Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела

0
0
Материал опубликован 13 April 2022 в группе

«Формирование жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела»

В настоящее время перед современной коррекционной школой стоит вопрос, как достичь наиболее эффективных результатов для подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к полноценной социализации и адаптации в обществе. Для решения данного вопроса в коррекционном образовании большая роль отводится профессионально-трудовому обучению. Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни.

Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, возможность ориентироваться в окружении, соблюдая определенные правила и нормы поведения - это один из условий успешной социализации обучающихся.

Для того чтобы облегчить адаптацию детей и сделать успешной их последующую интеграцию в современное общество, в школе сложилась определенная система подготовки учащихся к труду, а значит, к будущей жизни. Так, организуя труд детей по разным профилям, с учетом современных образовательных технологий, формируется личность ребенка и его (слайд 2) компетентность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Профессионально-трудовое обучение является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Основными предметами являются столярное и швейное дело.

(слайд 3) Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
(слайд 4)

1.Выработать сознательное отношение к труду, воспитать трудолюбие.

2.Формировать трудовые умения и навыки.
3.Развивать творческие способности обучающихся.

Для решения задач подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация, высокий методический уровень проведения уроков, хорошая техническая и дидактическая  оснащенность мастерских.

Организации активной деятельности и развитию познавательного интереса детей на уроках способствуют применение: технологии коррекционно-развивающего обучения, информационно-компьютерной технологии, здоровьесберегающих технологий. При этом в процессе необходимо осуществлять индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении. (слайд 5) Обучение необходимо проводить с опорой на жизненный опыт, далее расширяя жизненные компетенции (знание в определенной области) и создавая благоприятное общение в учебном коллективе.

(слайд 6) При подготовке к уроку встает вопрос - как организовать работу, чтобы приобретенные умения и навыки использовались учеником в жизни, т.к. формирование жизненной компетентности  у детей с ограниченными возможностями здоровья это длительные процесс.

Он осуществляется (слайд7) посредством использования разнообразных методов и приемов работы с предметными, предметно-технологическими и инструкционными картами.

Н-р, метод сравнения играет большую роль в усвоении учащимися знаний и формировании у них понятий. Он помогает выявлять общие и различные признаки предметов. Учащиеся начинают быстрее ориентироваться в задании, точнее дифференцировать отдельные признаки, повышается активность. В процессе сравнения образцов или предметных карт производятся разнообразные умственные операции.

Метод создания проблемной ситуации важен в развитии познавательной деятельности. Для достижения целей:

систематически создаются проблемные ситуации;

четко, конкретно ставятся проблемные вопросы;

всегда доброжелательное отношение к ответам учащихся;

всегда эмоциональная окраска ситуаций;

используется разнообразный материал: карточки с заданиями, наглядность;

Швейное дело- это урок, который учит много и терпеливо вырабатывать аккуратность.

Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем тренировочных упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Организация тренировочных упражнений включает, помимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов при отработке  приема. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения. На уроках используются элементы коллективного способа обучения, где школьницы работают в парах. Для активизации учебной работы применяются различные игровые приемы, например «Найди пару», «Лото». (Каждая ученица получает конверт с карточками. Одна половина из них включает термины, описание ручных и машинных операций, а другая – предметные карты на образцы швов тканей и т.д. Необходимо подобрать к каждой карточке пару. Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля.

Работа по формированию жизненной компетентности у учащихся начинается уже с (слайд 8) младшего звена на уроках ручного труда, когда у ребёнка активизируется познавательная деятельность, формируется интерес к труду. В центре внимания личность, которая по мере своих способностей и возможностей открыта для восприятия нового опыта.

При переходе  (слайд 9) в среднее звено на уроках швейного дела больше времени уделяется практической деятельности, формированию стойкой положительной мотивации к труду, привитию практических умений и навыков.

Успешность этой работы зависит от того, создана ли система работы по формированию профессионально - трудовой компетенции, положительной мотивации обучения. Не всё получается сразу и хорошо.

Не все дети могут работать с иголкой и ниткой, у некоторых ничего не получается, даже простые изделия, тогда мы еще упрощаем работу детей: выполняем аппликации из ткани и ниток. При этом для мотивации на учебную деятельность применяется ситуация успеха, разнообразный вид деятельности. Идти от простого к сложному. Создать атмосферу увлеченности, заинтересовать ребенка.

Умение планировать свою деятельность развивается у детей с интеллектуальными нарушениями на протяжении всего времени обучения. Перед началом практической работы проводится поэтапный анализ изделия: конкретный план по пошиву, характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных швов.

Дети постоянно изучают и повторяют правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ, ВТО. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не способны самостоятельно спланировать свою работу, поэтому часто применяется личностно-ориентированный и дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия.

Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а слабых достаточно научить планировать в рамках одной операции. Владение различными способами контроля и оценки деятельности. Это наиболее сложное умение для детей с ОВЗ. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

При переходе  (слайд 10) в старшее звено, уроки  швейного дела проходят уже с элементами профориентации, одни с частичной помощью учителя, другие - по образцу умеют выполнять простые изделия.

На примере  фартука,  необходимо подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартуков. После того, как мы их сошьем, то сможем в них готовить, т. е. обучающиеся знают для чего нужен этот фартук. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями.

Материальные затраты при изготовлении изделий – это основные вопросы, на которые нужно ответить при  их изготовлении.

Также, сравнивая, сколько стоит фартук в магазине, и во сколько обойдется она нам, делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетенции, способности и умения, обеспечивающие эффективность действий в процессе трудовой деятельности, овладение нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентирование на рынке труда.    

(слайд 11)На уроках швейного дела учителю необходимо:

- Стремиться к созданию ситуационного успеха.

- Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.

- Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.

- Проводить определенную профориентационную работу.

- Знакомить с профессиями.

- Организовать выходы на экскурсию в швейную фабрику, в ателье, в магазин тканей.

- Профориентационная работа с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей. Обучающиеся настраиваются на то, чтобы продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение обучающимся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.

(Слайд 12)Таким образом, к ключевым жизненным компетентностям, которые формируются на уроке швейного дела можно отнести:

- знания, умения и навыки необходимые ребенку в повседневной жизни;

- умение обучающих обращаться за помощью и принимать ее;

- трудовая коллективная деятельность;

- самостоятельная работа, сотрудничество;

- применение в работе современных образовательных технологий и приемов;

- позитивная поддержка ребенка во всех его начинаниях;




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации