Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа»
Введение
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Поэтому так важно, чтобы человек в любой момент был готов к поиску и переработке информации, осознанной умственной деятельности.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, что предполагает развитие универсальных учебных действий (УУД).
Познавательное универсальное учебное действие моделирование является неотъемлемой частью комплекса универсальных учебных действий, позволяющей создать дидактические условия для понимания и усвоения всеми обучающимися смысла изучаемых математических понятий и отношений, которые помогают понимать и изучать окружающий мир.
Цель работы: рассмотреть возможности формирования универсального учебного действия моделирования на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа».
Формирование универсального учебного действия моделирования на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
ФГОС НОО устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования. Среди метапредметных результатов выделяются 3 группы универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Особую группу общеучебных (метапредметных) универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, в том числе математики.
Моделирование предполагает формирование следующих учебных действий:
· кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
· декодирование/считывание информации;
· умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
· умение строить схемы, модели и т. п.
Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. Так в учебниках по УМК «Перспективная начальная школа», начиная с 1 класса, вводится символика для обозначения форм работы (в парах, группах); формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т. п.); рисунки для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы).
В моделировании выделяется несколько этапов: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы входят в состав учебного моделирования:
— предварительный анализ текста задачи;
— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
— построение модели;
— работа с моделью;
— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Предварительный анализ включает несколько приемов. Это, прежде всего, проведение семантического анализа текста (работа над отдельными словами, терминами, перефразирование, переформулирование текста). Другими приемами анализа текста, ведущего к пониманию его смысла, являются постановка вопросов, определенный способ чтения текста. Одним из приемов анализа, который ведет к пониманию текста, является выделение смысловых опорных пунктов текста, которые способствуют построению структуры текста.
Перевод текста на знаково-символический язык делает обозримыми связи и отношения, скрытые в тексте, и способствует тем самым поиску и нахождению решения. Эффективность перевода текста определяется видом используемых знаково-символических средств.
Работу с моделью можно вести в двух направлениях: достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи; видоизменение схемы, ее переконструирование.
При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику, а какие — различную. В процессе построения модели и работы с ней проводится анализ текста и его перевод на математический язык: выделяются известные и неизвестные объекты, величины, отношения между ними, основные и промежуточные вопросы.
При обучении математике используются различные способы построения моделей с опорой на определенный набор знаково-символических средств.
При создании учебников математики в рамках проекта «Перспективная начальная школа» авторы руководствовались принципом: «Через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного», который выражает основную дидактическую идею курса: определяющим является не знание, а понимание неких общих закономерностей и фактов.
Моделирование позволяет рассмотреть, установить и понять те отношения между объектами, которые могут быть не понятны детям при словесном или текстовом их обозначении.
Начальный курс математики по УМК «Перспективная начальная школа» призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активную работу по формированию УУД моделирования, что в свою очередь является необходимым для понимания изучаемых понятий и явлений. Так, например, в 1 классе уже при знакомстве с числами от 1 до 10 учащиеся моделируют их при помощи выпадающих очков на кубиках. Теоретической основой для введения арифметического действия сложения, согласно авторской концепции курса, является «объединение непересекающихся множеств». Понять суть этого действия учащимся помогают дуговые схемы. А на основе действия сложения вводятся числа от 6 до 10. Теоретической основой для введения арифметического действия вычитания является «вычитание подмножества». Проявляется теоретико-множественная основа лишь в логике подачи материала и в подходе к построению и анализу соответствующей ситуационной модели. Еще одно явное проявление теоретико-множественного подхода связано с использованием диаграмм Эйлера-Венна для моделирования соответствующей ситуации.
Таким образом, УМК «Перспективная начальная школа» на уроках математики созданы условия для формирования универсального учебного действия моделирования.
Конспект урока математики
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема учебного занятия: число и цифра 7 (1-й урок)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: создать условия для формирования понятия числа 7 на основе действия сложения и как количественной характеристики эталонного множества и умения писать цифру 7.
Задачи урока (деятельность учителя):
1. Создать условия для формирования мотивации к учебной деятельности на уроке по теме «Число и цифра 7».
