Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ через трудовую деятельность

2
0
Материал опубликован 10 September 2021 в группе



Тема: «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ через трудовую деятельность»









Автор: Яшкина Татьяна Юрьевна



Воспитатель ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный





































Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ

через трудовую деятельность

Организация образовательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях каждого обучающегося с ОВЗ, является одной из наиболее острых проблем в практике коррекционной школы.

В соответствии с ФГОС в образовании детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие жизненной, социальной компетенции обучающихся.

Важную роль в формировании жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ играет труд. А.С. Макаренко утверждал: «Правильное воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

В процессе трудовой деятельности осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, формируются его мировоззрение, воля, характер, а также такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. Становление и формирование положительных качеств личности обучающихся с ОВЗ возможно лишь при наличии направляющего влияния воспитателя или учителя. При отсутствии этого влияния труд не оказывает на обучающихся должного воспитательного воздействия.

Психологически и практически коррекционная школа должна подготавливать обучающихся к труду на пользу обществу.

Поэтому основными задачами по трудовому воспитанию являются:

- воспитание у обучающихся таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;

- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ немыслимы без трудовой подготовки. Установлено, что трудовая деятельность не только подготавливает обучающихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации является эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире, развивается их мышление. Таким образом, трудовая деятельность создает условие для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития обучающихся.

Постоянное пребывание детей в школе-интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры обучающихся. К этому виду труда относится уход за самим собой. Ежедневно по полчаса утром и вечером дети должны быть заняты самообслуживанием, то есть выполнять определенные трудовые обязанности - убирать утром и разбирать на ночь постель, складывать одежду, пришивать пуговицу, стирать и гладить белье, правильно есть и т.д. К навыкам и умениям, которые необходимо привить детям, относятся также уход за одеждой, обувью. Воспитатели организуют в группах занятия-практикумы по починке одежды, чистке обуви, в процессе которых стараются научить обучающихся видеть недостатки в своей одежде – оторванную пуговицу, дырку – и устранить их. Воспитатели широко используют прием сравнений: сравнивают чистые и грязные вещи, мятые и выглаженные, неряшливо и аккуратно заправленную постель. Можно использовать элементы игры, соревнования, конкурсы: кто лучше и быстрее сложит вещи, уберет постель, пришьет пуговицу («Лучший дежурный», «Чистый стол», «Красивая постель»). Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения таких занятий, - это формирование у детей положительного отношения и интереса к труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте, аккуратности, опрятности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Особенно дисциплинирует детей связанный с личным самообслуживанием - хозяйственно-бытовой труд. Это вид труда – одно из основных средств создания дружного детского коллектива. Дети, воспитанные в труде, меньше ссорятся, всегда жизнерадостны, доброжелательны, общительны.

Обучающиеся усваивают навыки ухода за жилищем, поддерживая чистоту и порядок в спальнях, столовой. При этом они начинают принимать активное участие в жизни школы-интерната. Включаясь в обязательные дежурства по спальням, столовой, классу и школе, они учатся быть наблюдательными, ответственными, и постепенно сами стараются улучшить санитарно-гигиеническое состояние школы-интерната.

Хозяйственно-бытовой труд реализуется только при соблюдении определенных гигиенических условий. Так, для проведения генеральной уборки в спальнях (акции «Сделаем свой дом чистым и уютным», «Субботние хлопоты») необходимо обеспечить обучающихся соответствующим инвентарем: веник, ведро, тряпки. Воспитатель должен разъяснить обязанности каждого обучающегося и вместе с детьми приступить к выполнению задания. Такие совместные мероприятия способствуют выработке у детей чувства ответственности, коллективизма.

Участие в хозяйственно-бытовом труде требует от обучающихся не только многообразных умений, но и выполнения заданий в строго определенные сроки. Есть такие обязанности, которые необходимо выполнить именно сегодня, а не завтра; а есть такие, которые надо выполнять только раз в неделю (например, уход за цветами – 1 раз в неделю, а вытереть пыль – ежедневно). Таким образом, дети приучаются следовать определенному ритму, выполнять необходимые операции вовремя, это дисциплинирует детей – в этом большое воспитательное значение хозяйственно-бытового труда.

Непосредственное участие обучающихся в общественно-полезном труде является основой формирования нравственных качеств.

Общественно-полезный труд заключается в выполнении обучающихся полезных дел. Выбор деятельности зависит от поставленной цели, от возраста и психофизических возможностей детей. Степень организованности и результаты деятельности зависят от качества инструктажа, который получат дети, от понимания ими поставленной задачи.

Очень важно, чтобы детям было ясно, какую пользу принесет их труд, и чтобы их деятельность была четко организована, только тогда труд вызовет у детей положительные эмоции. Поэтому воспитатель стремится дать обучающимся работу, имеющую общественную значимость.

