12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14270
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ОЧЕНЬ НУЖНАЯ НАУКА ЭКОЛОГИЯ


 Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний об основных экологических закономерностях

 Результаты изучения темы

Предметные –применяют знания о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности взаимоотношений организмов друг с другом и окружающей средой


2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) экологических закономерностей

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об экологических закономерностях и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».


                                                                 Ход игры.

          Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.


Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…

    1.Существуют три основные среды обитания ( нет, 4)

    2.Акклиматизация животных всегда дает только положительные результаты ( нет, не всегда)

    3.Один экологический фактор может быть запросто заменен другим ( нет)

    4.Два вида с одинаковыми экологическими потребностями не уживаются друг с другом

    5.Чем больше в почве воды, тем лучше растениям( нет)

    6.Плотность популяции важный показатель для правильного ведения охотничьего хозяйства

    7.В нашем кишечнике обитают бактерии-симбионты

    8.Абсолютно все бактерии – гетеротрофы ( нет, есть и автортрофы)

    9.Кислорода в воде в 21 раз меньше, чем в воздухе

    10.Популяция – это единица эволюции

    11.Учение о биогеоценозе создал Сукачев

    12.Самые крупные звери из каждой систематической группировки обитают в воде

    13.Устойчивость экосистемы определяется только видовым разнообразием ( не только

         14.Сигналом для перелета птиц является изменение продолжительности светового дня

    15.Все теплокровные имеют постоянную высокую температуру ( нет, не у всех)


Конкурс «Подсказка»

    1.Все эти организмы имеют одинаковые пигменты

    2.Этот пигмент нужен для усвоения солнечной энергии

    3.В процессе фотосинтеза они создают органические вещества

                                                                         ( продуценты)

    1.Это одно из звеньев пищевой цепи

    2.Это гетеротрофные организмы

    3.Если они первого порядка – то это фитофаги

                                                                          ( консументы)

    1.Без них невозможен круговорот веществ в природе

    2.Хотя они очень малы по размерам

    3.Но проводят огромную работу по минерализации органического вещества

                                                                         ( редуценты)

    1.Их всегда меньше, чем необходимых для них организмов

    2.Они имеют высокоразвитую нервную систему

    3.И специальное охотничье поведение

                                                                         ( хищники)

    1.Их жизнь также зависит от других организмов

    2.Но они не уничтожают этих организмов, как хищники

    3.А только истощают их

                                                                (паразиты) 

 

Конкурс "Кроссворд"

Кроссворд "Акклиматизация"
DOCX / 14.45 Кб

    1.Область расселения вида ( ареал

    2.Отношения между организмами со сходными экологическими требованиями (конкуренция)

    3.Американский вид, вытеснивший русский. Название животного – это и жилище мелких грызунов ( норка)

    4.У нас – куница, а в сибирской тайге ( соболь)

    5.Это то, что имеет каждый вид, его профессия в экосистеме , экологическая ( ниша)

    6.Крупная рыба с Дальнего Востока, с названием реки ( амур)

    7.Североамериканский грызун, переселенный в Россию ( ондатра)

    8.Эта крупная жаба может стать еще одним национальным бедствием Австралии ( ага)

    9.А эти – первое национальное бедствие Австралии ( кролики)

    10.Русский ученый, сформулировавший принцип конкурентного исключения (Гаузе)

    11.Не дворовая, а дальневосточная енотовидная ( собака)

    12.Бык в юбке, акклиматизированный на о. Врангеля ( овцебык)

    13.Южноамериканский грызун, акклиматизированный на юге нашей страны (нутрия)

    14.Этого быка нельзя переселить на равнину ( як)

Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете один из способов увеличения видового разнообразия данной местности

Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о том, что природа изобрела задолго до человека

          Чтобы очистить воду от примесей, существует множество фильтров, которые изобрел человек. Однако, природа уже давно использует фильтры для поддержания чистоты водоемов. Чистота воды в озере Байкал во многом зависит от деятельности рачка эпишура, на которого приходится до 90 % массы планктона. Так как же называют группу животных – двустворчатых моллюсков, усоногих и веслоногих рачков – очищающих воду?

                                                               ( фильтраторы)

Вопрос о том, как природа позаботилась сама о себе и о человеке

           Всем известно, что жизнь зародилась в воде. А выход жизни на сушу стал возможным лишь тогда, когда зеленые растения обогатили атмосферу Земли кислородом. Именно из кислорода образовалось то, что позволило жизни выйти на сушу. Именно это защищает человека от губительных УФЛ. Как же называется это защитное приспособление?

                                                               ( озоновый экран)

Вопрос о том, почему на Венере жарче, чем на Меркурии

          Хотя Меркурий расположен ближе к Солнцу, более высокая температура на Венере. Причина заключается в наличии атмосферы у Венеры, что было открыто еще Ломоносовым. Атмосфера поглощает длинноволновое ( тепловое) излучение земной поверхности, в которое превращается большая часть достигшей Земли энергии Солнца. Как же называется это явление, связанное с повышением температуры, в том числе и за счет скапливающегося в атмосфере углекислого газа и метана?

                                                               ( парниковый эффект)

Вопрос о том, что загрязнение бывает разным

           Этот вид загрязнения способен наносить ущерб здоровью человека и является одной из проблем городской экологии и производственных помещений. Единица измерения этого загрязнения – децибел. Шепот оценивается в 20-40 децибел, обычный разговор – 50-75, а слушатели первых рядов на рок-концерте получают свыше 125 децибелл. На уроках должна быть тишина, потому что снижение продуктивности умственного труда происходит при 55 децибеллах. Так о каком виде загрязнения идет речь?

                                                                ( шумовое загрязнение)

Вопрос, проверяющий ваше умение работать с информацией

             Оказывается, правила надо не только знать. Их можно выводить, используя имеющуюся информацию. Вот несколько фактов. Очень длинные уши и лапы у пустынной лисички фенека и крошечные уши и короткие лапы у полярного песца. Европейская рыжая лисица занимает промежуточное положение между этими двумя видами. На основании этих фактов было выведено правило Аллена. А вы сможете его вывести?

               Правило Аллена - У животных, обитающих в холодном климате, выступающие                       части тела обычно короче, чем у родственных видов из жарких областей.


Подведение итогов

         После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.



Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 05.09.19 в 20:12 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лариса Аркадьевна! Есть интересный справочник Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова. Популярный экологический словарь М, "Тайдекс Ко", 2003
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.