2. Способствовать формированию понятия числа 7 как результата сложения чисел 5 и 2.
3. Способствовать распознаванию учащимися эталонного множества из семи предметов.
4. Обеспечить формирование действий моделирования при знакомстве учащихся с цифрой 7.
5. Учить учащихся составлению алгоритма действий при написании цифры 7.
6. Организовать самооценку учащимися знаний о числе 7 и умения написания цифры 7.
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 1 класс 1 часть (А.Л. Чекин) (у каждого учащегося бумажное издание, для фронтальной работы электронный учебник), рабочая тетрадь «Математика в вопросах и заданиях» 1 класс № 1 (О.А. Захарова, Е.П. Юдина), тетрадь в клетку, дидактический материал, экран, проектор.
Содержание урока:
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Целеполагание
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий |
- Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Начинаем урок математики. - Определим тему сегодняшнего урока. Как это можно сделать?
-Откройте учебник. Назовите тему сегодняшнего урока.
- Какие числа мы уже изучили? - Чему мы будем сегодня учиться на уроке? - Для чего мы будем изучать число 7 и учиться писать новую цифру 7? - Обсудим и дополним предложенный план работы: 1. Выяснить, как получить число семь. 2. Выделить множества из семи предметов. 3. Обозначить число семь… |
- Можно по содержанию или в самом учебнике найти тему предыдущего урока и затем определить тему следующего урока.
- Тема сегодняшнего урока «Число и цифра 7». - Мы изучили числа от 1 до 6. - Будем изучать число 7 и учиться писать цифру 7.
Ответы детей. В ходе обсуждения с использованием символов дети дополняют план работы: 3.Обозначить число семь цифрой. 4.Научиться писать цифру 7. 5. Оценить свои знания и умения. |
Регулятивные (принятие цели и постановка задач) Познавательные (общеучебные: поиск необходимой информации) Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала) Регулятивные (планирование действий) Познавательные (знаково-символические действия) Коммуникативные (высказывания детей) |
2. Открытие нового знания
Учиться наблюдать, сравнивать, обобщать наблюдения, делать умозаключения; учиться моделировать; взаимодействовать в паре, работать по алгоритму, уметь извлекать и представлять информацию |
- Какая первая задача? -Посмотрите на иллюстрацию к заданию №1. Кто здесь изображен? - Что они рассматривают? - А что такое календарь? Для чего он нужен? - Почему некоторые дни в календаре напечатаны черным цветом? -Назовите их.
-Сколько рабочих дней в неделе? -А почему некоторые дни в календаре напечатаны красным цветом? -Назовите их. -Сколько выходных дней в неделе? - Каким математическим действием можно найти общее число дней в неделе?
-Откройте рабочую тетрадь в клетку и запишите сумму чисел 5 и 2 - Найдите значение данной суммы с помощью схемы. При необходимости оказывается индивидуальная помощь учащимся. - Какое число получится в результате сложения чисел 5 и 2?
-Сколько всего дней в неделе? Назовите их. -Посмотрите в учебнике на кубики. Сколько очков выпало на первом кубике? -Сколько очков выпало на втором кубике? -Сколько всего очков выпало? -Как узнали?
-У вас на парте лежит листок, на котором изображена костяшка домино. Сейчас на ней нет точек. Нарисуйте 5 точек на левой части костяшки домино. -Нарисуйте на правой части столько точек, чтобы всего на вашей костяшке домино было 7 точек. - А теперь проверьте, верно ли вы справились с заданием. Демонстрируется костяшка домино 5/2. - Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. Когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Потому число 7 и обозначало слово «все». Вы, наверное, слышали как говорят: «Семеро одного не ждут». Что это значит?
-Какие еще пословицы и поговорки с числом 7 вы знаете?
-Объясните их значение. - Итак, мы выяснили, что в неделе 7 дней. А чего еще бывает 7? - А еще на Земле 7 континентов; 7 основных звезд в созвездиях Большая и Малая медведица. Демонстрируются на экране. - Встречались вы с числом семь и в сказках. Вспомните их названия.
- Какие пункты плана мы уже выполнили? -Какая следующая задача урока? - Прочитаем в учебнике задание № 2. - Какая цель этого задания?