Общественно полезный труд включает как элементы производительного труда, так и элементы труда, не создающего материальные ценности, но имеющего важное воспитательное значение, так как участие в нем приучает детей к бескорыстию, развивает у них стремление быть полезным людям, нести им радость, отдавая время, умение, знания, силы. Такого рода деятельность приучает детей трудиться на благо общества и является началом их трудовой жизни.

В большинстве случаев школы-интернаты представляют собой целый городок, на территории которого расположены учебные здания, спальный корпус, мастерские, столовая, хозяйственный двор - все эти объекты распределены между группами. Каждая из групп отвечает за порядок на закрепленном за ней объекте.

При такой организации труда обучающиеся имеют задания не на один день, а на месяц, год, что повышает их активность и ответственность за качество выполнения задания. Таким образом, трудовые поручения общественного характера могут быть не только разовыми, но и длительными, постоянными.

Очень важно, чтобы дети имели определенные обязанности, отвечали за них. В начале учебного года осуществляется распределение постоянных трудовых обязанностей между детьми, их назначают или выбирают санитарами, завхозами, цветоводами, физоргами, и так далее. В этой связи дети переживают чувство удовлетворенности, радости, у них воспитывается ответственность. Система отдельных общественных поручений предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, включение его в общественную деятельность и трудовую жизнь коллектива школы-интерната.

Учить детей выполнять общественные поручения следует постепенно. В первое время воспитатель подробно инструктирует обучающихся и контролирует каждый их шаг, в дальнейшем он представляет им больше самостоятельности - только проверяет результат работы и отмечает успехи и недостатки.

Виды общественно полезного труда многообразны. Большое значение для воспитания у ребенка трудолюбия оказывают задания, связанные с жизнью школы. Например, во многих коррекционных школах стало традицией участие обучающихся в подготовке школы к новому учебному году: в ремонте спален, классов, игровых площадок, в ремонте мебели, в уборке территории. Дети занимаются сельскохозяйственными работами - озеленением школьного участка, посадкой деревьев, цветов, кустарников не только на территории школы-интерната, но и в ближайших парках. В процессе такой деятельности закрепляются умения планировать и организовывать свой труд, работать в коллективе, помогать товарищам. К видам общественно полезного труда относится: охрана птиц (изготовление кормушек), подготовка и оформление помещений к различным праздникам, ремонт книг в школьной библиотеке («Книжкина больница»), изготовление поделок к знаменательным датам («Мастерская Деда Мороза», 8 Марта), участие в субботниках, городских акциях по уборке территории, шефская работа (старшие оказывают помощь малышам: учат убираться, заправлять постель, пришивают пуговицу).

Таким образом, общественно полезный труд способствует формированию бережного отношения к имуществу, является средством сплочения коллектива, средством коррекции нравственных качеств личности, средством выработки практических умений и навыков. В коллективных формах трудового воспитания, происходит эмоциональное обобщение обучающимися положительного опыта, исправляется эмоциональная деятельность ребенка, его внимание, память, воля, а также речь и мышление.

Огромное значение в трудовом воспитании имеют учет количества и качества выполненной работы, оценка деятельности групп и каждого обучающегося в отдельности. Трудовая деятельность доставляет ребенку особую радость, если замечают, как старательно он трудится. Признание работы хорошей – лучшая награда для детей за их труд. Общественная оценка воодушевляет ребенка и вызывает у него желание еще лучше проявлять себя в той или иной работе, более ответственно относиться к поручениям. Все это способствует формированию правильного отношения к труду, целеустремленности и других волевых качеств личности. Поэтому широко используются гласность результатов труда. В зависимости от формы соуправления, члены Актива школы учитывают и контролируют выполненную работу. Например, оформляются стенды, где указываются фамилии наиболее трудолюбивых и инициативных обучающихся. Используется школьная газета, в которой отводится место специальным колонкам для анализа работы, выполненной той или иной группой. Отличившихся в труде ребят награждают грамотами, ценными призами, поездками на общешкольных линейках.

Большое значение для трудового воспитания обучающихся с ОВЗ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на промышленные предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, тематические вечера, конференции, посещение музеев, выставок. Такие мероприятия значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства, пробуждают интерес к труду. Дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В коррекционных школах это кружки по труду, кружки художественной самодеятельности, экологические кружки, драматические и т.д. В процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности, ребята учатся самостоятельности и творчеству.

Все вышеперечисленные мероприятия являются важнейшими средствами формирования жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ, а также средствами воспитания положительных качеств личности ребенка.























Литература:

1. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., изд. Энас. – 2006.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.

3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2006.

4. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М., Изд. Телевинф.- 2006.

5. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., Изд. Владос.- 2009





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации