Статья «Формирование УУД приёмами тайм-менеджмента на уроках в начальной школе»
Болдовская Людмила Магауияновна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.»,
г. Ханты-Мансийск
«Формирование УУД приемами тайм-менеджмента на уроках в начальной школе» или «Как успеть все за 40 минут?»
Аннотация. Рассматриваются возможные способы применения приемов тайм - менеджмента на уроках в начальной школе с подробным описанием того, каким образом данные приемы оказывают воздействие на формирование регулятивных универсальных действий.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, универсальные учебные действия, ФГОС, планирование.
С введением ФГОС учебный процесс стал постепенно меняться. Учесть все необходимое в уроке, соблюдая компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, в области мотивирования обучающихся, в области организации учебной деятельности – непростая задача. В современных условиях не только учителя, но и представители многих других профессий сетуют на нехватку времени. «Как всё успеть, когда в сутках 24 часа?» - всё чаще задаются вопросом мои современники и «Как успеть всё за 40 минут?» - задалась вопросом я, когда спустя 2 года отпуска по уходу за ребенком, вновь вернулась на работу в школу. Признаться честно, 2 года оказались колоссальной временной пропастью.
Что могло помочь мне на этом этапе моей профессиональной деятельности? Курсы повышения квалификации- да, программа профессиональной переподготовки - да, посещение уроков опытных коллег-да, но, к сожалению, времени не прибавилось. Да и как время могло прибавиться, ведь время - невозобновляемый ресурс. За помощью я обратилась к технологии с модным названием «Тайм-менеджмент».
Тайм-менеджмент - технология организации времени и повышения эффективности его использования. Управление временем может помочь получить ряд навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организацию, составление списков и расстановку приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием[2].
В образовательном процессе, несомненно, присутствуют элементы тайм - менеджмента. Это сама классно-урочная система, которую обосновал и начал применять Я.А.Коменский. Инструмент, без которых немыслим тайм-менеджмент - ежедневник-планер и тот присутствует в школе с незапамятных времен у каждого обучающегося в виде ученического дневника, с течением времени теперь уже в электронном варианте. Журналы, графики дежурств, рабочие программы педагогов - множество инструментов, казалось бы, предназначенных для того, чтобы мы эффективно управляли временем. Так много нужно успеть за урок: сформировать, научить, выяснить и многое другое, а время урока- всего 40 минут!
Во время изучения литературы по данной теме, я то и дело «примеряла» изученные приёмы на свои «живые» уроки, с целью формирования у обучающихся универсальных учебных действий, а так же эффективного использования времени во время урока. Вот что у меня получилось.
Ознакомившись с ценностными ориентирами начального общего образования, я выяснила, что одним из условий для развития у обучающихся «умения учиться» является формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке) [1, с. 8]. Отметим, что планирование, контроль и оценка- та деятельность, которая была упомянута в понятии тайм-менеджмента.
Кроме того, проанализировав, на какие УУД я могу положительно повлиять, применив приемы тайм-менеджмента на уроке, я отметила регулятивные УУД.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание как постановка учебной задачи;
-планирование;
- прогнозирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка;
-саморегуляция [1, с.29].
Первое, чему мне хотелось научить детей - это следить за временем во время определенных видов деятельности на уроке. Как это возможно в начальной школе в 1-ом, 2-ом, а то и 3-ем классе, когда многие дети еще не могут руководствоваться настенными часами? Достойная альтернатива настенным часам - песочные часы. В моем арсенале незамедлительно появились песочные часы разного цвета на разное время.
