12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

/data/files/n1611905928.pptx (Презентация)

НАУКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО БУДУЩЕГО

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний об отношениях организмов друг с другом и окружающей средой

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания об отношениях организмов друг с другом и с окружающей средой в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности взаимоотношений организмов

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей отношений организмов друг с другом и с окружающей средой

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об этапах развития отношений природы и человека на Земле и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                               Ход игры.

        Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»

1.Термин « экология» ввел Геккель

2.Экологически чистая бумага сделана из экологически чистой древесины ( нет, из макулатуры)

3.Флуоресцентная лампа мощностью 18 ватт дает столько же света, как и лампа накаливания мощностью 75 ватт

4.Фотопериодизм – реакция организмов на будущность

5.Экосистема тундры легко восстанавливается после антропогенного воздействия ( нет)

6.Нарушения экосистем может происходить только из-за деятельности человека ( нет, и из-за деятельности организмов)

7.Этанол является одним важнейших факторов, сокращающих жизнь россиян

8.Продуктивность агроценоза больше, чем продуктивность экосистем 

9.Синантропные виды – это виды, всегда живущие рядом с человеком

10.При отсутствии одного экологического фактора он может быть заменен другим ( нет)

11.Пастбищные цепи отличаются более полным использованием исходных веществ ( нет, детритные)

12.Чистота озера Байкал определяется одним видом рачков ( да, они составляют 30% массы зоопланктона)

13.Детрит в глубоких водоемах не успевает осесть на дно и в толще воды поглощается бактериями

14.Теплые воды с Ленинградской АЭС благотворно влияют на жизнь обитателей Финского залива ( нет, это тепловое загрязнение)

15.Экосити – идеальные города есть не только в США, Англии, но и в России

 

Конкурс «Подсказка»

1.Это то, что определяет плодородие почвы

2.Несмотря на их огромную работу, мы их не видим

3.Именно они проводят минерализацию органического вещества

                                                                              ( редуценты)

1.Это то, что нужно злым дворовым собакам

2.Они у них могут быть короткими и длинными

3.А вот в природе они всегда короткие

                                                                             ( цепи питания)

1.У них такая же структура, как у экосистем

2.Но круговорот неполный

3.Зато их отличает высокая продуктивность

                                                                            ( агроценозы)

1.Этот процесс происходит давно

2.Благодаря ему вещества используются многократно

3.Именно от него зависит устойчивость экосистем

                                                                            ( круговорот веществ)

1. Именно к этому стремится любая экосистема

2. Определяется это свойство не только многообразием видов

3. Но и полнотой круговорота веществ

                                                                           ( устойчивость экосистем)

Конкурс -кроссворд "Одно из свойств экосистемы"


Кроссворд "свойство экосистемы"
DOCX / 13.27 Кб

1.Организмы, живущие в толще воды, образуют ( планктон)

2.А эти сочетают признаки сразу двух царств ( грибы)

3.Реакция организмов на будущие изменения окружающей среды (фотопериодизм)

4.К ним относится лишь малая часть бактерий ( продуценты)

5.Одни создают, а эти потребляют ( консументы)

6.Организм, показывающий состояние окружающей среды (лишайники, например) ( индикатор)

7.Самые благоприятные условия для организма ( оптимум)

8.И зебры, и антилопы, и зайцы – это ( фитофаги)

9.Ими являются в основном растения и только некоторые бактерии (автотрофы)

10.Виды животных, прекрасно уживающиеся рядом с человеком (синантропные)

11.Система с очень высокой продуктивностью ( агроценоз)

12.Отношения шляпочных грибов и деревьев ( симбиоз)

13.Отмершие организмы образуют ( детрит)

14.Переплетение пищевых цепей образует пищевую ( сеть)

              Ответив на все вопросы, вы назовете важный показатель экосистемы -                                                                        продуктивность

 

Конкурс « Акула»

 

1.Дерево пустыни, закрепляющее пески, которое не рубят топором ( саксаул)

2.Важное растение степей, закрепляющее почву, его семена вкручиваются в землю ( ковыль)

3.Акула

4.Важнейшее дерево африканской саванны ( баобаб)

5.Акула

6.Самое крупное млекопитающее Австралии, конкурент домашних животных ( кенгуру)

7.Акула

8.Основная пища усатых китов в океане ( криль)

9.В Евразии – лесостепи, а в Африке - ( саванны)

10.Самое распространенное дерево в России, отличающееся от других хвойных ( лиственница)

11.Акула

12.В Африке рядом шакалы и львы, а в Арктике – песцы и ( белые медведи)

13.Дерево океанических островов, чье расселение связано с водой (кокосовая пальма)

14.Акула

15.Санитар леса, редкий зверь в центральной России ( волк)

16.Австралийское дерево, не дающее тени ( эвкалипт)

 

Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос об одном из источников энергии, о котором писал еще Пушкин в сказке о царе Салтане

        Это один из вариантов нетрадиционной энергетики, в которой используется экологически чистый и неисчерпаемый источник энергии. Большие установки не оправдывали себя и вызывали сильное шумовое загрязнение. Сейчас такие установки выносят в море. Там они никому не мешают и дают при этом энергии в 2 раза больше, чем аналогичные на суше. Так какой же источник энергии издавна использовался на Руси для получения энергии, правда, механической?

                                                                        ( энергия ветра)

Вопрос о существе, известном всем

         Этот организм плохо приспособлен к жизни в естественной окружающей среде. Он плохо переносит низкие и высокие температуры, не может жить более 5 дней без воды, скорость его передвижения не превышает 10-15 км в час, он беззащитен перед хищниками. Угол зрения его низкий, плохо видит в темноте. Репродуктивные способности также весьма ограничены – не более 1 детеныша в год. Но при всем этом, велика его роль в биосфере. Кто же это существо?

                                                                        ( человек разумный)

Вопрос о новой отрасли сельского хозяйства.

         Эта отрасль сельского хозяйства – вермикультура – появилась в США в конце 40-ых годов 20 века. В России сейчас 50 таких хозяйств. Основное сырье – органические остатки и в первую очередь навоз. При этом выгода получается двойная - биогумус, который можно использовать для подкормки растений, и живые организмы, которые используют для подкормки птицы. Кто же эти всем известные организмы, перерабатывающие отходы и одновременно становящиеся пищей для домашних животных?

                                                                        ( дождевые черви)

Вопрос о явлении – общем свойстве всех живых организмов

           Это есть у всех живых организмов, в т.ч. и у человека. С этим явлением связаны десятки физиологических показателей, определяющих работоспособность человека. Они связаны с вращением Земли вокруг оси и Солнца и с влиянием Луны. Именно эти изменения в деятельности живых организмов помогают им приспособиться к изменениям окружающей среды, заранее готовясь к ним. Знания об этих явлениях важны для сельского хозяйства, для акклиматизации новых видов. Так какие же явления изменялись у нас, когда мы переходили на летнее и зимнее время?

                                                                        ( биологические ритмы)

Вопрос о том, как природа дает человеку подсказки

        Эти организмы реагируют на изменения окружающей среды своим отсутствием или присутствием, изменением своего внешнего вида, поведения. Они часто дают при этом виде биологического мониторинга более ценную информацию, чем прямая оценка загрязнения приборами., так как организмы реагируют сразу на весь комплекс загрязнений. О повышенном содержании бария и стронция в сред сигнализируют березы и осины неестественно зеленым цветом листьев. Там, где есть месторождения урана, лепестки иван-чая становятся белыми. Как же называют эти организмы, дающие человеку подсказки.

                                                                       ( биоиндикаторы)

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

 

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Вышинская Нина Ивановна, 18.10.19 в 11:51 0Ответить Пожаловаться
Срасибо, Евгений Алексеевич за прекрасный материал. Сама с удовольствием поиграла отвечая на задания. Беру разработку себе в копилку. Единственный вопрос Вам- я всегда считала, что агроценозы- самые продуктивные сообщества, т.к. в большинстве сокчаев являются пионерными. Разве не так?
Евгений Алексеевич, 18.10.19 в 19:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Ивановна! Видел эту ошибку, это после правки текста в издательстве. А при последней проверке пропустил. Ещё раз спасибо!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.