ФОРТ БОЯРД
(НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
Подготовительная группа
Подготовила : Ахмедханова Н.Ю., воспитатель
Цель: Формирование интереса у старших дошкольников к интеллектуальной деятельности, усвоение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков.
Задачи:
Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом.
Совершенствовать в умении называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет) от любого числа, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Дать представление о прямой, кривой линии. Формировать умение измерять его длину.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, коврографе Воскобовича (игровом поле), формируя умение изображать графическую информацию.
Развивать навыки вычислительной деятельности, умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Формировать умение моделировать геометрические фигуры, представления, как из одной фигуры создать другую, упражняя в умении работать в парах.
Продолжать знакомство с часами, умение различать длительность временного интервала ( 1 час).
Упражнять в составе числа в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путём взвешивания на ладонях.
Закреплять знания монет, достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: магический шар, набор ключей , сундук с замками, часы( циферблат с отверстиями в форме геометрических фигур, обьёмные геометрические фигуры ( пластмасс, пена, дерево), бассейн надувной, планшеты( оргстекло)- 5 штук., коврограф Воскобовича.
Раздаточный: игровизоры ( ламинированные листы в клетку), маркеры, простые карандаши, гуашевые краски, влажные салфетки, картинки морского дна с морскими обитателями для составления и решения задач для игры с фонариком Натальи Коняхиной, конверты с монетами для заштриховки.
Ход:
Под музыку в зал заходит старец
Фура- хранитель сокровищ форта,
он держит в руках магический шар,
смотрит в него
Фура:
Что я вижу? Снова нашлись смельчаки, готовые захватить форт и завладеть сокровищами . Ну что ж, посмотрим, посмотрим…
Под музыку заходят дети
Дети:
Мы говорим вам «добрый день», а вы в ответ нам «добрый день», будто ниточкой связали, доброту мы в этом зале!( взялись за руки)
Фура:
Приветствую вас! Вижу, что вы дружные ребята, я давно наблюдаю за вами через свой магический шар, что привело вас ко мне?
Дети:
Мы ребята дошколята, в форт-Боярд пришли играть и девиз наш побеждать!!!
Фура:
Ну что ж, это смелое решение, ведь только показав свои знания, вы сможете справиться с заданиями, за которые вы получите ключ. И только собрав все ключи, вы сможете забрать сокровища форта.
Фура:
Вы готовы?
Дети:
Да!
Фура:
Удачи вам, господа!!!
1В-ль:
Первое задание- разминка или « заморочки из бочки». Дайте правильный ответ. Соберись, не зевай, думать начинай!
У какой фигуры нет ни начала ни конца?(круг, овал)
У мамы дочка Даша, сын Саша, собачка Дружок и кот Пушок.
Сколько детей у мамы?
Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?
В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько ушей у трёх мышей?
На что похожа половинка яблока? (на другую половинку)
Сколько частей в сутках?
Какой день недели стоит перед четвергом?
Сколько лап у двух медвежат?
Молодцы! Первый ключ ваш!!!
2 В-ль обращает внимание на коврограф
- Второе задание
« Найдите соседей чисел»
« Ну ка, цифры станьте в ряд» ( в порядке возрастания)
Вы на правильном пути, ключ ваш!
- Итак мы дальше наш путь продолжаем, следующее задание узнаем:
3 Перед вами две дорожки, два пути. А нам ведь нужно быстро этот путь пройти, как же узнать по какой нам идти?( нужно растянуть ломаную дорожку и сравнить какая короче, а какая длиннее. )
Совершенно верно, это задание выполнит на коврографе Ника.
Игра –упражнение « Выбери дорожку»
Сколько клеток занимает ломаная красная дорожка? 5, а прямая белая 8. Мы растянем ломаную дорожку и она оказалась длиннее , она занимает 9 клеток.
На сколько длиннее красная дорожка ? (на один)
Совершенно верно! Ключ ваш!
4 Чтобы справиться со следующим заданием нужно пройти за столы.
Фура:
От квадрата к квадрату двигаясь уверенно
Вы не собьётесь на пути проверенном
И если правильно этот путь пройдёте,
Знакомую фигуру обретёте.
В-ль:
- Ребята, нам нужно море переплыть
На чём мы поплывём, сейчас узнаем.
