Выступление «Формирование читательской грамотности на уроках физики с использованием УМК Перышкин А.В. (физика 7–9 классы)»

6
0
Материал опубликован 9 August

Формирования читательской грамотности на уроках физики

с использованием УМК Перышкин А.В. Физика 7-9.

«Испокон веку книга растит человека»

Пословица

Формирование функциональной грамотности учащихся одна из основных задач современного образования. В основе функционального обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности учащегося. Для формирования функциональной грамотности необходимо чтобы учащиеся обладали общими учебными умениями и способами деятельности:

«проведение информационно-смыслового анализа текста»;

«выбор и использование различных знаковых систем (таблица, текст, схема и др)»;

«использование для решения познавательных задач различных источников информации» и др.

Ключом по всем видам функциональной грамотности является читательская грамотность. В ФГОС ОО читательская грамотность или смысловое чтение (так же как и в начальной школе) — важнейший межпредметный результат обучения.

Функциональная грамотность — способность применять знания для решения любых задач.

Читательская грамотность — (базовый навык функциональной грамотности) важная составляющая функциональной грамотности — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать при решении задач.

Каждый параграф учебника — это новый для учащегося текст. Пусковым механизмом, движущим все дальнейшее понимание текста, является умение, ознакомившись с заголовком, задать самому себе ряд вопросов:

О чем здесь пойдет речь?

Что мне предстоит узнать?

Что я уже знаю об этом?

Даже сухой и деловой заголовок параграфа учебника по физике дает возможность для включения новых знаний в прошлые: учащийся может вспомнить, сообразить, предположить. Для зрительного восприятия названия темы урока учитель может применить прием «Домысливание», когда с темой урока предлагаются и слова «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов помощников учащиеся могут сформулировать задачи урока. Например: тема «Атмосферное давление». Что повторим — понятие давление, атмосфера. Что изучим — атмосферное давление. Что предстоит узнать — почему существует атмосферное давление. Что проверим — действие атмосферы (опыт).

Учитывая, что в 7 классе учащиеся впервые знакомятся с учебником по физике, необходимо организовать чтение некоторых абзацев параграфа и в форме беседы (наводящих вопросов) пересказать их содержимое. Также по ходу чтения необходимо приучать задавать вопросы.

Это учит детей строить предположения о дальнейшем содержании и читая, проверять, совпадают ли они с данным материалом. Выдвигая по ходу чтения свои ответы в работе с текстом учащийся осуществляет самоконтроль — необходимое условие и понимания, и запоминания. Например: тема «Сила». Прочитав 1 абзац учащиеся отвечают на вопросы: о чем речь -

что уже известно -

что именно получается -

что из чего следует -

Далее читаем абзацы 34567. Вопрос — для чего это делается? Показать что: 1- изменение скорости тела происходит под действием тел друг на друга, 2 — может изменяться не только модуль скорости, но и направление скорости, форма или размер тела.

Умение работать с учебником и любым другим познавательным текстом необходимо в течение всей жизни. Прежде всего текст нужно понять и запомнить. Запомнил или нет легко проверить: пересказал текст без потерь, значит, запомнил. А что такое «понять содержание текста»? Каждый из нас сталкивается на уроках с такой ситуацией, когда ученик пересказывает на уроке выученное дома. Но вот учитель начинает задавать вопросы и что происходит. На некоторые вопросы ответить не может. Почему? Осознать факт непонимания текста совсем не просто. Текст приходит к читателю слово за словом, предложение за предложением. «Поэтому информация, заключенная в тексте, поступает не сразу, а сигнал за сигналом — по ходу чтения».

В своей педагогической деятельности я не раз замечала, что «сбои» в работе с текстом у детей часто связаны с непониманием смысла слов, словосочетаний, предложений, взаимосвязей. Непонимание слов при изучении физики связано в первую очередь с незнанием определений, не пониманием определения, отсюда пробелы в знаниях, которые в последствии приводят к неуспеваемости или плохой успеваемости по предмету. Поэтому, первая задача для учителя научить своих учеников, понять каждое слово, то есть знать-понимать определения. Здесь важно подчеркнуть, что на уроках учитель должен систематически, совместно с учащимися использовать предметно-именной указатель учебника и словари для выяснения значений слов, повторения понятий, их закрепления. Рекомендовать своим ученикам при чтении текста подчеркивать непонятные слова и выражения, выяснять их значение, используя различные источники (словари, справочники, Интернет). Прием Инсерт подходит для уроков усвоения новых знаний. Прием требует от учащихся не пассивного чтения, а внимательного. Заставляет вспомнить то, что уже известно, вычленить из текста новое. Например. Тема урока: Сила упругости. Закон Гука.

Знаю

Новое

Думал по другому

Не понятно мне

Сила тяжести, деформация

Сила упругости возникает при попытке изменить форму или размер тел и исчезает при исчезании деформации, препятствует деформации,

разные виды деформации

 

Жесткость тела зависит от формы и размера

Почему резиновый шнур при растяжении может порваться, а пружина может не вернуть себе прежнюю форму

 

При изучении нового материала можно также использовать прием «Ключевые термины». Из текста учитель заранее выбирает четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся в группах (парах) предлагается дать общую трактовку этих терминов (мозговая атака), распределить их в определенной последовательности, предложить, как они будут применяться в конкретном контексте темы. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины, найти подтверждения своим предложениям. Например: молекулы, диффузия, движение, явление, температура. В данном случае эти слова можно использовать для выяснения темы урока, далее попросить распределить их в определенной последовательности, указав значение их употребления.