- Что у вас получилось? Экран включается для проверки. - Сначала с помощью счётных палочек, а затем с помощью шнурка попробуйте изобразить цифру 7. - Проверим: смогли вы используя только палочки сконструировать цифру 7? сколько палочек вам потребовалась? Удобно ли было моделировать цифру из шнурка? Почему? -Сколько частей в цифре 7 наблюдаем?
- Какая следующая задача урока? - Что надо знать, чтобы научиться писать цифру 7 правильно?
- Посмотрите на электронную доску (электронный учебник).
- Кто хочет рассказать последовательность написания?
- Давайте проговорим и мысленно пропишем 2 раза цифру по образцу.
|
- Выяснить, как получить число семь. - Здесь изображены Маша и Миша. - Они рассматривают календарь. Ответы детей.
-Черным цветом обозначены рабочие дни. -Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. - В неделе 5 рабочих дней. - Красным цветом обозначены выходные дни. -Суббота, воскресенье.
-В неделе 2 выходных дня. -Число дней в неделе можно найти действием сложения чисел 5 и 2.
Записывают: 5+2
Строят в тетради схему
-В результате сложения чисел 5 и 2 получится число 7. -Всего в неделе 7 дней. Называют. -На первом кубике выпало 5 очков. -На втором кубике выпало 2 очка. -На двух кубиках выпало 7 очков. -К 5 прибавить 2, получится 7.
Рисуют 5 точек.
Рисуют.
Самопроверка.
Ответы детей. В ходе коллективного рассуждения определяют, что так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя. -Семь раз отмерь – один отрежь. Семь пятниц на неделе. На седьмом небе от счастья. Ответы детей. -Семь цветов радуги, семь нот и т.п.
- «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» и т.д. -Мы выполнили 1 и 2 пункты плана. -Обозначить число семь цифрой.
- Найти среди знаков цифру 7. Записать в тетради, сколько раз мы ее встретим. Самостоятельная работа детей. Один из учащихся работает в электронном учебнике (проектор выключен).
Обсуждение результатов.
Самостоятельная работа детей. Дети моделируют с помощью палочек и шнурка цифру 7.
Ответы детей. - В изображении цифры 7 выделим 3 части: верхняя волнистая горизонтальная линия, большая наклонная прямая, маленькая палочка, пересекающая середину большой прямой.
- Научиться писать цифру 7. - Надо знать, из каких элементов цифра состоит и в каком порядке пишутся эти элементы. Рассматривают, как пишется цифра 7. В ходе коллективного обсуждения составляется алгоритм написания: 1. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. 2. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки. 3. Отрываем ручку и пересекаем большую палочку посредине маленькой палочкой. |
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Коммуникативные (высказывания детей)
Познавательные (знаково-символические) Познавательные (моделирование)
Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)
Познавательные (моделирование)
Коммуникативные (общение)
Коммуникативные (монологические высказывания детей) Познавательные (наблюдение)
Коммуникативные (общение)
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Познавательные (знаково-символические)
Регулятивные (контроль) Познавательные (моделирование)
Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Коммуникативные (монологические высказывания детей) Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Регулятивные (прогнозирование) Регулятивные (планирование действий)
Регулятивные (коррекция)
|
3. Первичное формирование умений на основе самоконтроля
Учиться применять полученные знания в ходе самостоятельной работы |
- Посмотрите на знаки в задании 4 в учебнике на с. 75. Что нужно сделать? - Откройте тетрадь. Прочитайте и назовите цель задания 1. - Подчеркните карандашом цифры, которые вы написали правильно. Сравните с эталоном. -Запишите по порядку числа от 0 до 7 в задании 7. - Выполните задания 2,3,4,5 в тетради на печатной основе на стр. 88-89. - Прочитаем и назовём цель каждого из заданий. Оказывается индивидуальная помощь отстающим. Для проверки задания 5 включается экран, демонстрируется слайд с выполненным заданием.
|
-Нужно открыть тетрадь на печатной основе на с.88.
Ответы детей. Самостоятельная работа.
Самооценка. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Ответы детей. Самостоятельная работа.