Возьмите игровизоры, фломастеры. А Алиса будет выполнять это задание на коврографе. Итак, будьте внимательны, мы начинаем!
Графический диктант
Поставьте точку на 5 клеток вверх от центра.
Внимание вправо-вниз на 1 клетку
1 клетка вправо
Внимание! Вправо-вниз на 1 клетку
2 клетки вправо
2 вниз
5 влево
-Что у вас получилось? (половинка корабля)
Дорисуйте вторую половинку.
Молодцы! Получите ключ.
5 Фура:
- Плывёт плывёт кораблик качаясь по волнам
В неведомые страны
К неведомым местам
А море шепчет- не грусти
Лучше в гости загляни!
В-ль:
Итак, следующее задание :Фонарики в руки возьмите, картинку моря подсветите.
Что вы видите?
( морских коньков, черепашек и т.д.)
А вместе они? ( морские обитатели)
Составьте задачу и решите её.
Игра с фонариком « Составь задачу»
Молодцы! За это задание вы получаете два ключа!!
6 Ну вот мы и добрались, морских обитателей не испугались!
Подойдите ко мне.
Посмотрите, что это?( часы)
Чего не хватает нашим часам? ( на циферблате нет цифр)
Действительно, время не ждёт, оно всё время мчится вперёд.
Наши цифры убежали в бассейн. Давайте присядем около него.
Что в бассейне? ( объёмные геометрические фигуры)
Давайте с ними поиграем, какие они по весу узнаем.
Игра в бассейне « сравни геометрические фигуры»
Возьмите по одной фигуре в каждую руку.
Какие они по весу?( Одинаковые, если изготовлены из одного материала, разные если одна фигура из пены, а другая из дерева, она деревянная, поэтому тяжелее, а из пены легче)
Я с вами совершенно согласна!
А сейчас фигуры с цифрами найдите , вставьте их в нужное отверстие и часы заведите!
Игра « потерянное время»
А который сейчас час? Молодцы! За это задание вы получаете 2 ключа !
7 Наш старец мудрый и суровый дать следующее задание готовый:
Фура:
Я хочу посмотреть, как вы умеете рисовать вместе, сообща
Займите места около прозрачных мольбертов
(дети садятся)
Итак….слушайте задание внимательно!
Рисование пальчиками на прозрачных мольбертах « палка палка огуречик..»
Нарисуйте трапецию, дорисуйте две линии, чтобы получилось три одинаковых треугольника. Зарисуйте один треугольник. Сколько зарисовали треугольников? (один) А сколько всего их (три). Как мы можем назвать зарисованную часть трапеции ? (1/3)
Дорисуйте ещё две линии , чтобы получился один большой треугольник
Дорисуйте ещё две линии, чтобы получился ромб.
Молодцы! Ключ ваш!
8 Следующее задание и последний ключ.
Конверты с сюрпризом и какая -то тайна.
Эту тайну разгадайте,
Что внутри конверта, узнайте.
Вам помогут простые карандаши!
Игра « заштриховка- отпечаток»
Что у вас отпечаталось? ( монеты)
Саша перечисли какие у тебя монеты в конверте?
Этот ключ вы можете купить за 7 рублей. Какими монетами вы расплатитесь?
Возьмите, этот ключ ваш.
А этот ключ вы можете купить за 6 рублей .( 5 и 1)
Возьмите ключ.
А этот ключ вы можете купить за 10 рублей ( целая 10 рублёвая монета или 5 и 5)
Возьмите ключ
9 А теперь подойдите ко мне. Мы собрали все ключи и сможем открыть этот сундук с сокровищами.
12 ключей, 12 замков. На каждом замке количество кружков, которое соответствует составу из чисел на ваших ключах.
Подберите ключик к замку.
Игра « Подбери ключик к замку»
Все ключики совпали с замками, сундук открываем…..
Сокровища форта наши, ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!! ( достаёт медали)
Эти медали вы заслужили, вы большие молодцы!
награждение
Фура: Вы отличные ребята и достойны этих наград!
Спасибо вам за отличную игру, будущие школьники! До новых встреч!
Дети: Спасибо! До свидания!!!!
Дети выходят из зала.
Фура (смотрит в магический шар)
Что я вижу?
Снова нашлись смельчаки, готовые захватить форт и завладеть сокровищами. Ну что ж, будем ждать. Ну а пока….. До свидания, до новых встреч!!!!
Desteni