Согласно санитарным правилам на уроках в начальной школе необходимо проводить физкультминутки 2 раза за урок: через 15 минут и через 25 минут после начала урока. Для того чтобы не заострять свое внимание на этих моментах (ведь именно в эти временные промежутки урока происходят важные его этапы-постановка и решение учебной задачи), я решила воспользоваться делегированием и предложила следить за временем проведения физкультминуток детям-дежурным, на парте которых располагаются песочные часы разного цвета на 15 минут и на 10 минут. Часы на 15 минут (красного цвета) переворачиваются одновременно со звонком на урок, а по истечению 15 минут, переворачиваются часы на 10 минут (зеленого цвета). Таким образом, увлеченно занимаясь учебной деятельностью, дети не пропустят время физкультминутки, что немаловажно для здоровья школьников. Кроме того, данная деятельность обучающихся способствует развитию регулятивных УУД, а именно - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
Повторюсь, в моем арсенале есть песочные часы на различное количество минут, поэтому использую их в любой ситуации, когда требуется контролировать (детям) время, например, «Минутку повторяем словарные слова» (ведь у детей в начальной школе (1,2 класс) преобладает наглядно-образное мышление и когда дети слышат: «Минута пошла» желательно, чтобы они увидели как «Минута ПОШЛА» и когда она закончилась).
Прежде чем, рассказать о следующем приеме, который я использую на уроке с целью экономии времени, я хочу затронуть такое понятие в тайм-менеджменте как хронофаги.
Хронофаги — один из терминов управления временем, обозначающий любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности (поглотители времени, пожиратели времени) [2].
Безусловно, каждый учитель может назвать массу хронофагов, которые отнимают время урока. К сожалению, на некоторые из них мы не в силах повлиять, но есть и те, на которые мы можем и должны повлиять. Приведу пример того, как мне удалось справиться с некоторыми хронофагами при помощи обыкновенных сигнальных карточек (дети пользуются ими с 1-го класса, сейчас учатся в 3-ем классе). Сигнальная карточка представляет собой картонную карточку, на одной стороне которой наклеен кружок красного цвета, на другой стороне - кружок зеленого цвета. Зеленый сигнал означает «Согласен»- в одной учебной ситуации, «Справлюсь без затруднений» - в другой ситуации, «У меня положительный настрой» - в третьей ситуации, соответственно красный сигнал обозначает противоположные утверждения в тех же трех ситуациях. Возможны еще варианты, которыми я пользуюсь опять же в зависимости от учебных ситуаций. Кроме того, в тех случаях, когда мы с детьми находимся на экскурсии, в библиотеке и др. и нет возможности воспользоваться сигнальными карточками, то пользуемся для аналогичных утверждений знаками «Кисть руки сжата в кулак»- заменяет красный сигнал, «Раскрытая ладонь» аналогична зеленому сигналу. Данные приемы очень эффективны в тех ситуациях, когда важно знать мнение каждого, но нет возможности выслушать каждого ученика. К таким ситуациям можно отнести ситуацию проверки готовности к уроку, проверку по эталону, проблемный диалог (в случаях, когда нужно показать свое согласие либо несогласие с выдвинутой точкой зрения одноклассника, для того, чтобы в дальнейшем привести свои аргументы).
Всем учителям начальных классов известно, как много времени отнимает на уроках литературного чтения проверка техники чтения. Отчасти, справиться с данной проблемой мне помогает групповая работа и опять же-песочные часы на 1 минуту (необходимо предусмотреть, чтобы для каждого члена группы был индивидуальный текст, т.к. работая в группе, пока читает один ребенок, остальные дети слышат текст). В такого рода деятельности важно правильно спланировать деятельность детей в группах, возможно, это будет уже готовая инструкция или план с преднамеренно искаженным порядком пунктов, последовательность которого дети восстановят в совместной деятельности, приводя свои аргументы. Затем дети работают в группах самостоятельно, распределяя обязанности, фиксируя (в оценочном листе) и анализируя результаты (сравнивая с нормой), а затем и представляя их обязательно с рекомендациями.
Возвращаясь к планируемым результатам обучения, а именно регулятивным УУД, хочется отметить, что вышеописанная деятельность вполне может способствовать формированию у обучающихся таких действий как:
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- действовать по плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Так, изучая основы тайм-менеджмента, мне удалось привнести в образовательный процесс обучающихся начальной школы лишь несколько инструментов этой полезной, не побоюсь этого слова, науки управления временем.
Как заметил немецкий писатель Томас Манн «Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее». Надеюсь, что основы тайм-менеджмента помогут мне и моим коллегам правильно распоряжаться временем, планировать свою деятельность, устранять «поглотителей времени», всё успевать и научить этому наших детей.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
https://ru.wikipedia.org