Проверка выполнения задания 2 в процессе коллективного обсуждения, задания 3, 4 – взаимопроверка, задания 5 – самопроверка. |
Познавательные (общеучебные: поиск необходимой информации) Регулятивные (целеполагание) Регулятивные (самооценка) Коммуникативные (общение) |
4. Рефлексия
Формировать умения оценивать себя |
- Назовите заключительную задачу урока.
- Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал, я научился… Мне удалось… Я себя похвалю за… Было трудно… Меня удивило…
- Кто хочет рассказать о своей самооценке?
|
- Оценить свои знания и умения.
Рефлексия детей. |
Регулятивные (удержание цели и задач урока) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
Анализ урока математики
(1 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)
Анализ урока проведен по схеме, позволяющей охарактеризовать деятельности учителя и учащихся. Такой вариант анализа позволяет оценить урок с точки зрения требований ФГОС НОО.
Тема урока «Число и цифра 7».
На тему отводится два урока. Данный урок первый. По типу является уроком изучения новой темы.
Цель урока ( создать условия для формирования понятия числа 7 на основе действия сложения и как количественной характеристики эталонного множества и умения писать цифру 7) является диагностичной, так как в ходе урока имеются возможности проверить достигнута ли она. Цель отражает предполагаемый результат урока (сформированность понятия числа 7 на основе действия сложения и как количественной характеристики эталонного множества и умения писать число 7) и конкретизируется в задачах. Задачи в логической последовательности решаются в течение всего урока.
В структуре урока четко прослеживаются следующие этапы: целеполагание, открытие нового знания, первичное формирование умения на основе самоконтроля, рефлексия. Эти этапы урока соответствуют поставленным задачам.
В данном уроке реализуются концептуальные особенности УМК «Перспективная начальная школа». Возникновение числа 7 имеет аддитивную природу (основано на сложении). На уроке рассматривается ситуация с календарем, когда новое число 7 получается в результате сложения чисел 5 (количество рабочих дней) и 2 (количество выходных дней). В то же время, число 7, как и числа, введенные на предыдущих уроках, рассматривается как численность соответствующего множества, жестко связанного с данным числом (7 – множество дней в неделе). Выйти на арифметическую основу числа 7 помогает работа с костяшками домино и выпадающими на кубиках очками.
Конспект отражает созданные учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности.
На этапе целеполагания учащиеся определяют тему урока, в ходе коллективного обсуждения составляют план работы на уроке (ставят учебные задачи). Так как в первом классе детям еще трудно самостоятельно составить план, поэтому им предлагается некоторые пункты плана, а остальные формулируют учащиеся.
В течение урока ведется работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.
Данный урок продемонстрировал возможности УМК «Перспективная начальная школа» для формирования универсального учебного умения моделирования.
Урок формирует умение работы с информацией.
На уроке используется цифровое оборудование (для демонстрации иллюстративного материала, для организации самопроверки). Организуется работа с электронным учебником. Данная работа логически встроена в урок и учитывает санитарно-гигиенические нормы.
В целом содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради. Также предлагаются и дополнительные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие задачам урока.
На уроке организуется фронтальная и индивидуальная формы работы. Работа в парах и группах не предусмотрена.
Контрольно-оценочная деятельность на уроке предполагает активность школьника. На разных этапах урока организуется самооценка и самоконтроль учащихся.
Таким образом, проведенный анализ урока позволяет сделать вывод о том, что урок разработан в логике системно-деятельностного подхода.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.: от действия к мысли: пособие для учителя./ Под ред. Асмолова, А.Г. – Москва: Просвещение, 2010. – 151 с.
3. Чекин, А.Л. Математика: 1 кл.: Методическое пособие. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 160с.
4. Чекин, А.Л. Обучение математике в начальной школе: знать или понимать? // Начальная школа. – 2014. - № 9. –С.38-40.
5. Чекин, А.Л. Математика. 1класс. Учебник. – в 2 частях. – М.: Академкнига / Учебник, 2015.
6. Захарова, О.А., Юдина, Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы: в 2 частях. – М.: Академкнига / Учебник, 2015.