Статья «Формирование жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в условиях группы продленного дня»
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ в условиях группы продленного дня.
Буковцова Е.Н.,
воспитатель гпд
Почетный работник общего образования РФ
г. Белгород
Общеобразовательная школа № 30
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной компетенции .Он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка. Это позволяет обеспечить школьнику не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей в обыденной жизни.
Поэтому педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.
Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта: объективный и субъективный. Объективный аспект – это знания, которые служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности). Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной (т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о содержании и результате этой деятельности, что позволяет принимать решения и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.
Психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные;
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для детей с различными множественными нарушениями особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции.
Социально-трудовая компетенция - способность личности выполнять социальные функции.
Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх.
Такие занятия имеют большое значение в жизни ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Умственная и трудовая деятельность создаёт возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного планирования работы, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, в том числе и к своим школьным принадлежностям, учебникам, пособиям (т. к. в начале обучения возникают проблемы — дети неаккуратно относятся к учебникам и своим принадлежностям), стремления сделать работу хорошо и своевременно. В процессе обучающей деятельности учащиеся не только повторяют трудовые и учебные операции, но и модулируют жизненные ситуации, что, несомненно, способствует формированию как учебно-познавательной, так и коммуникативной компетенции.
Известный педагог и психолог Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».
В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся реальной жизни.
Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в обучении и развитии воспитанников, а также осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Важно сделать максимально наглядным весь материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.
Обеспечение понимания детьми нового материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.
Деятельность учащихся должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым».
Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя
Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, координации планов работы. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Для успешной выработки умений и навыков, необходимых учащимся в жизни, воспитатель применяет различные педагогические методы и приемы.
Это:1) Словесные методы;2) Наглядные методы;3) Практические методы;
Эти известные всем педагогам методы зарекомендовали себя с положительной стороны. Важным является, как педагог будет сочетать их применение с новыми технологиями в обучении и воспитании.
1. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.2007 год
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119