Конышевой были рассмотрены принципы организации учебной деятельности по иностранному языку с использованием игрового метода обучения, проанализированы возможности использования ролевой игры и приема драматизации на уроках [5].
Е.И. Пассов определил цели использования игры в ходе учебного процесса, черты игровой деятельности как средства обучения, а так же выделил следующие виды ролевых игр: контролируемая; умеренно-контролируемая; свободная; эпизодичная; длительная.
Изучив каждый вид, мы пришли к выводу, что не каждая игра подходит для младшего школьного возраста, поэтому мы остановились на контролируемой, умеренно-контролируемой и свободной игре [13].
Данные виды игр можно проводить как с целой группой, так и разделив детей на подгруппы. Учащиеся разыгрывают диалоги, монологи, играют разных персонажей, используя свою лексику, придумывая свой ход истории. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, предугадывать речевое поведение партнера, высказывать свое мнение и аргументировать его. Кроме того, игра мотивирует учащихся младшей школы к изучению английского языка, и снимаем барьеры для общения [13].
Безусловно, во взаимодействии учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой [2].
Для того чтобы понять действительно ли обучение в сотрудничестве и ролевая игра помогаю успешно сформировать коммуникативные универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка, мы провели экспериментальную работу.
Работа проводилась в МАОУ № 186 г. Нижний Новгорода в 3 «А» и 3 «Б» классах. Экспериментальная работа проходила в три этапа:
Подготовительный этап. Цель данного этапа было выявить у детей исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Для решения поставленной задачи была применена методика Г.А. Цукерман «Кто прав?».
В исследовании принимали участие два класса: 3 «А» (контрольный) и 3 «Б» (экспериментальный). В результате было установлено, что в 3 «А» классе (контрольный) всего лишь 16 % детей обладают высоким уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий, 10 % имеют средний уровень и 74% имеют низкий уровень. В 3 «Б» классе (экспериментальный) 8 % детей имеют высокий уровень, 12 % - средний и 80% - низкий.
Формирующий этап. Целью данного этапа было формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у детей 3 «Б» класса с помощью технологии «обучение в сотрудничестве» и применением ролевой игры.
На уроках английского языка мы использовали УМК “Family and Friends 2” (авторы Наоми Симмонс, Тамзин Томсон, Лиз Дрисколл, издательство "РЕЛОД"). Изучая темы учебника, мы параллельно использовали метод “Jigsaw” для развития таких видов речевой деятельности как: чтение, письмо, говорение.
Группа делилась на подгруппы, в каждой подгруппе находилось по 3-4 ученика: слабый, средний и сильный. Задания выполнялись всей подгруппой, каждый ученик был задействован и выполнял свою часть работы.
Например, по теме «Зоопарк» мы использовали «Jigsaw reading» для развития навыка чтения. Детям был предложен текст о животных. Каждому ученику раздавался свой кусочек. Задача учеников была прочитать свой кусок текста и с помощью беседы с другими учениками собрать целый текст.
Таким образом, активное применение метода “Jigsaw” способствовало развитию таких компонентов коммуникативных универсальных учебных действий как: умение задать вопрос, умение вступать в диалог, умение слушать и слышать.
Так же нами использовались контролируемая, умеренно-контролируемая и свободная игры для развития навыков говорения [7].
Например, мы задействовали «Контролируемую ролевую игру» для отработки грамматических навыков «Умение задавать общий и специальный виды вопросов». Мы обсудили и записали, как задаются общие и специальные вопросы, затем мы разделили группу на подгруппы по 3-4 человека: слабый, средний, сильный. Каждой подгруппе был выдан образец диалога, который отчитали и разобрали все вместе. Затем детям было предложено в подгруппах составить свои собственные диалоги, используя пройденную лексику урока. Когда диалоги были готовы, каждая подгруппа разыграла его у доски [8].
На занятия по английскому языку были включены так же умеренно-контролируемые и свободные виды игр, способствующие развитию таких компонентов как: умение вступать в диалог, умение четко высказывать свое мнение и аргументировать его, а так же умение управлять поведением партнера [10].
Выполняя задания такого рода, дети проявляли огромный интерес к изучению английского языка, причем слабые дети, которые старались отмалчиваться ранее, активно принимали участие как в беседе со сверстниками, так и в выполнении всех заданий, они равнялись на сильных учеников, тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий происходило значительно быстрее [9].
Контролирующий этап. Целью данного этапа было провести повторное тестирование на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей на уроках английского языка.
Повторное тестирование было проведено в двух классах: 3 «А» класс (контрольный), который учился про программе УМК “Family and Friends 2” и 3 «Б» класс (экспериментальны), в учебный план которого были введены технология «обучение в сотрудничестве» и ролевые игры.
Проведя итоговое тестирование, мы получили следующие результаты: 3 «А» класса (контрольный): 40% имеют слабый уровень, 30% средний и 30% высокий, а результаты 3 «Б» класса (экспериментальный) стали следующими: всего лишь 10% детей имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, 40% имеют средний и 50% высокий уровень. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что использование предложенных нами технологий положительно повлияло на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей 3 «Б» класса.
Выводы: Использование технологии «обучение в сотрудничестве» и внедрение ролевых игр на уроках английского языка являются важными условиями, способствующими формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы. В результате учащихся не только овладевают знаниями, умениями и навыками по английскому языку, но развивают умения сотрудничать, принимая во внимание желания и действия партнёра; умения понимать эмоциональное состояние участников совместного действия; умения проявлять инициативность для поиска информации; умения решать конфликты.
Литература:
Асмолов А.Г.,. Бурменская Г.В,. Володарская И.А [и др.]; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от деяния к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 211.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
Королева, Е.В., Кручинина, Г.А. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков / Е.В. Королева, Г.А. Кручинина // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 27–30.
Кручинина Г.А., Плеухина А.Д. Игра в развитии языковых способностей младших школьников на уроках английского языка// Международный студенческий научный вестник. – М. – 2015. - №5-4. С. 570-571.
Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. М., 1987.
Парадеева Н.В. Использование игровых технологий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка, Научных альманах. 2015.№ 11-2(13).С. 325-329.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000.
Фортуна П.Ю., Королева Е.В. Методы кооперативного обучения в преподавании иностранного языка. // Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам III региональной научно –практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 45-47
Фаттахова Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения - Альманах школы, 2007. № 139 - С. 73- 75.
Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ. 1988.
Kagan S. Cooperative learning, Laguna Niguel, CA: Resources for Teachers, 1988.