Вопросы для самоконтроля — это вопросы после каждого параграфа учебника. Ответы на вопросы параграфа это аппарат, позволяющий учащимся быстрее и продуктивнее усвоить учебный материал, развивать умение описывать рисунок (схемы), выделять главное, проводить анализ текста. Работу с учащимися по вопросам после параграфа необходимо учить с первого урока по физике:

Прочитать абзац параграфа и затем ответить на вопрос приведенный после параграфа и относящийся к прочитанному. Можно эту работу проводить в обратном направлении: найти абзац, в котором содержится ответ на вопрос.

Выделять абзацы текста, относящиеся к рисункам и ответить на вопросы связанные с рисунком.

Таким образом учащиеся понимают:

ответы на вопросы параграфа всегда содержатся в тексте

каждому вопросу соответствует свой текст

не всегда одному вопросу соответствует целый абзац

рисунки, схемы, таблицы тесно связаны с текстом параграфа

ответ на вопрос можно давать словами из текста и своими словами.

Очень важно использовать прием «Вопросы к тексту», когда к изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов-суждений:

Почему?

Как доказать?

Чем объяснить?

Вследствие чего?

В каком случае? И т.д.

Это прием развивает познавательную деятельность в работе с текстом, их письменную речь. Формой учебной работы, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограниченных условиях, является «Своя опора — шпаргалка», можно провести конкурс шпаргалок. Также с целью привлечения внимания к тексту нужного материала, повторения и закрепления знаний важно проводить интеллектуальную зарядку в виде отгадывания кроссворда, создания кластеров.

Любая задача по физике требует навыков смыслового чтения. Процесс решения задачи: перевод информации из одной формы представления в другую, анализ текста, рисунка, таблицы, диаграммы, на основе анализа информации создание физической модели. Начиная решать ту или иную задачу, даже самую простую, нужно для начала очень внимательно прочитать ее условие, попытаться с самого начала понять о каком явлении идет речь, попробовать его представить, понять суть. Далее нужно определить основным законы, которые будут действовать в задаче, и только потом пытаться искать ответ на поставленный вопрос. Несмотря на все это, у учащихся, которые знают все законы и формулы, все равно возникают трудности. В чем причина? Для того, чтобы решить любую задачу нужно уметь делать всего две вещи – понимать физический смысл явления, описываемого в задаче, и правильно выстраивать цепочку мини-вопросов, ответив на которые, можно ответить и на основной вопрос задачи. Столкнувшись с задачей перво-наперво нужно задать себе вопрос «О каком физическом явлении идет речь в этой задаче? Отчего так происходит?».

Очень важно перенаправлять учащихся к учебнику, найти подобный в задаче рисунок, явление описанное в параграфе, повторить понятие, обозначение физической величины, ее единицы измерения, вспомнить перевод единиц измерения, повторить формулу или формулировку закона. Для отработки умения решать задачи по данной теме ученикам для самостоятельного решения предлагается несколько задач. Причем учащиеся могут и должны при решении пользоваться и учебником, и рабочей тетрадью.

Для анализ рисунка предлагаю вопрос Что вы видите на рисунке?, затем наводящие вопросы: Что изображено на рисунке: прибор, тело, явление? Что делают, или происходит? Какие данные величин? Что известно? Что можно найти? Чем отличаются рисунки? И т.д.

Приемом, способствующим развитию внимания и формирования критичности мышления, является прием «ошибающийся учитель» или «лови ошибку». Этот метод активно использовали Ш.А.Амонашвили, В.Ф. Шаталов. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Или похожий прием по нахождению ошибки в тексте или по восстановлению текста, намеренно «поврежденный», когда учащиеся получают текст (или пример разбора решения задачи) со специально допущенными ошибками. При этом используют материал учебника. Ученики охотно включаются в такую работу, что непременно способствует развитию учебных умений в работе с текстом. В качестве тренировочного упражнения на понимание текста можно использовать следующую прием «Перепутанные логические цепочки»: собрать предложение (текст), рассыпанное на слова (предложения). Задачи на собирание «россыпей» могут быть использованы в самых разных моментах учебного процесса, например в конце урока с целью, чтобы в собранном виде эта «россыпь» оказывалась выводом из урока. Что дают такие упражнения? Во-первых, учащийся сможет «прощупать» монтажные взаимосвязи. Во-вторых, он учится выбирать лучший из возможных вариантов, а для этого критически оценивать их, способствует правильному логическому построению ответа и пересказа и пониманию текста. Например: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела.

Текст с ошибками: Все вещества состоят из частиц. Частицы — это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. Но в твердых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму и объем. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц.

Работа с учебником развивает умения и навыки самостоятельной работы с книгой. Работу учащихся с учебником необходимо организовать так, чтобы она создавала навыки и умения анализировать прочитанное, находить материал, необходимый для решения задач, делать выводы. Для этого учащимся следует прежде всего прививать умения репродуктивного характера.

 

Литература:

Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и его понимания.-М.

Граник Г.Г, Бондренко С.М., Концевая Л.А.. Как учить школьников работать с учебником. Издательство «Знание». 1987г

Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник.

Методика преподавания физики 7-8 Класс . А В Усова. 1990г.

Издательство «Просвещение». УМК по физике. Серия вебинаров.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.